16+
Выходит с 1995 года
9 ноября 2024

Кто есть кто

Татьяна Алексеевна Воронцова

Татьяна Алексеевна Воронцова

Ростов-на-Дону

Кандидат психологических наук, доцент.

Руководитель отделения психологии, доцент кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. Преподаватель спецфакультета психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа факультета психологии, педагогики и дефектологии Донского государственного технического университета и Ростовского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.

Член Российского психологического общества.

В 1993 г. окончила отделении психологии философского факультета Ростовского государственного университета.

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга».

С 1993 г. работает в Южном федеральном университете (ранее Ростовский государственный университет): преподаватель, старший преподаватель кафедры социальной психологии и психологии личности факультета психологии, старший преподаватель, доцент кафедры социальной психологии (социальной психологии и психологии личности). С 2016 г. - руководитель направления «Психология» Академии психологии и педагогики ЮФУ.

В 2002-2006 гг. - заместитель председателя Ростовского регионального отделения Российского психологического общества.

С 2003 г. руководила компанией «Тренинг и Консалтинг», занимающейся психологическим сопровождением бизнеса.

Сфера научных интересов:

  • социальная психология личности
  • психология отношений личности
  • развитие экспрессивного «Я» личности
  • социальная психология танца
  • экспрессивные методы диагностики и коррекции личности

Автор метода танцевально-экспрессивного тренинга (вид социально-психологического тренинга, основанный на использовании танца как формы самовыражения и невербального общения с целью развития личности и её системы отношений).

С 1994 г. занимается разработкой теоретических положений, программы, методических приемов танцевально-экспрессивного тренинга, изучением его эффектов и результатов, динамики отношений участников (осознаваемых и частично неосознаваемых; отношений к себе, к другим и к группе и т.д.). Разработала авторскую модификацию тренинга на основе синтеза подходов современной танцевальной психотерапии и отечественного социально-психологического тренинга.

Изучает территориально-пространственные факторы формирования и развития системы отношений личности.

В сфере практической социальной психологии занимается организационным консультированием; психологической диагностикой руководителей и сотрудников предприятий; проблемами социально-психологического климата организаций; разработкой и проведением PR-проектов; разработкой обучающих программ и программ социально-психологических тренингов по отработке навыков эффективных коммуникаций во внешней и внутренней среде организаций; разработкой психологических аспектов и методов диагностики стандартов обслуживания в организациях.

Изучает проблему контроля в межличностных отношениях, связь контролирующих тенденций поведения и успешности педагогической деятельности; разработала социально-психологический портрет женщины – профессионального психолога как субъекта помогающей профессии; создала теоретическую и эмпирическую модели контролирующего типа личности; провела анализ выраженности потребности в контроле у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; изучала динамику контролирующего поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в связи со стажем работы и т.д.

Автор нескольких программ социально-психологического тренинга, разработанных в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе»: «Программа социально-психологического тренинга изменений в коллективах госслужащих», «Программа социально-психологического тренинга преодоления контролирующих форм поведения у сотрудников спецслужб (МВД, ФСБ, Госкомнаркоконтроль)», «Развитие системы отношений толерантного общения в коллективах старшеклассников».

Создала и модифицировала методики:

  • схемы анализа проксемических параметров рисуночного теста «Я и группа» для диагностики отношений к группе
  • «Тест ситуаций» (диагностика активной, инициирующей позиции во взаимоотношениях)

Читает курсы:

  • Социальная психология
  • Профессиональная этика психолога
  • Социально-психологические основы PR-коммуникаций
  • Основы танцевально-экспрессивного тренинга
  • Основы социально-психологического тренинга
  • Социально-психологическая типология личности
  • Социальная психология личности
  • Прикладная социальная психология
  • Танцевальная психотерапия в клинической практике
  • Психология PR-коммуникаций

Научные проекты:

  • Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга (1993-1997)
  • Методы развития социально-перцептивных способностей личности (1998)
  • Динамика системы отношений женщины, перенесшей развод (1999)
  • Социально-психологический портрет личности женщины – профессионального психолога как представителя «помогающей» профессии (2000)
  • Степень прочности связей с ближайшим окружением как фактор формирования личности (2001)
  • Личностные и потребностно-мотивационные корреляты дружеских отношений взрослого человека (2002)
  • Воровство в семье как результат нарушенной семейной структуры (2003)
  • Создание интернет-учебника «Толерантный менеджер» (2003-2004, Грант Федерации Интернет-образования)
  • Социально-психологические факторы одиночества личности (2004)
  • Тенденция к контролирующему поведению у современного учителя средней школы и его эмоциональное выгорание (2004)
  • Социально-психологические факторы боеготовности воинских подразделений (2005)
  • Представления о любви в связи с выраженностью межличностных потребностей (2007)
  • Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационных учебно-научных предпринимательских комплексов (2007, внутренний грант ЮФУ)
  • Отношение к другим людям у пользователей ICQ (2008)
  • Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии (2008, внутренний грант ЮФУ)
  • Выраженность надежды у работников крупного промышленного предприятия в период экономического кризиса (2009)
  • Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей (2010)
  • Динамика социально-психологических потребностей у школьников (2011)
  • Трансформации социальных представлений и системы отношений в период экономической нестабильности общества (грант ЮФУ, 2011)
  • Выраженность социально-психологических потребностей и особенности отношения к другим у азербайджанцев и русских, проживающих в Баку (2012)
  • Гуманитарные технологии и модели развития толерантных отношений и формирования антиэкстремистских ценностей в молодежной среде в полиэтническом и поликонфессиональном регионе Российской федерации, раздел «Социально-психологические факторы дискриминационного отношения молодежи к этно-культурным группам» (грань ЮФУ, 2013)
  • Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи (грант ЮФУ, 2014-2016)

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Особенности отношения к своему внешнему облику и воспринимаемый возраст женщин из неблагополучных семей / Воронцова Т.А., Трунова С.А. // Лицо человека в контекстах природы, технологий и культуры / отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. М.: Московский институт психоанализа; Когито-Центр, 2021. С. 62-80
  • Место лица в структуре восприятия визуальных презентаций возраста человека и формирования отношения к нему // Лицо человека: познание, общение, деятельность / отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. М.: Когито-Центр, Московский институт психоанализа, 2019. С. 444-461.
  • Социальная психология внешнего облика: теоретические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография / под науч. ред. В.А. Лабунской, Г.В. Серикова, Т.А. Шкурко. Ростов-на-Дону: Мини-Тайп, 2019.
  • Этические проблемы в деятельности психолога / Сериков Г.В., Шкурко Т.А. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018.
  • Социальное поведение человека: объяснительные модели, теории, методический инструментарий: учебное пособие / Т.А. Шкурко. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ; Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2017. - 117 с.
  • Танцевально-экспрессивные технологии в психологической практике: танцевальная психотерапия и танцевально-экспрессивный тренинг: учебник / Т.А. Шкурко. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2017. - 222 с.
  • Восприятие возраста как частный случай социальной перцепции // Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л.И. Рюмшиной. М.: Кредо, 2015. C. 69-80.
  • Динамика отношений личности в процессе социально-психологического тренинга // Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л.И. Рюмшиной. М.: Кредо, 2015. C. 111-120.
  • Социально-психологические особенности отношений к другим людям и отношение к городу жителей мегаполиса, большого и малого городов: монография / Т.А. Шкурко, А.А. Балакина. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. 207 с.
  • Социально-психологические особенности отношения к Другому жителей мегаполиса, большого и малого городов / Шкурко Т.А., Балакина А.А. // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012.
  • Образ города и особенности отношения к Другому жителей мегаполиса и крупного города (на примере Москвы и Ростова-на-Дону) / Шкурко Т.А., Балакина А.А. // Северо-Кавказский психологический вестник, 2011.
  • Социальная психология танца: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011.
  • Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей // Вестник Томского государственного университета. 2011. №349. С. 177-184.
  • Гендерные аспекты выраженности социально-психологических потребностей в контроле и зависимости // Гендерная современность: векторы развития: сборник научных статей / под ред. Л.А.Савченко. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. С. 231-241.
  • Личностные и социально-психологические факторы боеготовности воинских подразделений – участников контртеррористических операций / Шкурко Т.А., Гольдин О.С. // Российский психологический журнал. 2010. Том 7. № 5-6. С. 134-139.
  • Актуальные вопросы теории и практики психологической помощи личности в трудной жизненной ситуации / Шкурко Т.А., Зинченко Е.В., Сериков Г.В. // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. №4.
  • Гетерохронность динамики различных видов отношений личности в процессе социально-психологического тренинга // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. №5. С. 23-32.
  • Объяснительные модели социального поведения человека: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2008.
  • Контролирующие тенденции в поведении учителя и отношение к нему ученика // Северо-Кавказский вестник. 2008. № 6/4. С. 29-34.
  • Теория и практика танцевально-экспрессивного тренинга: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2007.
  • Танцевально-экспрессивный тренинг: монография. СПб: Речь, 2005. 192 с.
  • Контролирующая личность как объект социально-психологического исследования // Северо-Кавказский психологический вестник. 2003. С. 90-99.
  • Концепция отношений личности (глава) // Социальная психология личности в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. Лабунской В.А. М.: Гардарики, 2000. С. 129-142.
  • Танец как особая форма экспрессивного поведения личности // Прикладная психология. 1999. №2. С. 34-40.
  • Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга / Шкурко Т.А., Лабунская В.А. // Психологический журнал. 1999. Том 20. №1. С. 31-38.
  • Танцевально-экспрессивный тренинг как фактор динамики отношений личности // Психологический вестник. 1999. Вып. 4.
  • Динамика проксемических параметров рисуночного теста «Я и группа» как показатель изменения отношений к группе // Психологический вестник РГУ. 1998. Вып. 3. С. 359-365.
  • Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник РГУ. 1996. Вып.1. Ч. 1. С. 327-348.

В 2004 г. была номинирована на национальную премию в области связей с общественностью «Серебряный лучник».

Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»