В 2021 году исполнилось шестьдесят лет со дня основания Курской областной школы молодежных лидеров «Комсорг», осуществляющей подготовку социально одаренных детей — лидеров. Ведущими методами исследования лидерства в работе с социально одаренными подростками и старшеклассниками в «Комсорге» были избраны три вида социально-психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. При выборе метода исследования решающим было положение Б.Ф. Ломова [2] о единстве теории, эксперимента и практики, а также о том, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания» неэффективно, а надо на основе этих знаний создать такие социальные условия, в рамках которых и сформируются психологические качества в соответствии с полученными знаниями. Такой подход определил принцип изучения лидерства — изучение феномена не самого по себе, а в русле проблематики психологии малой группы и с опорой на экспериментальный метод, с помощью которого проектировалась развивающая социальная среда (социальный оазис) и вводилось социальное обучение.
Под лидерством учеными курской социально-психологической школы понималось явление активного ведущего влияния члена группы на группу в целом. Лидерство — одна из форм общественной активности личности в группе. Лидирующая личность всегда занимает активную жизненную позицию, она авторитетна для членов группы, с ней они идентифицируются. Лидерство не исчерпывается функциями организаторской деятельности, оно значительно шире. Кроме лидеров-организаторов, как это отмечалось выше, в группах функционируют лидеры-инициаторы, лидеры-вдохновители, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы и т.п. Кроме этой классификации по сферам жизнедеятельности группы, следует различать лидерство официальное и неофициальное, номинальное и фактическое (реальное), устойчивое и ситуативное, общее и функциональное [5].
В условиях социального расслоения российского общества и неоднородности социальных сред наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред (социальных оазисов), адекватных субъектной природе развивающегося человека. Потенциал развивающих сред раскрывается через введение социального обучения как оптимальной формы психологической помощи молодежи. В качестве системообразующего фактора социального обучения выступает развивающая социальная среда (социальный оазис, по выражению Э. Фромма) [6]. Развивающая социальная среда — это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Роль психологов и педагогов в условиях развивающих социальных сред заключается, в основном, в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся.
Актуальность этого направления обусловлена, прежде всего, крайне неразвитыми социальными умениями современных подростков и юношей. Курский опыт организации психологической помощи молодежи подтверждает необходимость и эффективность социального обучения в развитии личности. Только специальная подготовка поможет быстро и максимально бесконфликтно не только разбудить желание достигать высокие социальные ценности, но и сформировать достаточно широкий арсенал умений это делать.
Социальное обучение — это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных общественно значимых целей.
Цель социального обучения — создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности: самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала. Понятие «субъектность» личности отражает ее способность самостоятельно творить свой жизненный путь, реализовать все виды специфической человеческой активности: творческой, свободной, нравственной [1]. Основным содержанием социального обучения является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Положительная оценка именно потенциала, а не имеющихся личностных характеристик и опыта, создает эмоциональное состояние оптимистичности и в то же время не дает возникнуть самоуспокоенности, ограничивающей активность.
Традиционно в роли основного и часто единственного субъекта психологической помощи рассматриваются профессиональные психологи. Однако педагоги (учителя, воспитатели, кураторы учебных групп) играют не менее важную роль в личностном развитии детей. Мы считаем, что деятельность педагогов и психологов должна иметь единое методологическое основание. Возникающую при этом проблему разграничения профессиональной компетентности можно разрешить, руководствуясь известной формулой С.Л. Рубинштейна: психология отвечает на вопрос — что делать, а педагогика — как делать [4].
Максимально эффективным социальное обучение будет только в том случае, если его осуществляет еще один субъект — подростки и юноши. Их участие заключается не только в том, что, взаимодействуя, они обмениваются живым социальным опытом, эмоционально поддерживают и мотивируют друг с друга. Основное влияние реализуется посредством специально сформированных групп. Практическое воплощение идеи включения детских коллективов в качестве самостоятельного инструмента воспитания принадлежит А.С. Макаренко [3].
Предлагаемая нами практика включения молодежных коллективов в социальное обучение апробирована в ряде школ Курской области и заключается в следующем [7]. На первом этапе дети получают психологические знания, обретают навыки «оздоравливающего» общения и разрешают собственные личностные проблемы в особых молодежных организациях (центрах, лагерях), функционирующих в рамках региональной программы психологической помощи. Здесь же формируются группы детей из числа учащихся одной школы в количестве 5–10 человек, которым предстоит выполнять функции оптимизирующего социального влияния в среде сверстников в своих школах.
На втором этапе, после возвращения в свою школу, эти группы выступают генераторами идей и организаторами разнообразных социальных акций, направленных на оптимизацию жизнедеятельности сверстников, и, по сути, осуществляют социальное обучение. По оценкам учителей, эти группы привносят в школьный коллектив дух созидания, творчества, веселья. В данном случае срабатывает эффект влияния меньшинства на большинство. Таким образом, реальной возможностью организации эффективного социального обучения является создание дополнительных образовательных структур типа центров социального обучения, на базе которых формируются временные молодежные коллективы [7]. Наиболее эффективные технологии работы с молодежью, научно обоснованные и проверенные в практике работы молодежных центров социального обучения, переносятся в общеобразовательные школы и профессиональные училища. Основными направлениями работы с социально одаренными детьми на этом этапе является перенесение на почву школы конкретных дел центров социального обучения, коррекционная и формирующая работа с конкретными подростками и старшеклассниками. Особое внимание при этом уделяется работе с лидерским ядром первичных молодежных групп, выявляемым при помощи метода социально-психологического эксперимента. Опора на лидеров в процессе осуществления учебно-воспитательной работы школы позволяет оптимизировать основные параметры деятельности школы и повысить результативность этих процессов.
Анализ эффективности многолетнего широкомасштабного естественного формирующего эксперимента с социально одаренными детьми позволяет отнести к числу таких устойчивых, инвариантных системообразующих параметров следующие признаки:
- органичное сочетание научно-исследовательской и непосредственно практической деятельности как главного принципа функционирования «Комсорга» (условно можно отнести «Комсорг» к разновидности научно-производственных комплексов);
- духовное родство, гуманистическая направленность, высокий творческий потенциал коллектива, способного сохранять традиции, «комсорговский дух» и гибко реагировать на новые социальные ситуации;
- способность сочетать научно-теоретические положения с эффективными социотехниками и технологиями в решении проблем молодежного движения;
- реализация принципов личностного и деятельностного подходов в условиях актуализации широкого «веера» разнообразных видов совместной деятельности (учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественно-политической), обращением к народным традициям и др.;
- создание условий для актуализации субъектности группы и личности как высшей формы раскрытия индивидуальности индивида и группы;
- высокий авторитет «Комсорга» как элитарной молодежной организации, ставшей ценностью в общественном сознании региона и особенно в молодежной субкультуре;
- наличие большого числа воспитанников «Комсорга», оказавших заметное влияние на молодежную политику в регионе и за его пределами.
Вышеуказанные положения можно считать основанием для устойчивого развития школы молодежных лидеров «Комсорг» как на ближайшее, так и на далекое будущее. Наиболее эффективным социально-психологическим механизмом социального сближения является молодежное лидерство. Это в определенной мере подтверждено многолетним опытом работы «Комсорга». Получив хорошую организаторскую и личностную подготовку в школе лидеров, социально одаренные дети активно влияют на социальную ситуацию в школе, других детских организациях. Однако, здесь необходима помощь юным лидерам со стороны, в нашем случае эту задачу решает кафедра психологии и шефы «Комсорга». В рамках описанного опыта достаточно эффективным средством социального сближения молодежи региона, повышения ее духовности служит психологизированное общественное мнение о роли молодежи в жизни региона и создание комплекса профильных молодежных центров — «Комсорга», «Монолита», «Вертикали», «Гайдаровца», «Магистра», «Спасателя», «Диалога» и др. [8].
Список литературы
- Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Воронеж, 1996. – 392 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
- 3акаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2015. – 705 с.
- Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
- Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 430 с.
- Чернышев А.С. Социальное обучение российской молодежи / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев // Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества: Сборник научных статей международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2018 года, Курск). – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. – С. 85—87.
- Чернышев А.С. Профильный лагерь: курский вектор: теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях / А.С. Чернышев др. – Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2014. – 152 с.
- Самойленко, К. В. Особенности воспитания одаренных детей / К.В. Самойленко, Я. Смаевич // Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: Материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Волгоград, 11 февраля 2019 года / Под общей редакцией А.Н. Бурова. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2019. – С. 161—164.
- Скрыпник, Д.О. Досуговая деятельность современной молодежи в Севастополе / Д.О. Скрыпник, М.В. Косцова, А.А. Воронин // Modern Science. – 2020. – № 5—1. – С. 386—390.
Источник: Сарычев С.В. Социально одаренные дети: экспериментальный подход к самоопределению личности // Осознание Культуры — залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 16–17 апреля 2021 года. Севастополь: ООО «Рибест», 2021. С. 198–202.
Очень и очень спорно. Социальная одаренность - категория значительно шире, чем лидерство. Да и вопрос о том, можно ли научить одаренности (любой, а не только социальной) давно уже раскрыт Б.М. Тепловым, А.Р.Лурией однозначно (и пока ничего нового в этом плане не придумано и не выявлено) - предпосылки и способности должны быть. Лидеры же бывают формальные и неформальные, а формальные - не всегда одаренные. Поэтому узкий подход к обучению социальной одаренности - это в большей мере обучение социальному манипулированию (культивирование макиавеллизма)
, чтобы комментировать
А как насчет положения Б.М. Теплова о том, что способности и одаренность проявляются и формируются в деятельности (в том числе учебной)?
, чтобы комментировать