16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024

Кто есть кто

Алла Владимировна Торопова

Алла Владимировна Торопова

Москва

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор.

Профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э.Б. Абдуллина Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Руководитель научно-образовательного центра «Психология искусства» при МПГУ. Приглашенный преподаватель Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Президент Российского общества музыкального образования - Российской общенациональной секции ISME (РОСИСМЕ). Президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов».

Член редколлегии научно-образовательных журналов: вестника «Здоровье и образование в XXI веке», «Музыкальное искусство и образование», «Journal of Psychological Research».

В 1992 г. окончила музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета

В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми», в 2009 г. — диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук на тему «Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие», в 2015 г. — диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Феномен интонирования? в генезисе музыкально-языкового сознания».

В 1985-1988 гг. работала в Театре-студии «У Никитских ворот».

В 1989-1995 гг. работала в Товариществе актеров и музыкантов.

С 1995 г. преподавет в Московском педагогическом государственном университете.

В 2002-2012 гг. и в 2019-2020 гг. — ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО.

С 2012 г. руководит научно-образовательным центром «Психология искусства в образовательной среде» при МПГУ.

С 2023 г. преподает в НИУ ВШЭ.

Сфера научных интересов находится на пересечении психологии искусства и психологии развития личности, психологии индивидуальных различий, психологии сознания и бессознательного, музыкальной психосемантики и музыкотерапии.

Создатель новых научных направлений: психология музыкального образования, музыкально-психологическая антропология.

Ведет научные исследования в области поиска психофизиологических индикаторов восприятия музыки и типологии индивидуальных различий в проявлении специальных способностей. Исследует проблемы восприятия музыки представителями различных этнокультур, взаимосвязь музыкальности и эмоционального интеллекта, психологические аспекты обучения музыке и профилактики профессиональных заболеваний.

Разрабатывает практические направления индивидуального и семейного психологического консультирования, интегративной и стратегической психотерапии, психологической реабилитации и коррекции профессиональных нарушений исполнительского аппарата музыкантов, тренинги исполнительской успешности и личностного роста.

Читает курсы:

  • Методологические проблемы психологии
  • Музыкальная психология и психология музыкального образования
  • Психолого-педагогические технологии музыкального образования
  • Современные проблемы науки
  • Музыкально-психологическая антропология

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник / А.В. Торопова. – М.: Ритм, 2010; 4-е изд., испр. и доп . – М.: Юрайт, 2019.
  • Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография / А.В. Торопова. – М.: Ритм, 2013; 2-е изд. – М.: МПГУ, 2018. – 340 с.
  • Подходы к исследованию психофизиологических характеристик восприятия музыки различных культурных традиций / А.В. Торопова, И.Н. Симакова, М.К. Кабардов, О.М. Базанова // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С. 124-134.
  • Исследование особенностей музыкальной перцепции и свойств личности студентов-музыкантов / А.В. Торопова // Человеческий капитал. – 2014. – №1 (61). – С. 86-91.
  • Генезис музыкально-языковых кодов: психогенетический аспект / А.В. Торопова // Теория и практика общественного развития. Международный научный журнал. – 2014. – №5. – С. 45-48.
  • Феномен интонирования в контексте исследования музыкально-языкового сознания / А.В. Торопова // Развитие личности. – 2013. – №3. – С. 86-101.
  • Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности / А.В. Торопова, Т.В. Львова. – М.: Ритм, 2012. – 179 с.
  • Проблема самоактуализации личности в контексте преподавания музыкальных дисциплин / А.В. Торопова // Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2011. – С. 358-364.
  • Психолого-педагогическая концепция изучения и развития музыкального сознания личности / Абдуллин Э.Б. и др. Методология музыкального образования: учебник. – М., 2011. – С. 346-358.
  • Феномен интонирования как знаковая функция / А.В. Торопова // Развитие личности. – 2012. – №1. – С. 136-151.
  • Музыкальное сознание как знаково-символическая функция психики / А.В. Торопова // Развитие личности. – 2009. – №1. – С. 23-29.
  • Homo-musicus в зеркале музыкально-психологической и му-зыкально-педагогической антропологии / А.В. Торопова. – М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 288 с.
  • Проблема бессознательного в музыкальной педагогике: к началам музыкально-психологической антропологии / Торопова А.В. – М.: Прометей, 1997. – 106 с.

Награды:

  • Премия правительства РФ в области образования (2011)
  • Медаль «За вклад в Психологическую науку им. Г.И. Челпанова» II степени (2014)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»