16+
Выходит с 1995 года
26 апреля 2024

Кто есть кто

Кирилл Васильевич Бардин

Кирилл Васильевич Бардин

Москва

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук.

Главный научный сотрудник Института психологии РАН.

В 1954 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства», в 1976 г. - докторскую диссертацию (в виде научного доклада) на тему «Проблема порогов чувствительности и психофизические методы».

После окончания МГУ начал научную деятельность в Институте психологии АПН СССР.

В 1957 г. возглавил на общественных началах туристскую секцию в школе №69 г. Москвы.

С 1972 г. работал в Институте психологии АН СССР, был одним из первых сотрудников института, сначала лаборатории психофизики, затем лаборатории когнитивных процессов, в последние годы являлся главным научным сотрудником института.

Область профессиональных интересов:

  • общая психология
  • педагогическая психология
  • психофизика

Первые экспериментальные исследования К.В. Бардина были посвящены формированию учебной деятельности, разработке понятия «предмета усвоения». Изучал онтогенез цветового зрения в период школьного детства и выявил способы сенсорной деятельности человека и их влияние на пороговые показатели, призванные измерять чистую чувствительность.

В 1976 г. опубликовал первую монографию по проблемам и методам психофизики на русском языке.

Разработал и экспериментально обосновал зонную теорию пороговой области (одновременно с М.Б. Михалевской). Обнаружил феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей и построения его целостного предметного образа. На этой основе К.В. Бардиным была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства из одномерного в многомерное. Обобщил материал теоретико-экспериментальных исследований, накопленных в отечественной психофизике в 70-е-80-е гг., и выявивил влияние собственной активности человека в сенсорных измерениях на получаемые результаты. Это оказалось возможным на основе использования категории субъекта в силу ее системного характера - интеграции в себе многообразных форм психической активности. В 90-х годах сформулировал и разработал новое научное направление — субъектную (субъектно-ориентированную) психофизику, объединив перечисленные выше линии отечественных исследований. Экспериментальные материалы субъектной психофизики послужили одним из оснований для последующей разработки субъектного подхода в психологии.

Основные публикации: 128 научных и 54 научно-популярных работ, в том числе

  • Проблема порогов чувствительности и психофизические методы / К.В. Бардин. - М.: Наука, 1976. - 395 с.
  • Начала субъективной психофизики / Бардин К.В., Индлин Ю.А. — М.: ИП РАН, 1993.
  • Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов: Сборник научных трудов / Отв. ред. К.В. Бардин. - М.: Ин-т психологии, 1988 (1989). - 265 с.
  • Особенности регуляции сенсорно-перцептивного процесса при некоторых психических расстройствах / Бардин К.В., Забродин Ю.М., Иваницкий А.М., Матвеева Л.В. // Психофизика сенсорных систем / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина - М.: Наука, 1979. - С. 153-189.
  • Использование наблюдателем акустических и модально-неспецифических признаков звучания для различения слуховых сигналов / Бардин К.В., Горбачева Т.П. // Психологический журнал. 1983. Т. 4. №4. С. 48-57.
  • Исследование дифференциальной чувствительности в процессе зрительного восприятия в норме и у больных шизофренией / Бардин К.В., Тотрова Н.Г. // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 119-122.
  • Пороговая проблема и дифференциальная психофизика / Бардин К.В. // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 131-136.
  • > Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): Пособие для руководителей туристских походов в школе. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.; Кишинев : Лумина, 1983. - 192 с.; Душанбе : Маориф, 1986. - 200 с.
  • Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. - М.: Просвещение, 1969. - 111 с.; 2-е изд., доп. - Минск: Нар. асвета, 1973. - 143 с.
  • Если ваш ребенок не хочет учиться / К.В. Бардин. - Ереван: Луйс, 1981. - 104 с.; Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1983. - 80 с.; Фрунзе: Мектеп, 1983. - 104 с.
  • Подготовка ребенка к школе: психологические аспекты / К.В. Бардин. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
  • Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.: Педагогика, 1988. - 170 с.
  • Подготовка ребёнка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей / К.В. Бардин. - М.: Мозаика-Синтез; ТЦ Сфера, 2003. - 91 с.

Награды:

  • грамоты Министерства просвещения РСФСР

Мастер спорта по туризму, член Всесоюзной маршрутной комиссии.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://nkosterev.narod.ru/met/bardin.files/bar_bio.html

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»