16+
Выходит с 1995 года
15 июня 2024

Кто есть кто

Татьяна Анатольевна Фотекова

Татьяна Анатольевна Фотекова

Абакан

Доктор психологических наук, доцент.

Профессор кафедры общепрофессиональных дисциплин Медицинского института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Профессор кафедры «Психология и социальные науки» Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова.

Член редколлегии журнала «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и научного сетевого издания «Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки».

В 1985 г. окончила Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия», в 1993 г. — аспирантуру ИКП РАО, в 2001 г. — докторантуру МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ».

В 1985-1988 гг. работала логопедом в поликлинике и детском саду в г. Тюмень.

В 1988-1990 гг. — ассистент кафедры психологии Абаканского государственного педагогического института.

В 1994-1998 гг. и с 2002 г. заведовала кафедрой психологии (затем — кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии и социальной работы Медико-психолого-социального института) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Основала и руководила социально-психологическим центром «Праксис».

Научные интересы связаны с изучением нейропсихологии онто- и дизонтогенеза. Специалист по коррекции интеллектуального и речевого развития, а также трудностей в обучении.

Руководитель научного направления Медицинского института ХГУ «Нейропсихология развития и инволюции высших психических функций в норме и при отклонениях».

Читает курсы:

  • Общая психология
  • Нейропсихология развития высших психических функций
  • Практикум по нейропсихологии
  • Преподавание психологии в высшей школе
  • Нейропсихология дизонтогенеза

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Влияние порядка рождения детей на состояние функций переработки информации разных модальностей / Фотекова Т.А. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Том 10. №5А. С. 201-209.
  • Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002, 2007 (2-е изд., испр. и доп.); М.: Юрайт, 2020 (3-е изд., испр. и доп.).
  • Количество детей в семье как фактор формирования высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте / Фотекова Т.А. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. №5А. С. 224-231.
  • Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте: монография. Абакан: Бригантина, 2015. 203 с.
  • Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс / сост. Фотекова Т.А. 2-е изд., испр. и доп. Абакан: ФГБОУ ВПО Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2014. 118 с.
  • Основы нейропсихологии: учебно-методический комплекс / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ФГБОУ ВПО Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2012. 99 с.
  • Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ / Фотекова Т.А., Кичеева А.О. // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 2. С. 36-44.
  • Хрестоматия по общей психологии: хрестоматия / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010. 142 с.
  • Психология реабилитации и восстановления высших психических функций: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / сост. Т. А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010. 95 с.
  • Нейропсихология дизонтогенеза: особенности высших психических функций при общем недоразвитии речи и задержание психического развития : учебное пособие. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2009. 172 с.
  • Практикум по клинической психологии. Ч. 1. Практикум по нейропсихологической диагностике: практикум / сост. Т.А. Фотекова. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. 92 с.
  • Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме: колл. монография / под ред. Т.А. Фотековой. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007. 168 с.
  • Развитие высших психических функций в школьном возрасте: монография. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. 163 с.
  • Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000; М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006, 2007.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РХ.

Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»