16+
Выходит с 1995 года
9 ноября 2024
На секции СПбПО обсудили опыт психологической реабилитации участников СВО

Научная секция Санкт-Петербургского психологического общества 25 октября была посвящена психологической реабилитации. Модератором встречи выступил ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Михаил Михайлович Решетников.

В ходе заседания обсуждались вопросы работы психологов в составе междисциплинарных команд и бригад, маршрутизация участников СВО, работа психологов в поликлиниках и отсутствие единого регламента, регулирующего эту работу.

Главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Елена Рудольфовна Исаева подчеркнула, что в кардиологии, неврологии сейчас без психологов «не мыслят реабилитацию». «Психолог работает с пациентом, занимается его мотивацией к участию в реабилитации. Работает с родственниками пациента. Также психолог работает с медперсоналом, рассказывая об особенностях психики, эмоционального состояния личности пациента, учит врачей эффективной коммуникации с пациентом», ­­ — пояснила Елена Рудольфовна.

Е.Р. Исаева отметила, что, согласно новым квалификационным требованиям, введена новая должность «нейропсихолог» для нейрореабилитации в неврологии. «Получается, медицинский психолог занимается эмоциональными состояниями, личностными проблемами, а в неврологии будет работать нейропсихолог, который оценивает мозговые дисфункции, участвует в нейропсихологической реабилитации послеинсультных больных», — рассказала Е.Р. Исаева.

Елена Рудольфовна Исаева пояснила, как устроена маршрутизация в работе с ветеранами СВО: «Пациент идет в Фонд защитника отечества, разбирается с социальными и медицинскими вопросами. Оттуда его могут направить либо сразу в ПНД, если есть какие-то психические нарушения, либо направить в поликлинику или в службу социальной защиты. В поликлинике психолог может сам налаживать психологическую реабилитацию, индивидуальную или групповую, либо может направить на медицинскую реабилитацию в зависимости от соматических заболеваний. Если человек с инвалидностью, тогда этим должны будут заниматься органы социальной защиты. Человека направляют в центры социальной реабилитации инвалидов в районе, где тоже есть психологи, эрготерапевты, логопеды и т.д.».

«Однако это работает только для демобилизованных военнослужащих, — подчеркнула Е.Р. Исаева. — Что делать с действующими военнослужащими? Это проблема номер один. Пока человек военнослужащий, его не могут принимать гражданские поликлиники. Этим должны заниматься учреждения Минобороны, а там психологов не хватает».

«В поликлинике психолог может сам развернуть психологическую реабилитацию, разными способами. Это прописано в Клинических рекомендациях по работе с ПТСР, в рекомендациях центра им. Сербского, в рекомендациях Института им. Бехтерева. Однако готовых регламентов для психологов нет», — подчеркнула Е.Р. Исаева.

«Надо прорабатывать, пытаться утверждать, обратить внимание Министерства здравоохранения на то, что у психологов до сих пор нет нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность. Сколько времени занимает консультация, сколько сеансов, сколько в день психолог может принять человек. Если в поликлиниках психолог будет принимать в рамках ОМС, тариф оказания услуги психолога не прописан. И как страховая примет это — тоже проблема. А прописывать кто будет? Это должны эксперты, специалисты из психологического общества делать…» — отметила Е.Р. Исаева.

«Мы свои рекомендации должны разработать — как есть у медиков. Надо прописать в тексте, что такое первичная консультация… Чтобы 100% психологов по всей стране руководствовались этими рекомендациями. Хочется подтолкнуть к этому Российское психологическое общество. Но можно и инициативно это сделать», — считает Александр Григорьевич Караяни, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, руководитель общественной организации «СоДействие».

От участников заседания прозвучало предложение на уровне Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты и Фонда защитников отечества продумать маршрутизацию участников СВО.

«Участники СВО, получившие ранения и травмы, в первую очередь попадают в медицинское ведомственное учреждение. И там возникает вопрос: кто их будет сопровождать, кто будет оказывать психологическую поддержку хотя бы. Не говорим про коррекцию, терапию… хотя бы психологическую поддержку, в которой они нуждаются. Я лично на собственном опыте в этом убедился. Есть специалисты, но их катастрофически мало», — поделился своим опытом психолог, работающий с военнослужащими.

О работе с ранеными участниками СВО рассказала Ольга Александровна Орлова, психолог Центра социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий в Алтайском крае.

«Мы работали с ветеранами Афганистана, ветеранами Чечни, сейчас работаем с ветеранами СВО. Опыт работы с участниками боевых действий у нас есть. У нас есть база… Хотелось бы желать лучшего, потому что это социальное учреждение, не завязано на медицинскую реабилитацию. Но у нас в Алтайском крае, как и в других регионах, есть госпитали для ветеранов. Но опять же, эти госпитали только для демобилизованных и добровольцев. Пока не было приказа не обслуживать мобилизованных, мы могли сначала отправить на консультацию к врачу, их пролечивали… Но у нас есть договоренность с военным госпиталем, они направляют к нам на реабилитацию. Мы берем всех. В Алтайском крае идет мониторинг работы с ранеными. Фонд защитников отечества недавно начал работать, опыта работы у них нет, мы помогаем в этом. Но у нас очень сильные ветеранские организации. Мы проводим вебинары для психологов комплексных центров. Потому что они первый раз столкнулись. То, что мы умеем, то и делаем. Трудно пригласить ветеранов, участников СВО прийти на консультацию. Поэтому мы опосредованно проводим социально-досуговые мероприятия, когда они вступают в доверительные отношения, мы с ними работаем», — поделилась практическим опытом О.А. Орлова.

О работе в рамках президентского гранта рассказала Татьяна Викторовна Бемерт, психолог центра психологической и социальной поддержки ветеранов боевых действий и их близких «Возвращение» в Санкт-Петербурге.

«В центре решаются социальные, юридические, психологические, медицинские вопросы для комбатантов. У нас существует горячая линия, по которой любой комбатант может позвонить. Есть 4 психолога: один работает с женами, двое работают непосредственно с участниками боевых действий, один работает с утратой», — пояснила Т.В. Бемерт.

В заключение встречи были названы направления работы и дальнейшего обсуждения: медико-психологическая реабилитация в силовых структурах, медорганизации в системе здравоохранения и организации, работающие с грантами.

В статье упомянуты
Комментарии
  • Ольга В М
    Ольга В М
    Брянск
    27.10.2023 в 19:26:59

    Особенно хочется отметить, что в поддержке нуждаются ребята, отправленные в зону СВО в ходе мобилизации.Людей выдернули просто из нормальных условий жизни и продолжают держать без какого-то определённого срока уже больше года.
    Состояние жён, матерей,детей и самих мужчин никто не учитывает. Пора бы подумать о замене и о восстановлении психического и физического состояния такой категории граждан.

      , чтобы комментировать

    • Александр Сергеевич Черепанов

      Любая система относительно военнослужащих, в которой первым пунктом стоит "пациент приходит" , обречена на провал.

        , чтобы комментировать

      • Валерий Михайлович Ганузин
        27.10.2023 в 22:22:04

        ПТСР у детей и подростков встречается часто после перенесенных стрессовых ситуаций. К особой группе относятся дети, перенесшие обстрелы, ранения и контузии, разруху, голод, а так же ранения и смерть близких им людей. Кто-то может написать здесь о том, где и какую психологическую реабилитацию оказывают детям, приехавших их зоны военных действий? И есть ли где-нибудь детские медицинские психологи, оказывающие психологическую помощь детям и подросткам?
        Может психологи МЧС этим занимаются?

        С уважением, Валерий Михайлович.

          , чтобы комментировать

        • Аркадий Борисович Балунов
          27.10.2023 в 23:32:20

          «Мы свои рекомендации должны разработать — как есть у медиков. Надо прописать в тексте, что такое первичная консультация… Чтобы 100% психологов по всей стране руководствовались этими рекомендациями. Хочется подтолкнуть к этому Российское психологическое общество".
          К сожалению Российское психологическое общество (РПО) страшно далеко от практической психологии и вряд ли сможет помочь в этом.

            , чтобы комментировать

          • Виталий Николаевич Богданович
            30.10.2023 в 14:59:08

            Как обычно сообщество не рассматривает проблему комплексно, сточки зрения био-психо-социо духовной парадигмы. "Грустно, девушки" (с)

              , чтобы комментировать

            , чтобы комментировать

            Публикации

            Все публикации

            Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

            Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»