
В преддверии Всероссийской научно-практической конференции «Личность в современном образовательном пространстве», которая состоится в Махачкале 5 декабря, «Психологическая газета» поговорила с заведующим кафедрой психологии Дагестанского государственного педагогического университета, руководителем Дагестанского отделения Российского психологического общества, доктором психологических наук, профессором Магомедом Магомедаминовичем Далгатовым.
— Грядущая конференция посвящена 50-летию Вашей кафедры, расскажите, пожалуйста, о том, с чего всё начиналось.
— Да, наша конференция под названием «Личность в современном образовательном пространстве» посвящена юбилею нашей общеуниверситетской кафедры психологии, и 25-летию Дагестанского регионального отделения Российского психологического общества, и, конечно, 80-летию победы в Великой Отечественной войне, пропустить эти даты мы не могли.
Общеуниверситетская кафедра появилась в 1975 году, она была создана на основе кафедры педагогики и психологии, которая была разделена на две отдельные кафедры.
Это было первое на Северном Кавказе самостоятельное научно-учебное подразделение, и мы гордимся этим. Сегодня в Северо-Кавказском регионе есть кафедры, факультеты, отделения, и многие из них берут начало именно отсюда, из общеуниверситетской кафедры психологии.
Первым заведующим кафедрой был Гасан Махмудович Махмудов, который по базовому образованию не был психологом, и даже ученая степень у него была кандидат педагогических наук.
В середине 1980-х годов кафедра получила новый импульс для развития: подразделение возглавил выпускник факультета педагогики и психологии МГПУ имени Ленина, кандидат психологических наук Амирхан Магомедович Ахмедханов.
Тогда, собственно, и была создана материально-техническая база и кадровый потенциал этой общеуниверситетской кафедры. И заметное влияние на её развитие оказало создание в 1982 году на базе этой кафедры Дагестанского отделения Общества психологов СССР.
В этой организации значительную роль сыграла Эльмира Гаджиевна Исаева, которая проделала колоссальную работу по популяризации психологии, и членами регионального отделения стали не только сотрудники кафедры, но и известные деятели культуры, науки: например, наш выдающийся земляк Расул Гамзатов.
Сотрудники кафедры психологии осуществляли не только свою основную работу по преподавательской деятельности, но и делали первые робкие шаги для вхождения психологии в общественную практику республики. Например, проводились первые экспертизы по уголовным делам. Психологи нашей кафедры поддерживали новаторов в образовательных организациях, что не всегда приветствовалось.
В 1980-е годы при Министерстве социального обеспечения был создан первый в республике Центр по оказанию психологической помощи проблемным детям, семьям. И это тоже осуществлялось сотрудниками кафедры параллельно, по совместительству.
Отсутствие среди работников кафедры дипломированных специалистов с базовым психологическим образованием создало серьезные трудности в решении профессиональных проблем. Поэтому руководство университета и кафедры акцентировало свое внимание на переподготовке, обучении в аспирантуре сотрудников, которые не имели базового образования. Основными базами для переподготовки, повышения квалификации и обучения в аспирантуре стали Московский государственный педагогический институт имени Ленина, Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена, Психологический институт при Академии педагогических наук.
В конце 1980-х годов в образовательных организациях вводится в штат должность практического психолога. И, конечно, в стране возникла острая необходимость в психологических кадрах. И вот так появились первые так называемые годичные, сейчас называют более правильно — девятимесячные, курсы по переподготовке психологов для системы образования.
В конце 1980-х, в начале 1990-х потребность в психологических кадрах возрастает, и, соответственно, начали открываться отделения в Педагогическом университете, отделение биологии и психологии на биохимическом факультете, чуть позже уже в Дагестанском государственном университете появился факультет психологии и, соответственно, многие сотрудники общеуниверситетской кафедры психологии стали уходить и создавать свою команду на других факультетах и кафедрах.
Об этом периоде очень хорошо пишет Борис Сергеевич Братусь в книге «Русская, советская, российская психологии», он описывает, насколько открытие без соответствующей базы факультетов, отделений по всей стране в 90-е годы отразилось на снижении качества образования. Об этом писал и Владимир Николаевич Дружинин.
2000-е годы стали, без преувеличения, периодом второго рождения, успешного и даже прорывного развития общеуниверситетской кафедры психологии. В это время при поддержке ректора университета Шейха Ибрагимовича Исмаилова кафедру психологии возглавил ваш покорный слуга. И мне дали возможность открыть на кафедре аспирантуру, впервые в республике. В этом спасибо за содействие моему учителю Владимиру Дмитриевичу Шадрикову.
Помимо аспирантуры с начала 2010 года на общеуниверситетской кафедре функционирует магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение образования» в рамках психолого-педагогического направления.
— В этом году отмечается и 25-летие Дагестанского регионального отделения Российского психологического общества. Как складывалось сообщество психологов в Вашем регионе?
— Это было непростое время, это период второй чеченской войны, республика была практически изолирована, поэтому это было очень важным шагом. Функционирование регионального отделения РПО в Дагестане стало фактором интеграции психологов республики из различных сфер.
Сотрудники кафедры психологии стали не только выезжать за пределы республики для участия в научных форумах, но и организовывать всероссийские научно-практические конференции по актуальным проблемам психологической науки, практики, в том числе под эгидой Российского психологического общества, совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, МГПУ и других вузов.
— Что сейчас является наиболее актуальными направлениями работы кафедры?
— Положительный отклик профессионального сообщества вызвало выполнение кафедрой двух общественно значимых федеральных проектов и проведение всероссийских научно-практических конференций на площадке Педагогического университета и Дагестанского института развития образования по обсуждению и актуализации результата этих исследований.
Речь идет о выполнении в 2023 году государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Психолого-педагогическое сопровождение как фактор реабилитации детей, возвращенных из зон боевых действий». Это дети, возвращенные из Сирии, из Ирака.
Год назад здесь, в Махачкале, проходила конференция, посвященная психологическому сопровождению семей военнослужащих, мобилизованных на СВО.
Также хочу отметить усиление взаимодействия кафедры психологии с правоохранительными органами и судебной системой Республики Дагестан.
Также на базе кафедры была создана служба с целью оказания безвозмездной психологической помощи студентам и преподавателям университета, а потом уже другим гражданам республики на договорной основе. Надеемся, в скором времени служба станет самостоятельным подразделением университета со своей материально-технической базой.
— Магомед Магомедаминович, в этом году не только кафедра отмечает круглую дату, но, насколько нам известно, и Вы сами отмечаете личный юбилей. Расскажите, пожалуйста, о своем пути в психологии.
— Спасибо за вопрос, очень приятно, хотя я не очень люблю говорить об этом, как-то нескромно. И мои учителя в университете были такими же.
Мое первое знакомство с психологией произошло, когда я учился в то время в знаменитом Буйнакском педагогическом училище, сейчас это колледж. Это была кузница педагогических кадров для горного Дагестана и вообще Кавказа, потому что учились не только дагестанцы, было очень много русских.
В школе-то не было ни педагогики, ни психологии, а вот в училище я помню два учебника: Ф.Н. Ганаболина и В.А. Крутецкого. Это было очень интересно. И у меня был какой-то внутренний интерес вообще к науке, некий познавательный интерес такой.
После окончания (с отличием) педагогического училища я поступил на факультет психологии Ярославского университета. Я был, конечно, безумно счастлив, что поступил, и тогда еще не знал, что это редкий факультет. Я думал, что я такой, извините за выражение, крутой, отличник. А оказалось, большинство из тех, кто там учились, были либо медалисты, либо, как я, с красным дипломом.
Я прекрасно помню легендарные лекции моих учителей. Выдающийся Михаил Семенович Роговин вел у нас историю психологии, патопсихологию, нейропсихологию. Владимир Дмитриевич Шадриков, Виктор Васильевич Новиков. Тогда еще молодой Анатолий Викторович Карпов, красавица Надежда Владимировна Злотникова, сейчас уже Клюева.
К нам приезжали представители ленинградской школы психологии. Валентина Николаевна Куницына учила нас вручную проводить контент-анализ, без всех программ, которые есть сейчас.
За всё это я очень благодарен, это всё было серьезно.
Я индустриальный психолог, то есть специализация была психология труда и инженерная психология. Моя дипломная работа была выполнена на базе Ярославского комбината технических тканей, где работала Валентина Терешкова, она тогда еще не летала в космос.
Мое исследование было посвящено тому, как влияет функциональная музыка на психологическое состояние, работоспособность.
В 1989-90-м году я поступил в аспирантуру на кафедру педагогической психологии и педагогики МГУ. Заведующей кафедрой была Нина Федоровна Талызина.
Там работал Ислам Имранович Ильясов, великолепный человек, могу о нем много говорить: был авторитетом для студентов, аспирантов, очень разносторонний, великолепно играл на саксофоне…
В аспирантуре я занимался проблемой каузальной атрибуции достижений: тем, как объяснение своих успехов и неудач влияет на эмоциональную сферу, потом на мотивацию, потом на успешность. Это была попытка некой интеграции западной когнитивной психологии с отечественной, деятельностной, культурно-исторической.
Я помню великолепную лекцию Виктора Франкла в 1992 году, который приезжал в самое тяжелое время, когда число суицидов в стране очень резко пошло вверх. Он рассказывал, что ситуация в России схожа с ситуацией в Германии после войны, тогда тоже зашкаливало число суицидов. И то, что он говорил, его рассказы о логотерапии, имело исключительное значение не только с научной точки зрения.
В 2000 году я стал заведующим общеуниверситетской кафедрой психологии Дагестанского государственного педагогического университета и стал писать более фундаментальную работу, докторскую диссертацию. Я был прикомандированным докторантом факультета психологии МГУ. Когда происходило утверждение моей научной темы, после обсуждений меня поддержали Александр Григорьевич Асмолов, с которым я тогда даже не был знаком, и Тахир Юсупович Базаров, который меня уже знал по РПО.
Я защитил докторскую диссертацию на тему «Каузальные атрибуции достижений как фактор эффективности учебной и педагогической деятельности». Председателем диссертационного совета был Евгений Александрович Климов.
Я очень благодарен своим учителям и именно им, своим учителям и наставникам, посвятил монографию «Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования и изменение».
Фото: ДГПУ им. Р. Гамзатова

















.jpg)





















































Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать