Скоро

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь
Алехина Светлана Владимировна, Москва

Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник общего образования РФ. Почетный профессор Новосибирского государственного педагогического университета. Эксперт ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования.

Проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, член Ученого совета МГППУ, сопредседатель экспертного совета ФУМО ВО по группе специальностей «Образование и педагогические науки», руководитель магистерских программ на факультете клинической и специальной психологии МГППУ.

Вице-президент, член Президиума Федерации психологов образования России.

В 1973 г. окончила Красноярский государственный педагогический университет. В 1992 году закончила отделение Межвузовской подготовки практических психологов при Красноярском государственном университете.

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте».

Профессиональная деятельность:

10 лет руководила Центром психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции «Сознание» в г. Красноярске.

С 2004 года заведовала лабораторией психологического мониторинга в МГППУ.

С 2005 года руководила Службой сопровождения в Центре дистанционной поддержки детей-инвалидов (ЦО «Технологии обучения»).

С 2009 года является директором Института проблем инклюзивного образования МГППУ.

С 2014 года является проректором по инклюзивному образованию МГППУ.

Научные интересы:

  • методология и психология инклюзивного образования

Проекты, выполненные под руководством С.В. Алехиной: 

  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» ГК № 07.Р24.11.0001 от 11 марта 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Организация и проведение Международной конференции по инклюзивному образованию с целью обсуждения результатов реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в рамках проекта «Проведение обучающих мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций по развитию инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации» ГК №07.Р24.11.0039 от 24 ноября 2014г. Договор 0304/15 от 03.04.2015 г. с СКФУ.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение программы повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.12.0026 от 2 октября 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.11.0005 от 10 апреля 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 09.028.11.0018 от 19 августа 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Разработка проекта специальных требований в федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (продолжительность работ 2014 г.). Договор № 14/281 от 29 апреля 2014 г. с РГПУ им. Герцена.
  • Грант РГНФ Региональный конкурс "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2014 - г. Москва Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы (продолжительность проекта 2014 г.). Соглашение (Договор) 14-06-77004а(р) от 17 апреля 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций по вопросам реализации типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (продолжительность проекта 2013-2014 г.). ГК № 07.028.11.0017 от 14 октября 2013 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение Международной научно-практической конференции по развитию инклюзивного образования в России в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (продолжительность проекта 2013 г.). ГК № 07.Р24.12.0001 от 26 апреля 2013 г.
  • Грант Департамента образования г. Москвы "Создание и развертывание общедоступной базы научно-методических знаний (экспертных систем) по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений". 2011 год.
  • Грант РГНФ Организация международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: практика, методология, технология"  (продолжительность работ 2011 г.) Соглашение (Договор) 11-06-14214г от 25 августа 2011 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» (продолжительность проекта 2011-2013 гг.) ГК № 06.Р24.11.0074 от 1 декабря 2011 г.
  • Грант РГНФ на реализацию проекта по организации международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» , 2011 г.
  • Грант Правительства Москвы «Создание и развертывание общедоступной базы научно-методических знаний и экспертных систем по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений», 2011 г.
  • Госзаказ Министерства образования и науки на выполнение работ  «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (2011 г.)
  • Проект Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  «Создание комплекта материалов по вопросу инклюзивного образования, включающего информационные материалы, организационно-методические рекомендации, примеры передовой практики и анализ конкретных примеров», 2010 г.
  • Проект Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  «Создание комплекта материалов по вопросу инклюзивного образования, включающего информационные материалы, организационно-методические рекомендации, примеры передовой практики и анализ конкретных примеров», 2010 г.
  • Грант Правительства Москвы «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития», 2009 г.
  • Грант Правительства Москвы «Разработка регламента деятельности и перечня необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования», 2009 г.
  • Государственное  задание Федерального агентства по образованию "Всероссийский мониторинг профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования России" 2008-2009 год.
  • Грант Правительства Москвы «Разработка модели и проведение мониторинга безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации» , 2008 год
  • Госконтракт Ф-316 Федерального агентства по образованию, проект «Создание условий для формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе зарубежного опыта», 2007 год
  • Госконтракт Ф-231 Федерального агентства по образованию, проект "«Создание системы социальной и психологической поддержки молодого учителя»,2007 год.

Основные публикации:

  • Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136–145. doi:10.17759/pse.2016210112
  • Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. – с. 94-101.
  • Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. № 3. – с. 70-78.
  • Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий // Сибирский педагогический журнал. № 6. – c. 125-131.
  • Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. 2015. № 3. – с. 88-89.
  • Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России //Аутизм и нарушения развития. № 2 (47). 2015. С. 3 - 7.
  • Алехина С.В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С. 13 – 20.
  • Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Текст] / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 авг. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
  • Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015.  
  • Alekhina S., Soldatenkova E. The Development of Communication as a Condition for Inclusion of Children with Autism in Education // 9th International Technology, Education and Development Conference March 2nd-4th, 2015 — Madrid, Spain.
  • Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3. С.4–7.
  • Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
  • Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №1. С.5–16.
  • Алехина С.В. Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №3. С.5–15.
  • Алехина С.В. Подготовка педагогический кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал . 2013. № 1 (44). С.26-32.
  • Алехина  С.В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С 1-6.
  • Алехина С.В., Гращенкова С.Л. Специальные образовательные условия в профессиональном образовании (по материалам мониторинга учреждений среднего профессионального образования) // Научные исследования в образовании. 2013. № 10. С.14-22.
  • Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. №1. С.73–79.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4 (22). С. 117-127.
  • Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. №3. С.32–40.
  • Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С.83–92.
  • Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Материалы I Международной конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии». МГППУ, 2011.
  • Алёхина С.В. Образование через призму инклюзии // Материалы Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», 21-23 сентября 2011, г. Якутск.
  • Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. – Москва: Центр «Школьная книга», 2010. – Вып. 1.
  • Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». МГППУ, 2010.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата обращения: 11.11.2014)
  • Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся // Вестник практической психологии образования. 2007. №3. С.46–48.
  • Алехина С.В. Психологический мониторинг — инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. С.70–72.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
  • Почетный профессор НГПУ

Статьи и интервью в «Психологической газете»


27 ноября 2022 , воскресенье

В этот день

Наталия Ивановна Чуприкова празднует день рождения! Поздравить!

Андрей Юрьевич Федотов празднует день рождения! Поздравить!

Александр Аркадьевич Баранов празднует день рождения! Поздравить!

95 лет назад родился(ась) Эра Александровна Голубева.

Скоро

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь
27 ноября 2022 , воскресенье

В этот день

Наталия Ивановна Чуприкова празднует день рождения! Поздравить!

Андрей Юрьевич Федотов празднует день рождения! Поздравить!

Александр Аркадьевич Баранов празднует день рождения! Поздравить!

95 лет назад родился(ась) Эра Александровна Голубева.

Скоро

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь