16+
Выходит с 1995 года
25 апреля 2024

Кто есть кто

Елена Юрьевна Федоренко

Елена Юрьевна Федоренко

Красноярск, Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук. Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории когнитивных исследований, педагог-психолог Психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Заместитель директора и ведущий научный сотрудник Института психологии практик развития СО РАО. Доцент кафедры управления человеческими ресурсами Института экономики, государственного управления и финансов, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Директор «Агентства правовых и психологических экспертиз».

Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России. Консультативный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

В 1990 г. окончила психолого-педагогический факультет Красноярского государственного университета, в 2000 г. - аспирантуру при КрасГУ, стажировалась в области: разрешения конфликтов и ведения переговоров (Красноярск); профилактики зависимых форм поведения (Германия, Великобритания, Франция); семейного консультирования и психотерапии (Санкт-Петербург); развития эмоционального и социального здоровья (Великобритания); межкультурной коммуникации и адаптации мигрантов (Австрия).

В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса».

С 1990 по 1995 гг. – психолог лаборатории психологии Красноярского государственного университета и практикующимй консультант центра «Консультирования, диагностики и коррекции».

С 1992 по 2000 гг. – психолог экспериментальной школы-комплекса «Универс» №106 (в настоящее время Красноярская университетская гимназия «Универс» №1).

С 1998 г. - практика проведения судебно-психологических экспертиз.

С 1995 по 2009 гг. - сотрудник кафедры психологии развития Красноярского государственного университета.

С 2001 г. – заместитель директора Института психологии практик развития.

С 2009 по 2013 гг. – заведующая кафедрой психического здоровья Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета.

С 2013 по 2019 гг. – заведующая кафедрой психологии развития и консультирования ИППС СФУ.

С 2015 г. – директор Агентства правовых и психологических экспертиз.

С 2019 г. – декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук. Руководитель программы «Предпринимательство в образовании» факультет свободных искусств и наук МВШСЭН.

С 2019 г. – доцент департамента образовательных программ, преподаватель магистерской программы «Управление образованием» Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Область научных интересов:

  • психология и педагогика развития
  • управление коммуникацией
  • продуктивные стратегии разрешения конфликтов и ведения переговоров
  • механизмы профилактики отклоняющегося поведения
  • развитие ресурсов психического здоровья в образовании

Автор-разработчик и ведущий программ развития личной эффективности, тренер, специалист в области психологической диагностики и консультирования.

Консультант международного уровня в области профилактики и преодоления зависимостей (Германия, Великобритания, Франция, Россия).

Эксперт в области развития эмоциональной и конфликтной компетентности в условиях поликультурного общества (Великобритания, Австрия, Россия).

Специалист в области судебно-психологической экспертизы.

Ведущий методических тренингов для профессиональных психологов в области нейропсихологической диагностики и ассессмента, экспертной судебно-психологической практики.

Бизнес-тренер, консультант по развитию человеческих ресурсов, внедрению инноваций в организации, ресурсов управления коммуникацией региональных компаний, образовательных учреждений.

Читает курсы:

  • Управление коммуникацией
  • Практика разрешения конфликтов и ведения переговоров
  • Психодиагностика
  • Отклоняющееся поведение
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Практика психологического консультирования юридических процессов

Проекты и гранты:

  • Программа подготовка дирекции, сотрудников, супервизоров, волонтеров международного проекта «Универсиада 2019» в области психологии в СФУ (2017-2019, руководитель)
  • Программа СФУ «Стратегическое управление образовательной организацией» для руководителей структурных подразделений СФУ (2018, научный руководитель, разработчик)
  • Программа «Развитие воспитательной среды современного университета» для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей подразделений молодежной политике, тьюторов (2018, руководитель)
  • Программа повышения квалификации работников высшего образования в рамках эксперимента по внедрению инициативы CDIO в СФУ: разработка и реализация орг-деятельностных интенсивов для стартапов локальных проектов; разработка и реализация программы «Развитие личностных компетенций в инженерном образовании CDIO» (2016-2017, руководитель)
  • Программа психологической подготовки «Инженерный спецназ» (2017, руководитель)
  • Образовательные программы подготовки муниципальных и государственных служащих управления кадров государственной службы губернатора Красноярского края, Законодательного Собрания Красноярского края «Управление коммуникацией», «Искусство ведения переговоров», « Управление конфликтами» (2016-2019, руководитель)
  • Грант РГНФ «Профилактика ксенофобии у подростков в условиях образования» (2012-2014, руководитель)
  • «Оказание услуг по обучению учителей-предметников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению обучения для нужд филиала «Центр дистанционного образования детей-инвалидов» (2012-2013 гг.)
  • Грант РГНФ «Профилактика ксенофобии у подростков в условиях образования» (2012-2013 гг.)
  • Красноярский Краевой Фонд науки «Социально-психологические меры противодействия экстремизму в Красноярском крае» (2011-2012 гг.)
  • Фонд Сороса «Совет ассоциаций учителей России: Новый дизайн программы переподготовки преподавателей английского языка» (2011-2012 гг.)
  • Фонд Новая Евразия «Создание эффективной системы управления добровольным переселением соотечественников в Красноярский край» (2010 г.)
  • Институт Открытое общество. Фонд содействия (ИОО-ФС) «Кросс-культурное взаимодействие и мир на Кавказе. Уклад поликультурной школы» (2009-2010 гг.)
  • Красноярский Краевой Фонд науки «Развитие концепции ювенальной юстиции в Красноярском крае» (2009-2010 гг.)
  • Институт Открытое общество. Фонд содействия (ИОО-ФС) «Создание системы действующего межреспубликанского лагеря для детей Северного Кавказа» (2008-2010 гг.)
  • Британский Совет «Развитие толерантной поликультурной среды на Северном Кавказе» (2006-2008 гг.)
  • Британский Совет «Здоровье как образовательный результат» (2005-2008 гг.)
  • Фонд «Точка опоры» Региональный конкурс по правам человека в Восточной Сибири (2005-2006 гг.)
  • Краевое Агентство по образованию «Профилактика риска аддитивного поведения в образовании» (2004-2008 гг.)
  • Краевое Агентство по образованию «Мониторинг риска зависимого поведения» (2004-2006 гг.)
  • Верховный комиссариат ООН по правам человека и МИД РФ. Проект «Содействие развитию образования в области прав человека» (2003-2005 гг.)
  • Администрация г. Красноярска «Золотой кадровый резерв» (2000-2004 гг.)
  • Британский Совет «Профилактика аддитивного поведения в условиях школы» (2000-2004 гг. )

Основные публикации: более 70 работ, в том числе

  • Новая подростковая школа — вызов и перспективы развития // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада : Материалы XXVII научно-практической конференции, Красноярск, 12–14 ноября 2020 года. Красноярск: АНО ИППР, 2021. С. 91-103 (Соавт. В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий, Т.Д. Карягина, О.С. Островерх, А.В. Тихомирова).
  • Органы опеки и попечительства: пути дальнейшего реформирования // Органы опеки и попечительства на защите интересов семьи: сборник научных трудов Всероссийского круглого стола, Ростов-на-Дону, 20 ноября 2020 года. Ростов-на-Дону, 2020. С. 22-27.
  • Содержание и уровни становления проектного педагогического действия у студентов первого курса университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. Вып. 3 (200) С. 48-56 (Соавт. Ю.Г. Юдина, С.И. Дрейцер)
  • Xenophobia in adolescents: research into the basis for prevention // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 22-23 ноября 2018 года). Красноярск, 2018. С. 66-72 (Соавт. K.S. Kalinovskaya, E.V. Potapova, T.V. Skutina)
  • Рефлексивное оборачивание проектного действия студента как необходимое условие становления его индивидуальной образовательной инициативы // Практики развития: образовательная инициатива в новом образовательном пространстве: Материалы 24-й научно-практической конференции. Красноярск 2018. С. 83-91 (Соавт. Ю.Г. Юдина, С.И. Дрейцер)
  • Профилактика ксенофобии в образовании: монография. Красноярск. 2018. 254 с. (Соавт. Скутина Т.В., Калиновская К.С., Потапова Е.В.)
  • Classroom Spaceand Child’s Health // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. Том 7, №12. С. 2185-2192.
  • Conflicts, Negotiations and Risks in Educational Relationships // Журнал Сибирского федерального университета.Серия «Гуманитарные науки». 2014. Том 7, №4. С. 619 -627 (Соавт. Хасан Б.И.)
  • Проблемы ксенофобии в образовании // Психология обучения. 2014. №5. С.4-16 (Соавт. Скутина Т.В., Калиновская К.С., Потапова Е.В.)
  • Профессиональное самоопределение начинающего педагога: преодоление противоречий // Народное образование. 2014. №3. С. 110-115 (соавт. Матушкина В.В.)
  • Фактор школы в субъективной картине жизненного пути выпускников // Материалы 19 Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность». Красноярск, 2013. С. 57-73 (Соавт. Савенко Т.А.)
  • Эмоциональное здоровье и успешность обучения в школе // Народное образование. 2010. №2. С. 200-205
  • Здоровая личность // Народное образование. 2010. №6. С. 156-161
  • Здоровье как результат образования // Народное образование. 2009. №4. С. 257-262
  • Конфликты в образовательных отношениях и распределение рисков между субъектами // Педагогика и психология развития: образовательные интересы и их субъекты. Красноярск, 2005 (Соавт. Хасан Б.И.)
  • Профилактика несвободы. Организационно-методическое пособие. М.: Бонфи, 2003. 358 с (Соавт. Хасан Б.И., Дюндик Н.Н., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И.)

Награды:

  • Почетная грамота Министерства науки и высшего образования РФ (2019)
  • Благодарственные письма Исполнительной дирекции Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярск (2017, 2019)
  • Благодарственное письмо ректора Красноярского государственного педагогического института имени В.П. Астафьева В.А. Ковалевского (2018)
  • Благодарственное письмо Красноярского педагогического колледжа №1 имени М. Горького (2018)
  • Почетная грамота Администрации Октябрьского района г. Красноярска (2017)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2014)
  • Благодарственное письмо Пенсионного фонда РФ (2012)
  • Благодарственные письма Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (2012, 2015)
  • Благодарственное письмо Главного управления образования администрации г. Красноярска (2009)
  • Благодарственное письмо Администрации г. Красноярска (2007)
  • Благодарственное письмо ректора Сибирского федерального университета Е.А. Ваганова (2007)
  • Благодарственное письмо главы г. Красноярска П.И. Пимашкова (2005)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»