
С 18 по 23 октября 2025 года в Анталье (Турция) пройдет V Мировой конгресс по логотерапии Pax&Logos. Последователи Виктора Франкла из разных стран, исследователи и практики, в течение пяти дней будут обсуждать ключевые вопросы, связанные с человеческим существованием и смыслом жизни. В преддверии конгресса — беседа с его организатором, руководителем Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа, почетным членом Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа Светланой Штукаревой.
— Светлана Владимировна, Вы выступаете организатором Мирового конгресса по логотерапии Pax&Logos. Для чего Вы проводите это мероприятие, в чем его цель?
— Цель конгресса — во-первых, лично встретиться с коллегами-логотерапевтами из разных стран, с которыми нас объединяет общее дело, во-вторых, сверить ориентиры, действительно ли мы развиваемся в одном направлении и сохраняем фундамент, заложенный Виктором Франклом. Как однажды сказала Элизабет Лукас, дерево растет, на нем могут появляться новые побеги, но, чтобы оно жило, корни подрубать нельзя. В логотерапии, как в живом организме, постоянно появляются новые побеги — методологии, техники, инструменты, но корни, созданные Виктором Франклом, должны сохраняться. Если люди хотят логотерапию видоизменить, это говорит о том, что они не очень хорошо ее знают, недооценивают ее потенциал. В этом смысле логотерапия настолько масштабна, велика, что нужно очень стараться постигать ее фундамент, идеи, практическое исполнение. И очень здорово, когда в рамках конгресса происходит вот эта сверка наших корней, узнавание, взаимообогащение и, конечно, новые открытия.
— Незыблемый фундамент, созданный Виктором Франклом — о чем он? Как бы вы объяснили его людям, пока не знакомым с логотерапией?
— Свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни. Это такие антропологические столпы. Первый, свобода воли — о том, что человек всегда свободен, он не детерминирован. Мы можем не иметь возможности выбирать обстоятельства, но мы всегда вольны выбирать, как к этим обстоятельствам относиться. Второй, воля к смыслу — возможностей у человека действительно очень много, но не все они осмысленны. И даже среди тех, что несут в себе смысл, для каждого конкретного момента мы можем выбирать что-то одно — прямо сейчас я могу либо полежать, либо почитать книгу, либо поиграть с ребенком. Это все осмысленные действия, но воля к смыслу позволяет нам выбрать самую подходящую для этого момента возможность. Ну и наконец, если это у нас так или иначе получается, возникает позитивное жизнеощущение — мы понимаем, что у нас осмысленная жизнь, в ней может разное происходить, но она наполнена и хороша. Если есть эта сцепка свободы воли, воли к смыслу и смысла жизни, то даже в тяжелые периоды человек ощущает, что его жизнь полнокровна. Возникает благодарный и очень такой правильный отклик на происходящее в этом мире, понимание, что жизнь дает гораздо больше, чем ты можешь себе представить. Просто не все ты можешь разглядеть в моменте.
— Логотерапия —это про позитивное мышление?
— Точно нет. В логотерапии есть такой термин — трагический оптимизм. Да, мы признаем, что в мире происходят ужасные вещи, и что с нами происходят ужасные вещи, но оптимизм заключается в том, как и чем они становятся благодаря нам. Мы дееспособны изменить что-то к лучшему, пусть даже это что-то небольшое. Франкл говорил, что мир не целостен, он кровоточит, но он точно может быть исцелен, и задача человека — как-то забинтовать эти раны, что-то сделать для этого исцеления. Кстати, именно эта фраза Франкла «Мир не целостен, но он может быть исцелен» выгравирована на браслетах, которые мы дарим участникам нашего конгресса наряду с другими полезными и приятными подарками.
— В чем Вы видите главное отличие, и, может быть, конкурентное преимущество логотерапии в сравнении с другими направлениями?
— Любая психотерапевтическая школа все-таки ограничена человеком и его психикой, но если смотреть дальше, то именно логотерапия говорит о трехмерности человека, в которую входит не только физическое и психическое начала, но и духовное. И тогда возникает некое понятие, с чем человек связан — с тем самым Богом или с чем-то, что подразумевается Богом. Некий трансцендентный феномен. И логотерапия спокойно к этому относится, не стесняется об этом говорить. Иногда логотерапию обвиняют в излишней религиозности, но это пустые домыслы — логотерапия очень сердечно относится к религии, но не является ее заменой. Это научная, фундаментальная школа, которая использует весь инструментарий психологии, абсолютно точно, и добавляет к этому еще нечто большее.
— Подойдет ли логотерапия атеистам, или она эффективна только для религиозных людей?
— Виктор Франкл разработал логотерапию для людей самого разного мировосприятия, разных вероисповеданий. Его приглашали и к католикам, и к православным, и к иудеям, и к арабам-суннитам, и к буддистам, и к атеистам. Любой человек может ощутить небезразличие мироздания в свой адрес, и тогда он сам становится способен на гораздо большие вещи, его жизнь становится гораздо более сложной, интересной, объемной, чем жизнь человека, который считает себя в мироздании случайной фигурой — как пришел, так и уйдет. То есть в этом смысле человек, который находится в связи с чем-то большим, способен быть лучше. И это самое главное.
— Есть ли категория клиентов или клиентских запросов, с которыми логотерапия не работает?
— Если речь идет о пациентах, страдающих неизлечимыми психическими заболеваниями, то здесь логотерапия понимает свои ограничения, например, при психозах. Однако даже при психотических расстройствах логотерапия может использоваться в лечении, выполняя поддерживающую функцию. Например, у меня есть пациенты, которые страдают шизофренией, принимают препараты, наблюдаются у психиатра, и уже несколько лет ходят ко мне на терапию. Многими из них я очень горжусь — несмотря на тяжелый недуг они смогли наладить нормальную жизнь, получили профессию, завели семью, детей. Логотерапия помогает им вести качественную, осмысленную жизнь.
— Может ли логотерапия помочь пациентами, страдающим зависимостью?
— С пациентами, страдающими зависимостями, ситуация похожая. В отличие от наркологии, логотерапия не может стабилизировать их состояние, но она может стать важным катализатором процессов, которые происходят в результате стабилизации, может помочь пациенту принять правильное решение, прийти на лечение в наркологию, и помогает им в процессе лечения. О том, как это происходит, на конгрессе будет рассказывать Дэниел Хостетлер, президент Института логотерапии Виктора Франкла в США. Он специализируется на работе с зависимостями и поделится своим опытом, как работает логотерапия в этом направлении, проведет мастер-классы. У него удивительная судьба — он был чрезвычайно успешным в консалтинговом бизнесе человеком, который вывел в список Forbes несколько компаний, но в какой-то момент почувствовал, что это занятие не приносит ему каких-то еще дивидендов, кроме финансовых. И он решил заняться помощью людям с зависимостями, возглавил реабилитационный центр в Иллинойсе. Мы впервые с ним встретимся, и мне кажется, это будет очень интересный опыт.
— Возвращаясь к конгрессу, расскажите про других ярких спикеров и гостей этого события. О чем они будут говорить с международной аудиторией логотерапевтов?
— Мы ожидаем насыщенную и разнообразную программу выступлений. Среди спикеров конгресса — почетные члены Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, руководители крупнейших мировых институтов и центров логотерапии, заслуженные ученые, эксперты, общественные деятели. Катарина Ратхейзер — внучка Виктора Франкла. На каждом Мировом конгрессе обязательно присутствуют члены его семьи, это наша добрая традиция. Вальтер Коль — сын бывшего канцлера Германии Гельмута Коля. Являясь известным бизнес-консультантом, он обратился к книгам Франкла и к логотерапии после череды очень трагических событий в собственной жизни. Выступление и мастер-класс на нашем конгрессе он посвятит логотерапии для бизнеса, развития успешности, карьерного роста. Хайди Шенфельд — директор академии логотерапии из Бамберга, Германия, ученица Элизабет Лукас, участница всех предыдущих конгрессов, с которой нас связывает очень теплая дружба и взаимосотрудничество. Она выступит с темой «Война в браке», очень актуальной для людей, которые переживают конфликтные ситуации в брачных отношениях. Джей Левинсон — друг и ассистент Франкла, известный клинический психолог из Балтимора, США, он будет рассказывать о социальной общественной стабильности в мире, полном катаклизмов. В конгрессе будут участвовать и наши уважаемые российские коллеги, например, Дмитрий Леонтьев, который участвовал в организации визита Виктора Франкла в Советский Союз. Вообще в этом году мы ждем приезда представителей порядка 25 стран, из Южной и Северной Америки, Европы, Индонезии, Японии. Коллеги, которые не смогут присутствовать лично, имеют возможность стать полноценными участниками конгресса в онлайн формате — регистрация на сайте мероприятия сейчас продолжается.
— А Вы лично как исследователь, практик, руководитель Высшей школы логотерапии чем планируете поделиться с участниками Конгресса?
— Вместе с коллегой мы познакомим участников конгресса с форматом консилиум-терапии — когда на сессии с клиентом взаимодействует не один, а два логотерапевта. Также я планирую поделиться наработками в области подготовки и обучения логотерапевтов — каждый год у нас появляются новые идеи, методологии, форматы обучения. Всем этим хочется поделиться и, соответственно, получить от коллег обратную связь. Возможно, они привнесут в нашу систему обучения какие-то свои содержательные моменты. Сейчас российская школа логотерапии очень хорошо продвинулась, и мы видим, что наш опыт представляет интерес для зарубежных коллег. Например, перед конгрессом в Анталье я буду делиться нашими наработками в этой области с коллегами из Польши и надеюсь, что это будет очень взаимообогащающая история.
— То есть не только для российской школы важно оставаться в контексте международного развития логотерапии, но и для глобального сообщества наша, российская школа остается интересной и важной, несмотря на геополитическую обстановку?
— Абсолютно точно, и я очень благодарна иностранным коллегам, которые оказали мне честь и предложили войти в состав совета Института Виктора Франкла в Вене, я являюсь полноценным участником этого совета несколько лет, также доверили нам организацию конгресса Pax&Logos. Важно, что глобальное сообщество логотерапевтов открытым текстом декларирует идею ценности человека, независимо от национальности, вероисповедания, цвета кожи, образования — ценность человека как такового. И наш конгресс, на мой взгляд, тоже является воплощением этой антропоцентрической идеи, или, если по Франклу, моноантропической ценности человека — что человек един, несмотря на разнообразие. Мы очень сильно отличаемся друг от друга, но при этом мы едины именно в своей человечности. Вот эту человечность, мне кажется, и должен продемонстрировать наш конгресс.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать