
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподаватель факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук. Член докторских диссертационных советов при факультете психологии МГУ и Институте психологии РАН.
Член редколлегии «Психологического журнала» РАН.
Член Российского психологического общества.
В 1976 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1980 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ.
В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Целеобразование при решении задач в “диалоге”с ЭВМ и в условиях общения», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений».
С 1980 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: на кафедре общей психологии (1980-1990 и 2004-н.в.), на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе (1990-2004).
Руководитель одного из основных направлений научной работы кафедры общей психологии МГУ — «Когнитивные процессы и функциональные состояния: общепсихологический, нейропсихологический и психофизиологический анализ».
Область научных интересов:
- психология мышления и принятия решений,
- психология личности,
- психологические последствия компьютеризации,
- методология психологии.
Т.В. Корнилова впервые соединила проблематику смысловой регуляции мышления и исследований принятия решений и стала развивать в отечественной психологии общепсихологический подход к пониманию регуляции принятия решений.
Т.В. Корниловой разработано новое научное направление – множественной и уровневой психологической регуляции выбора человека в условиях неопределенности. Она предложила целостную психологическую концепцию функционально-уровневой регуляции принятия интеллектуальных решений, обосновав принципы неопределенности, многоуровневости и открытости в понимании регулятивных систем принятия решений и критерий обратимости в качестве новых характеристик психологической реальности выбора.
Создала ряд методик диагностики интеллектуально-личностного потенциала человека.
Читает курсы:
- Диагностика интеллектуального и личностного развития субъектов инновационной образовательной среды
- Методологические дискуссии в современной психологии
- Методологические основы психологии
- Методологические проблемы современной психологии
- Методология планирования и организации психологических исследований
- Педагогика и психология
- Планирование исследования выпускной квалификационной работы
- Принятие решений в социальной сфере
- Психология неопределенности, риска и принятия решений
- Психология развивающего инновационного образования
- Тренды и парадигмы современных психологических исследований
- Фундаментальная психология перед вызовом современности
- Экспериментальная психология
- Экспериментальный метод в психологии
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Т.В. Корнилова. Диагностика мотивации и готовности к риску (монография). М.: Институт психологии РАН, 1997.
- Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990 (монография совместно с О.К. Тихомировым).
- Т.В. Корнилова. Подростки групп риска. М.-СПб.: Питер, 2004 (монография совместно с С.Д. Смирновым и Е.Л. Григоренко).
- Т.В. Корнилова. Введение в психологический эксперимент. Учебник. М.: МГУ-ЧеРо, 1997, 2001.
- Т.В. Корнилова. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002, 2005.
- Т.В. Корнилова. Психология риска и принятия решений (учебное пособие). М.: Аспект Пресс, 2003.
- Эксперимент и квазиэксперимент (учебное пособие)/ Под ред. Т.В. Корниловой. М.-СПб: Питер, 2004.
- Т.В. Корнилова. Методологические основы психологии (совместно с С.Д. Смирновым). – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006, 2007, 2008, 2009.
- Статьи:
- Т.В. Корнилова. О типах интеллектуальных стратегий принятия решений // Вестник Московского ун-та. Серия XIY. Психология,1985, №3.
- Т.В. Корнилова. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризованном эксперименте // Вопросы психологии. 1990, №5.
- Т.В. Корнилова. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993, №5 (совместно с Г. Будинайте).
- Т.В. Корнилова. Риск и мышление //Психологический журнал, 1994. №4.
- Т.В. Корнилова. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления //Психологический журнал. 1995, №4.
- Т.В. Корнилова. Многоуровневая личностная регуляция принятия решений //Вестник РГНФ. 1996. №2.
- Т.В. Корнилова. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса //Вопросы психологии, 1997. №1.
- Т.В. Корнилова. О функциональной регуляции принятия решений //Психологический журнал, 1997. №5.
- Т.В. Корнилова. Понятие «риска», «неопределенности» и принятия решений в психологических и непсихологических моделях выбора //Управление риском, 1997. №3.
- Т.В. Корнилова. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) //Психологический журнал, 1998. №6.
- Т.В. Корнилова. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления //Современная психология мотивации/ Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
- Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности //Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 2002. №2 (совместно с Каменевым И.И.).
- Т.В. Корнилова. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. №1.
- Т.В. Корнилова. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал, 2006. №2 (Совместно с О.В. Степаносовой).
- Т.В. Корнилова. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции принятия решений // Вопросы психологии, 2006. №2 (совместно с О.В. Степаносовой и Е.Л. Григоренко).
- Т.В. Корнилова. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о сомнительной роли редукционизма и эмоций в методологии психологии) // Психологический журнал, 2006, №4.
- Т.В. Корнилова. Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений / Субъект и личность в психологии саморегуляции/ Под ред. В.И. Моросановой. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
- Т.В. Корнилова. Экспериментальная парадигма, или ложные дихотомии в психологии / Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/ Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «институт психологии РАН». 2007.
- Т.В. Корнилова. Методологические проблемы психологии в трудах О.К. Тихомирова и его школы //Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. 2008. №2.
- Т.В. Корнилова. Модификация опросника имплицитных теорий К.Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) // Психологический журнал, 2008. №3 (совместно с С.Д. Смирновым, М.А. Чумаковой, С.А. Корниловым, Е.В. Новотоцкой-Власовой).
- Kornilova, T.V. (2008). Personality regulation of decision making and learning efficacy / In Y. Zinchenko, V. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of Art. Moscow: Department of Psychology MSU&IG-SOCIN, 2008.
- Kornilova, T.V. (2009). Academic Achievement in College: the Predictive Value of Subjective Evaluations of Intelligence and Academic Self-Concept. In Y. P. Zinchenko, V. F. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook (pp. 309-326). Moscow: Russian Psychological Society.
- Kornilova, T.V. (2009). Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population. Learning and Individual Differences, in press. (Co-authors: S.A. Kornilov, M.A. Chumakova)
- Главы и статьи зарубежных сборниках:
- Kornilova, T.V., & Grigorenko, E.L. (1997). The resolution of the Intelligence, heredity, natur-nurtur controversy and environment by Russian psychology: Culturally based or culturally specific? In R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko (Eds.), Intelligence, Heredity and Environment (pp. 162-181). New York: Cambridge University press.
- Kornilova, T.V., & Kornilov, S.A. (2009). The Use of Foreign Psychodiagnostic Inventories in Differing Methodological Contexts. In E.L. Grigorenko (Ed)., Multicultural Psychoeducational Assessment (pp. 351-374). New York: Springer Publishers.
Награды:
- Вторая премия победителя конкурса на лучшую научную книгу 2005 года среди преподавателей высших учебных заведений в номинации «Психология и педагогика» Фонда развития отечественного образования (2005)
- Лауреат конкурса «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга» (2004)
- 1-я премия за лучшую программу вузовской дисциплины РПО и Фонда Сороса (1998)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Вадим Петровский о будущем психологии
- В.В. Знаков: «Будущее нельзя понять, основываясь только на прошлых знаниях»
- Качественный анализ в психологии: наука или искусство?
- Подростки и Интернет: реакции родителей
- «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств
- ИП РАН. Творчество в современном мире: человек, общество, технологии
- Самые цитируемые российские учёные-психологи