16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024

Кто есть кто

Патимат Омаровна Омарова

Патимат Омаровна Омарова

Махачкала

Кандидат психологических наук, профессор.

Заместитель министра по делам молодежи Республики Дагестан. Декан факультета специального (дефектологического) образования, директор НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Член Научно-экспертного совета ДГПУ.

Член редакционной коллегии журнала «Известия Дагестанского государственного педагогического университета».

Эксперт Комитета по высшему образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации. Член Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Дагестан. Федеральный эксперт Росмолодежи.

Член Российского психологического общества. Член Санкт-Петербургского психологического общества.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).

В 1997 г. окончила Дагестанский государственный педагогический университет по специальности «Учитель вспомогательной школы, логопед», затем аспирантуру ДГПУ.

В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга».

В1999-2004 гг. — директор Благотворительного коррекционно-реабилитационного центра для детей, пострадавших при военных конфликтах и террористических актах.

В 2002- 2008 гг. — психолог Психолого-медико-педагогической комиссии Управления образованием г. Махачкалы.

В 2005-2008 гг. — координатор мобильной тренерской группы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе по программе «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа».

В 2011-2012 гг. — директор Регионального межвузовского центра коррекционного образования «Перспектива».

С 2000 г. работает в Дагестанском государственном педагогическом университете: старший преподаватель, доцент, с 2007 г. - профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета. В 2007-2012 гг. — начальник отдела инновационных исследований и грантов, заместитель заведующего кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. В 2014 г. – начальник Информационно-аналитического отдела ДГПУ. С 2014 г. — декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ - первого на Северном Кавказе дефектологического факультета. С 2015 г. — директор НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования ДГПУ.

Область научных интересов:

  • психология умственной отсталости
  • социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • посттравматические стрессовые расстройства
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
  • тренинги формирования российской идентичности

Член научной школы Д.М. Маллаева «Гуманизация общего и специального образования».

Автор теории педагогической социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в национальных образовательных системах.

Предложила использовать метод социально-психологического тренинга в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития.

Автор методики изучения уровня конфликтности в детской группе. Автор разработки принципа социализирующего воздействия в олигофренопедагогике. Автор ряда психолого-педагогических технологий работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Совместно с М.Г. Магомедовым разработала методику психолого-педагогической поддержки детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами (в результате военных конфликтов и террористических актов) на отдаленном этапе травматизации (1999-2008).

В 2013 г. вместе с профессором Д.М. Маллаевым предложила гендерную тифлопсихологию как направление исследований в психологии слепых.

Обозначила термин «формирование общероссийской идентичности» и предложила в качестве идеологического базиса патриотического воспитания на заседании Северо-Кавказской сети Глобального партнерства во имя мира в рамках подготовки к слушаниям в Государственной Думе (г. Пятигорск, 2007 г.).

Одна из инициаторов развития сети классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в Республике Дагестан и создания логопедических пунктов при дошкольных образовательных учреждениях. Разработчик методик психолого-педагогической поддержки детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами на отдаленном этапе травматизации.

Гранты:

  • Участник и руководитель грантовых проектов Фонда им. Генриха Белля, Международного Комитета Красного Креста, Общественной палаты РФ, Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).
  • Ведущий научный сотрудник по исследовательской грантовой программе «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» Института национальных проблем в образовании РАО в 2009-2012 г.г.
  • Руководитель группы разработчиков гранта Министерства образования и науки РФ по Программе развития студенческих объединений «ПАТРИОТ РОССИИ» на 2012-2013 г.г. (Дагестанский государственный педагогический университет).
  • Руководитель образовательной программы гранта Федерального агентства по делам молодежи «Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма среди сельской молодежи Северного Кавказа» (2013-2014).
  • Грант Главы Республики Дагестан в области общественной деятельности в 2013 году «Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма среди сельской молодежи Дагестана».

Работала экспертом на Международных конференциях «Женщины за жизнь без войн и насилия» (г. Ростов, 2001) и «Frauen gestalten Zukunft» (г. Берлин, 2002). Заместитель Председателя Программного комитета Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация инновационного образования: перспективы и достижения» (2008). Председатель Программного комитета Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии работы с молодежью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация» (2010). Председатель Программного комитета Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь за патриотизм и межнациональное согласие» (2012, 2013). Заместитель Председателя Программного комитета Международной научно-практической конференции «Современная наука и молодежь» (2013, 2014). Эксперт IV Международного политологического форума «Российский Кавказ: территория единства» (проведенного при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (2016)). Под руководством П.О. Омаровой в период с 2005 по 2009 гг. на территории Северного Кавказа был проведен ряд межрегиональных миротворческих детских лагерей, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и достижение межкультурного диалога.

Лектор, эксперт и тренер Всекавказских молодежных форумов «Машук» (2011, 2012, 2014). Тренер первого Межрайонного молодежного форума «Дети гор» в Ботлихском районе Республики Дагестан (2011).

Руководитель образовательных программ Молодежных образовательных форумов «Каспий» (2011, 2012), «ДиалогМ-2012», «3Dформат» (2011, 2012, 2013, 2014), конвента «Будущее России» (2013), Северокавказского молодежного образовательного слета «Куначество как инструмент против идеологии терроризма и экстремизма» (2016).

Руководитель образовательной площадки «Формирование профессиональной идентичности» Молодежного образовательного форума «Школа-лидеров. Магармхюр — 2015».

Эксперт Всероссийского Фестиваля «Русский язык — 2012».

При участии П.О. Омаровой участии в качестве координатора МТГ и консультанта ЮНИСЕФ в Дагестане и в ряде республик Северного Кавказа:

  • проведены первые в истории Северного Кавказа детские межрегиональные миротворческие лагеря, в которых объединились дети Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края («Каспийская одиссея», Дагестан, 2005; «Плюс», Дагестан, 2006; Дагестан, 2007; Ингушетия, 2007; Северная Осетия-Алания, 2007; Кабардино-Балкария, 2007)
  • были открыты первые на Северном Кавказе инклюзивные классы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2008)
  • написан первый учебник для высших учебных заведений «Методика преподавания прав ребенка» (2008)
  • проведены первые Северо-Кавказские курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и Северной Осетии-Алании «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования» на базе Дагестанского государственного педагогического университета

Основные публикации: более 300 работ, в том числе

  • Омарова П. О. Маллаев Д. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот — Махачкала: Юпитер, 2002—104 с.
  • Омарова П. О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. — Махачкала: Юпитер, 2002. — 128 с.
  • Омарова П. О. Маллаев Д. М. и др. Методика преподавания прав ребенка. Учебное пособие для высших учебных заведений — Махачкала: Алеф, 2008—180 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Магомедова А. Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. — Москва: СМУР «Academa», 2008. — 180 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гасанова З. З. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье. — М.: СМУР «Academa», 2008. — 144 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гасанова З. З. Я, ты, он, она — вместе целая страна! Методическое пособие для родителей по патриотическому воспитанию детей. — Москва: Спутник+, 2008. — 20 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника: монография. — СПб: Речь, 2009. — 159 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Валиева П. В. Социализация детей со стойкой школьной дезадаптацией младшего школьного возраста. — СПб: Речь, 2010. — 160 с.
  • Керимова А. В., Керимова М. З., Омарова П. О. Воспитание творческой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературы. — М.: Парнас, 2011. — 128 с.
  • Омарова П. О. и др. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества. — М.: Парнас, 2011. — 104 с.
  • Омарова П. О. и др. Современная молодежная образовательная политика. — М.: Парнас, 2011. — 144 с.
  • Современная образовательная политика в молодежной среде: Молодежный образовательный форум «Каспий-2011» : методические материалы по образовательной программе / гл. ред. П. О. Омарова. — М.: Парнас, 2011. — 79 с.
  • Омарова П. О., Джамалудинова З. Г. Формирование общероссийской идентичности как фактор патриотического воспитания младших школьников. — М.: Парнас, 2012. — 127 с.
  • Омарова П. О. и др. Современные технологии молодежной образовательной политики. — М: Парнас, 2012. — 152 с.
  • Омарова П.О и др. Современные технологии добровольчества — М.: Парнас, 2012. — 252 с.
  • Омарова П. О. и др. Современные технологии социального проектирования в молодежной сфере. — М.: Парнас, 2012.
  • Современные технологии молодежной образовательной политики: Молодежный образовательный форум «Каспий-2012»: научно-методические материалы по образовательной программе / гл. ред. П. О. Омарова, М. Х. Халимбекова. — М.: Парнас, 2012. — 128 с.
  • Молодежь за патриотизм и межнациональное согласие: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года / гл. ред. П. О. Омарова. — Хасавюрт: Дагестанский гос. пед. ун-т, 2012. — 371 с.
  • Омарова П. О. и др. Роль общественных организаций в гармонизации межнациональных отношений и межкультурного диалога в Дагестане. Менеджмент социальных проектов. — М.: Парнас, 2013. — 72 с.
  • Омарова П. О. и др. Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма. — М.: Парнас, 2013. — 258 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гаджиева Д. П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб: Речь, 2013. — 128 с.
  • Омарова П. О. и др. Социальное проектирование. — М.: Парнас, 2014. — 43.с.
  • Современные добровольческие технологии по формированию общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и организации работы с молодежью: научно-методические материалы по образовательной программе IV Межрегионального молодежного научно-образовательного форума «3D-формат 2014: Будущее России» / гл. ред. П. О. Омарова. — М.: Парнас, 2014. — 187 с.
  • Молодежь за патриотизм и межнациональное согласие: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 5-6 октября 2013 года / гл. ред. П. О. Омарова. — М.: Парнас, 2014. — 345 с.
  • Философия куначества в современных технологиях по формированию общероссийской идентичности и противодействию идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде: научно-методические материалы по образовательной программе Северокавказского молодежного образовательного слета «Куначество как инструмент против идеологии терроризма и экстремизма»: «3D-формат 2016» / гл. ред. П. О. Омарова. — М.: Парнас, 2016. — 149 с.
  • Неврозы: генезис, картина мира и механизмы выхода: материалы научно-образовательного семинара 17.02.2016 / под ред. П. О. Омаровой и З. З. Гасановой. — Махачкала: АЛЕФ (Овчинников М. А.), 2016. — 67 с.
  • Культура и традиции народов Дагестана как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма: научно-методические материалы по образовательной программе Республиканского детского этнографического фестиваля «Азбука дружбы» / гл. ред. П. О. Омарова. — М.: Парнас, 2017. — 107 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О. и др. Инклюзивное образование в начальной школе: пособие для учителей начальной школы. — М.: Парнас, 2018. — 71 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О. и др. Инклюзивное образование для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Парнас, 2018. — 71 с.
  • Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А., Магомедов Д. З. Инклюзивное профессиональное образование. — М.: Парнас, 2018. — 71 с.
  • Маллаев Д. М., Гасанова З. З., Омарова П. О., Магомедов Д. З. Инклюзивное образование в вопросах и ответах: пособие для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. — Махачкала: Парнас, Алеф, 2018. — 71 с.
  • От формирования общероссийской идентичности — к единой российской нации: методическое пособие по образовательной программе Всероссийского молодежного образовательного межрелигиозного форума «Будущее России» / под ред. П. О. Омаровой. — М.: Парнас, 2019. — 182 с.

Награды:

  • победитель конкурса «Лидеры России»
  • Благодарность Международного Комитета Красного Креста (2007)
  • Благодарность Кабардино-Балкарской общественной организации «Институт проблем молодежи» (2007)
  • Диплом Ставропольского регионального отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» за проведение тренингов по Программе «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа» Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) (2008)
  • Премия Министерства по делам молодежи Республики Дагестан и Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан «За создание книг патриотической направленности» (2008)
  • Благодарность дирекции Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2011»
  • Благодарность Оргкомитета Молодежного образовательного форума «Каспий-2012» за руководство образовательной программой (2012)
  • Благодарность Оргкомитета Молодежного образовательного форума «ДиалогМ» за руководство образовательной программой (2012)
  • Почетная грамота Российского психологического общества (2013)
  • Благодарность Министерства печати и информации Республики Дагестан за помощь в реализации проекта «ИнтернетБезопасности» (2015)
  • Почетная грамота Министерства по национальной политике Республики Дагестан (2015)
  • Благодарность Правительства Ставропольского края (2017)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (2022)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»