
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования.
Заведующая кафедрой общей и педагогической психологии, ведущий научный сотрудник учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной психологии факультета психологии Томского государственного университета. Директор Центра социально-психологического образования Национального исследовательского ТГУ. Член докторского диссертационного совета ТГУ, БГПУ. Главный внештатный педагог-психолог Сибирского федерального округа.
Член редколлегии «Сибирского психологического журнала», журнала «Педагог» (Барнаульский педагогический университет), член редакционного совета журнала «Вестник Барнаульского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки».
Член Российского психологического общества. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
В 1980 г. окончила психологическое отделение философского факультета Ростовского-на-Дону государственного университета.
В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации», в 1996 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности».
В 1980-1986 гг. – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Карагандинского государственного университета (Казахстан).
В 1986-1992 гг. – доцент кафедры научных основ управления образованием Карагандинского государственного университета.
В 1993-1994 гг. – проректор по научной работе краевого ИПК при Карагандинском университете.
В 1994-2001 гг. – доцент кафедры дошкольной педагогики, затем доцент, зав. кафедрой психологии образования Барнаульского государственного педагогического университета.
В 1999-2002 гг. – профессор представительства Томского государственного университета в Барнауле.
С 2002 г. – профессор, зав. кафедрой общей и педагогический психологии факультета психологии Томского государственного университета. До 2020 г. - декан факультета психологии ТГУ.
Научные интересы:
- психология образования,
- психология профессионального мышления.
Развивает представление о полифункциональном характере мышления в обеспечении жизнедеятельности человека: в построении многомерного образа мира (через категоризацию воспринимаемого, открытие сверхчувственных качеств предметов и явлений – значений, смыслов, ценностей); в трансформации жизненного мира субъекта; в обеспечении саморазвития собственной личности и личности другого (творчество в системе «субъект-субъект»). Автор ряда экспериментальных методик, позволяющих исследовать феномен «чувствительности к проблемам». Разрабатывает подходы к диагностике особенностей становления многомерного мира человека на разных этапах образовательного процесса.
Читает курсы:
- Общая психология, психология личности, история психологии
- Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
- Психология профессионализма
- Научно-исследовательский семинар
- Психологические аспекты экспертизы инновационных образовательных проектов
- Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
- Основы педагогики и психологии высшей школы
- Методика преподавания психологии в высшей школе
- Педагогическая психология
- Психология образования
- Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний
Основные публикации:
- Краснорядцева О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследований особенностей ментального пространства личности // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
- Краснорядцева О.М. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности.- Барнаул. Изд-во БГПУ, 2000. - 96 с.
- Краснорядцева О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск, 2002. С.140-150.
- Краснорядцева О. М. Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики. Методическая разработка / О. М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский, В. Е. Клочко. – Томск, Издательство Томского государственного университета, 2009. – 28 с.
- Краснорядцева О. М. Образовательный консалтинг в процессе развития психолого-дидактических компетенций современного вуза. Электронный вариант / О. М. Краснорядцева [и др.]. - Томск: ИДО, 2007. - 160 с.
- Краснорядцева О. М. Индекс толерантности как средство оценки гуманистического потенциала образовательных проектов и программ и диагностики социальных рисков в системе социокультурного образования / О. М. Краснорядцева, В. Е. Клочко, И. Ю. Малкова. - Томск: Изд. центр "Типография", 2006. - 52 с.
Награды:
- лауреат Всесоюзного конкурса молодых ученых-психологов (1982).
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы», исследовательский проект (в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2005 г.), победитель