18+
Выходит с 1995 года
10 сентября 2025

Кто есть кто

Светлана Аркадьевна Котова

Светлана Аркадьевна Котова

Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Доцент кафедры психотравматологии Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Доцент кафедры профессионального образования Института прикладной экологии. Научный руководитель ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Федеральный эксперт программ дополнительного образования и программ психолого-педагогического сопровождения. Член экспертного совета Комитета образования г. Санкт-Петербурга. Член Российского психологического общества.

В 1982 г. окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 2010 г. - докторантуру по кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (подготовлена работа на тему «Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов»).

В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Актуализация зрительных представлений у детей дошкольного возраста».

В 2004-2005 гг. работала заместителем директора Института детства по начальному образованию РГПУ им. А.И. Герцена.

С 2013 г. заведовала кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.

В 2021-2022 гг. возглавляла Институт психологии РГПУ им. А.И. Герцена.

Область профессиональных интересов:

  • прикладная психофизиология
  • возрастная и педагогическая психология
  • практическая психология образования
  • педагогика начального образования
  • здоровьесбережение в образовании
  • психология здоровья
  • арт-терапия в работе с детьми

Участвовала в реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

С 2011 г. руководит экспериментальными площадками на базе образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга:

  • районная площадка «Разработка эффективной модели школы – «Центра культуры здоровья» (2011-2013 гг., ГБОУ СОШ №167 Центрального района);
  • районная площадка «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы» (2013-2015 гг., ГБОУ СОШ №237 Красносельского района);
  • районная площадка ?«Разработка и апробация модели социальной интеграции в пространство общеобразовательной школы детей с ограниченными социальными возможностями (детей-сирот)» (2013-2016 гг., ГБОУ СОШ №46 Приморского района);
  • районная площадка «Исследование возможностей интегрированных уроков для реализации ФГОСов нового поколения» (2016-2017 гг., ГБОУ СОШ №167 Центрального района);
  • городская опытно-экспериментальная площадка «Формирование ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей» (2014-2016 гг., ГБОУ СОШ №331 Невского района, соруководитель).

Член жюри городского этапа Всероссийского конкурса «Школа здоровья России» и городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России».

Читает курсы:

  • Методика обучения и воспитания
  • Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников
  • Социальное партнерство в образовании
  • Практикум по саморазвитию педагога
  • Современные проблемы науки и образования
  • Разрешение педагогических конфликтов (с практикумом)
  • Междисциплинарное проектирование в начальном образовании
  • Особенности современного стандарта начального общего образования
  • Технологии общественной экспертизы качества начального образования
  • Основы проектной деятельности
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Образовательные программы начальной школы
  • Ориентационно-рефлексивный практикум
  • Психология младшего школьника
  • Информационно-цифровое пространство детства
  • Технологии саморазвития учителя начальных классов
  • Практикум по развитию профессионального личностного роста креативного педагога
  • Образовательные программы для одаренных детей
  • Социокультурное образование в начальной школе
  • Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Основные публикации: более 450 работ, в том числе

  • Котова С.А., Кураченков А.С., Бузырева Е Г. Управление профессиональным ростом педагогов через индивидуальный образовательный маршрут: методическое пособие. СПб: ВВМ, 2024.
  • Котова С.А. и др. Образование и жизненный путь личности: монография. М.: РУСАЙНС, 2023. 
  • Котова С.А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция: монография. СПб: Издательство ВВМ, 2023.
  • Котова С.А., Каменская В.Г. Основы здоровьесбережения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: учебно-методическое пособие. СПб, 2020.
  • Котова С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решения: учебно-методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2010. 126 с.; 2-е изд. М., 2015; 2-е изд., доп. СПб, 2019.
  • Социальная креативность: теория, диагностика, технологии: коллективная монография. СПб, 2019.
  • Котова С.А., Мошкова Н.П. Клоун-терапия: техники работы. СПб, 2018.
  • Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. СПб, 2017.
  • Алексеев С.В., Колесникова М.Г., Резников М.А., Котова С.А., Рычкова С.В., Татарникова Л.Г. Здоровье в школе: методический практикум. СПб, 2017.
  • Бегельдиева С.М., Котова С.А., Федорова Л.А. Как подготовить интегрированный урок в соответствии с ФГОС ОО: памятка для педагога. СПб, 2016.
  • Котова С.А., Цветков В.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей-сирот: методическое пособие. СПб, 2016.
  • Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / коллектив авторов. СПб, 2014.
  • Котова С.А., Пирогова С.В., Тургель В.А. Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере: материалы и рекомендации. СПб, 2014.
  • Качество психологического образования: единство теории и практики: коллективная монография. Новосибирск, 2013.
  • Дунаевская Э.Б., Котова С.А., Калягина Е.А., Федорова Т.А., Мальчевская М.Л., Добря М.Я. Психолого-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования: учебно-методическое пособие. Абакан, 2013.
  • Котова С.А. Методика работы практического психолога в начальной школе: учебно-методическое пособие. СПб, 2013.
  • Котова С.А., Кулганов В.А., Белов В.Г., Нехвядович Э.А., Парфенов Ю.А. Когда вся жизнь – школа. СПб, 2013.
  • Котова С.А., Кулганов В.А., Белов В.Г., Нехвядович Э.А., Парфенов Ю.А. Психологическая диагностика и коррекция в работе детского практического психолога. СПБ, 2012.
  • Котова С.А. Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов. СПб, 2011.
  • Котова С.А., Кулганов В.А. Как сохранить здоровье, работая в школе. М.: Школьные технологии, 2010. 191 с.
  • Котова С.А., Каменская В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. СПб: ООО «Книжный дом», 2008. 224 с.
  • Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. СПб, 2007. 100 c.
  • Котова С.А., Каменская В.Г. Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере. Учебно-методический комплекс. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. C. 321-360.

Награды:

  • орден Екатерины Великой 3 степени за заслуги в развитии отечественного образования
  • победитель внутривузовского конкурса достижений профессорско-преподавательского состава 1 и 2 степени (2009-2016)
  • почетная грамота МО РФ (2010)
  • благодарность Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»