16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Андрей Александрович Вербицкий

Андрей Александрович Вербицкий

25.02.1941 - 22.12.2020

Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии при Минобрнауки РФ. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1969 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1974 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ. В 1978 г. проходил стажировку в ЮНЕСКО в США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования.

В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости», в 1991 г. - докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе».

В 1969-1974 гг. работал в НИИ ОиПП АПН СССР.

В 1975-1990 гг. работал в НИИ проблем высшей школы: старший научный сотрудник, заведующий сектором педагогической психологии.

В 1990-1995 гг. руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ.

В 1995-2000 гг. - заместитель директора Федерального института планирования образования.

В 1997-2015 гг. возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ (МГГУ) им. М. А. Шолохова, был членом Ученого совета.

Научная деятельность А.А. Вербицкого связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования. Исследования и практические разработки направлены на разрешение основного противоречия профессионального образования.

Автор теории контекстного обучения. А.А. Вербицкий обосновывает положение о том, что основное противоречие и целый ряд более частных противоречий преодолеваются в контекстном обучении, суть которого — последовательное моделирование в формах учебной деятельности студента предметного и социального содержания его будущей профессиональной деятельности.

Основатель и бессменный руководитель научно-педагогической школы контекстного образования (с 1982 г.).

Участвовал в разработке:

  • Концепции непрерывного образования (принята в 1989 г. в качестве государственной)
  • Концепции непрерывного последипломного образования (принята в 1991 г. в качестве государственной)
  • Концепции, стратегии и программы непрерывного экологического образования в РФ, Республике Удмуртия, Пензенской области,
  • Концепции непрерывного педагогического образования в Новгородской области
  • Концепции, стандартов и программы подготовки андрагога

Обосновал создание психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватной, чем педагогическая психология, отражающей реалии новой образовательной парадигмы.

Участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии» (1995-2000). Научный руководитель проекта Минобрнауки РФ «Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента гуманитарного вуза» (2010-2012).

Участвовал в подготовке типовых учебных программ:

  • Психолого-педагогические основы активного обучения - для ФПК преподавателей техникумов
  • Психология и педагогика высшего образования - для аспирантов
  • Психология и педагогика - для вузов непсихологического и непедагогического профиля
  • Общая педагогика - для медицинских вузов
  • Преподаватель - для интернов медицинских вузов
  • учебных программ для магистрантов
  • программ вступительных экзаменов для аспирантов и др.
Читает курсы:
  • Психолого-педагогические основы контекстного образования
  • Имитационно-игровые формы контекстного образования
  • Психология мотивации образования
  • Психолого-педагогические основы контекстного образования
  • Психолого-педагогические проблемы становления новой образовательной парадигмы

Основные публикации: более 200 научных и научно-методических работ, в том числе

  • Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991
  • Новая образовательная парадигма и контекстное обучение, 1999
  • Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, 2000, в соавт.
  • Менеджер в роли учителя, 2001, в соавт.
  • Основы деятельности тьютора, 2002, в соавт.
  • Психология мотивации студентов, в соавт.

Награды:

  • Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования
  • Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР
  • Ветеран труда
  • Золотая медаль РАО «За достижения в науке»
  • Медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»
  • Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения».
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Некролог на саете РАО - http://rusacademedu.ru/news/prezidium-akademii-s-priskorbiem-soobshhaet-o-konchine-akademika-rao-andreya-aleksandrovicha-verbickogo/

Некролог на сайте МПГУ - http://mpgu.su/novosti/ushel-iz-zhizni-andrej-aleksandrovich-verbickij/

Воспоминания

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»