
Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому возникает необходимость выявления специфики психологического аспекта изучения общения. Одним из центральных вопросов этой проблемы является связь общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановке проблемы пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание заметить, что при таком подходе индивид предстает «как общающееся, чем практически действующее общественное существо».
В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения в деятельности. Этот вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения, есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто общаются в процессе выполнения ими разных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее. Следовательно, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пресекается с деятельностью других людей. Именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность; следовательно, факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимные процессы, а как все стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, а саму деятельность рассматривают как условие общения. Иногда общение понимают как особый вид деятельности внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности:
- здесь отношение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения;
- здесь общение — как один из видов деятельности (речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы, т.е. здесь общение рассматривается как вторичное по отношению к категории деятельности.
Такое представление об общении характерно не только для периода «деятельностной парадигмы». Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивой традицией марксистской психологии, которая актуальна и сейчас. В современных работах она находит отражение в положениях о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей» [9, 138]. При этом подчеркивается, что общение нужно рассматривать в 2 планах: как сторону совместной деятельности и как ее продукт. Следовательно, здесь общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение. Любое общение трактуется как «специфическая форма совместной деятельности», как сторона совместной деятельности и как ее продукт.
Вместе с тем в современной отечественной психологии сформировалась точка зрения, что категория общения может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности. Тогда процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.
Правомерность этих утверждений можно проследить на примере фактического общения, понимаемого в психологии как общение, в деятельностном плане бессодержательное, как общение, исключительной целью которого является поддержание самого процесса общения.
Идея автономности и самоценности общения может быть также обоснована теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу). Как известно гуманистическая психология относит аффилиативные потребности личности (т.е. необходимость в общении) в раздел основных. Также известно, что если блокировать возможности человека в общении, то это приводит к тяжелым стрессовым состояниям.
Идея о самостоятельности общения в отечественной психологии последовательно проводится В.В. Знаковым, который под общением понимает форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними [8].
Трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием и бурным ростом, психологи называют этот период «гормональной бурей» и «эндокринным штормом». Именно в этом возрасте у подростков часто возникает то депрессия, то повышенная возбудимость, чувство тревоги и мучительные переживания из-за своей неуклюжести, «некрасивости». В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроения, сочетание ряда полярных качеств: чувствительность уживается с черствостью, застенчивость с развязанностью, романтическая восторженность с грубыми выходками, желание быть признанным и оцененным — с подчеркнутой независимостью. Застенчивый подросток старается выглядеть нахальным, добрый — беспощадным. Конкретными причинами неправильного поведения подростка могут быть: депрессия, боязнь чего-то; физическое недомогание, переутомление; трудности психологического, духовного характера. Некоторые психологи (Р. Кэмпбелл) называют следующие типы: подросток или ребенок с высокой степенью реактивности — «спичка»; склонный замыкаться при изменении ситуации — «улитка»; с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям — «черепаха»; с обычно плохим настроением — «нытик». Огромную роль в общении играют психологические барьеры: барьер страдания; барьер гнева; барьер отвращения; барьер презрения; барьер стыда и вины; барьер плохого настроения.
Сложная общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в нашей стране негативным образом отражается на формировании личности подростков. Подростки все чаще испытывают комплекс неполноценности и пытаются компенсировать это чувство проявлениями агрессивности в отношениях между собой, в отношении слабых людей.
Проблемными для современных подростков являются темы, связанные с:
- физическими недостатками;
- утилитарным пониманием «взрослости» (перенимают атрибуты взрослой жизни);
- процессом группового давления («на слабо»).
Общественность говорит о подростках часто в связи «с подростковыми правонарушениями», но вместе с тем нам хорошо известно, что становление личности подростка происходит как сознательная регуляция своих поступков; как умения учитывать чувства, интересы других людей. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностное и важное. Об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме и тональности общения, доверительности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Проблема воспитания подростка и воспитание культуры общения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. Общение сопровождает производственно-трудовую и учебно-познавательную деятельность; характеризует стиль управления и еловых отношений; происходит в семье и воспитании детей. Уровень жизнедеятельности человека зависит от культуры общения.
Многие психологи говорят о «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условия образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах средств массовой коммуникации — все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека. Частью общественной культуры человека является культура речевого поведения, эта культура определяется общими нормами культуры общения и конкретной социальной ролью человека. Анализируя культуру речевого поведения, И.А. Зимняя выделяет 5 основных компонентов:
- культура речи как способ формирования и формулирования мысли;
- культура речевого этикета общепринятых норм общения;
- культура языка как средств выражения мысли;
- соматическая культура — культура мимики и жестов;
- культура мышления.
Коммуникативная культура определяет принципы поведения, она отражает систему ценностей, идеалы, нормы. Следовательно, коммуникативная культура помогает организации общения по установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей личности в деятельности. Результатом общения является взаимопонимание, и оно предполагает 5 условий, от которых зависит, будут ли люди понимать, что им говорят: единство терминологии, учет уровня интеллекта, полнота информации, логичность ее изложение и понимание.
Коммуникативная культура — это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, говорения и эмоциональная культура. Умение слушать является необходимым условием успешного общения.
Воспитание общей культуры, формирование культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека. Наиболее важным звеном в воспитании культуры общения является школа и другие учебные заведения. Хотя культура не сводится к образованности и может являться лишь опосредованным результатом освоения подростком содержания образования, но все же в содержание многих образовательных областей входят знания о человеческих отношениях, об уместности употребления разных языковых средств в разных жизненных ситуациях. В средней школе такие возможности дают уроки словесности, риторики, истории, этики. Именно здесь происходит становление будущего человека, здесь он получает первые научные сведения об окружающем мире. В общении со сверстниками он приобретает социальные навыки, усваивает этические принципы, вырабатывает основы своей будущей жизненной позиции и начинает проявлять, испытывать собственные способности. Не случайно в программы обучения вузов введены предметы: «Основы педагогического мастерства», «Техника создания имиджа», «Этикет», «Риторика», «Деловая педагогика», «Психология и этика делового общения». Именно эти предметы позволяют получать основы знаний направленные на формирование коммуникативных способностей и развитие общих форм поведения человека. Большое значение имеют социально-педагогические тренинги общения, где на них психологи добиваются эффективного повышения коммуникативных способностей. Следовательно, коммуникативная культура — это сложное многогранное образование.
Библиографический список
- Абрамова Г. Практическая психология. – М., 1999.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избранные психологические труды. Т 1. – М., 1980. С. 79; с. 322; с. 21.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
- Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. Прага, 1981.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
- Бодалев А.А. Психология общения. – М., «Институт практической психологии», 1996. – С. 256.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Радугин А.А. Психология М., 2003. Центр. С. 400.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология общения М., 1995г. С. 138.
- Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски: Материалы 2-й Московской научно-практической конференции. 15-16 февраля 1994 г. М., 1994. С. 49-50.
- Социальная психология: Учебное пособие, 2002.
- Справочник заместителя директора по воспитательной работе. М., 1999. С.10.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать