16+
Выходит с 1995 года
27 апреля 2024
Вспоминая Владимира Николаевича Дружинина: 20 лет со дня смерти

20 лет назад, 22 июня 2001 года, ушел из жизни Владимир Николаевич Дружинин, доктор психологических наук, профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН, директор Института психологии Государственного института гуманитарных наук при РАН, ректор Института практической психологии «Иматон», лауреат премии Президента РФ за исследования в области способностей и творчества.

20 лет Владимир Николаевич работал в Институте психологии РАН, его имя включено в книгу «Выдающиеся ученые Института психологии РАН: Биографические очерки». Представляем вашему вниманию ее фрагмент...

Научное наследие В.Н. Дружинина

Научное наследие Дружинина отличается удивительной многоплановостью. Проблематика его исследований включает 8 основных тематических направлений:

  • психология труда, мотивации профессиональной деятельности;
  • экспериментальная психология;
  • психология и психодиагностика способностей;
  • психология интеллекта, когнитивная психология, психология творчества и одаренности;
  • методологические проблемы психологии;
  • психология семьи;
  • экзистенциальная психология;
  • роль психологии в российском обществе.

Большое внимание Владимир Николаевич уделял научно-педагогической, организаторской и просветительской деятельности. В частности, он активно занимался формированием практической психологии в образовании и подготовкой психологов для консультативной работы по актуальным школьным проблемам. В МГУ им. М.В. Ломоносова и МПГУ он читал лекции для студентов, руководил научной подготовкой аспирантов, был членом комиссий по приему вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов по психологии. Владимир Николаевич организовал коллективную работу с участием многих сотрудников ИП РАН над современными учебниками по психологии, которые были изданы уже после его ухо, из жизни (Когнитивная психология, 2002; и др.). Один из учебников получил символическое название «Психология XXI века».

Под руководством Дружинина защищено около 20 кандидатских диссертаций. Он был членом нескольких ученых советов по защите: диссертаций по психологическим наукам, вел постоянную секцию «Психология» в Доме ученых РАН и т. д.

За 20 лет работы в Институте психологии РАН Дружинин издал около 100 работ, включая ряд книг, которые и на данный момент относятся к числу наиболее цитируемых (Дружинин, 1994, 1995, 1996 а, 6, 1997, 19996, 2000, 2001).

Сейчас в Институте психологии РАН работает лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина, которая развивает его научные идеи (Холодная, 2007, 2015). Результаты исследований Дружинина были объединены и представлены в виде отдельного тома избранных трудов, подготовленного в лаборатории, носящей его имя (Дружинин, 20076). В Институте психологии РАН регулярно проходят всероссийские конференции, посвященные памяти В.Н. Дружинина (2005 г., 2010 г., 2015 г.), по материалам которых были подготовлены коллективные монографии, отразившие современное состояние исследований в области психохлогии интеллекта и творчества (Психология способностей..., 2005. Психология интеллекта и творчества, 2010; Современные исследования интеллекта и творчества, 2015).

Всероссийскую известность Владимир Николаевич приобрел довольно рано как специалист в области психодиагностики в связи с выходом своей первой книги, в которой был представлен новый взгляд на классическую проблему психологического тестирования (Дружинин, 1990). Им была разработана обобщенная вероятностная модель теста с ее модификациями, позволяющая определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы, а тaкже обоснована концепция экологической валидности теста. В.Н. Дружинин предложил средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типологию психодиагностических ситуаций. Он экспериментально исследовал влияние ситуативных и мотивационных факторов на проявление познавательных способностей при тестировании (Дружинин, 1990).

Творческий расцвет В. Н. Дружинина пришелся на тяжелейший период развития отечественной науки — 90-е годы ХХ в., время активной эмиграции специалистов из науки, как внешней (отъезд за границу), так и внутренней (уход в хорошо оплачиваемую сферу бизнеса). Это было время, когда в психологии способностей полностью доминировали научные стандарты западной психологии (например, интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта, уровень творческих способностей определяется показателем оригинальности идей и т.п.). Требовалось большое личное мужество, чтобы остаться в психологической науке и продолжать исследования, тем более — заниматься развитием науки.

Именно в 1990-е годы Владимир Николаевич сформулировал несколько ключевых идей своих научных исследований: модель интеллектуального диапазона (Дружинин, 1998, 1999а, 2001), позволяющую объяснить связь между уровнем психометрического интеллекта и реальными достижениями человека с позиции существования для каждой специфической деятельности своих «нижнего» и «верхнего» порогов интеллекта; ситуативный подход в психодиагностике интеллекта и креативности, требующий учета влияния ситуативных и мотивационных факторов на показатели познавательных способностей при их тестировании; понятие когнитивного ресурса, в рамках которого выделялись базовые элементы общего интеллекта, при этом коррелятами выступали размерность когнитивного пространства, характеристики сенсорной и оперативной памяти, время реакции выбора; представление о природе творческих способностей, которые не сводятся к высоким показателям оригинальности и имеют в своей основе механизм подражания (соответственно, чтобы включиться в творческую деятельность, человек должен овладеть способами творческого поведения через подражание другому творцу); описание вариантов индивидуальной жизнедеятельности в терминах экзистенциальных переживаний человека и индивидуальных «концепций» собственной жизни. Кроме того, Дружинин сформулировал ряд важных позиций относительно процедур выявления детей и подростков с признаками одаренности при подготовке коллективного труда «Рабочая концепция одаренности» (Рабочая концепция ..., 1998).

<…>

Известно, что Дружинин был поэтом: он автор двух сборников стихов… Безусловно, уникальная особенность научного стиля Дружинина — это постоянное и органическое взаимодействие науки и поэзии в его творчестве.

<…>

В психологии отмечается, что личностные особенности ученого во многом определяют проблематику его научных исследований, которая является своеобразным «зеркалом» его личности. Главным предметом научных исследований Дружинина при огромном разнообразии его научных интересов являлась проблема общих способностей. Дружинин предложил выделять «триаду» общих способностей — интеллект, креативность и обучаемость — и этим, по мнению А.В. Карпова, «сам указал на главные черты своего “когнитивного портрета”. Они — ключ к пониманию сути и судьбы этого человека, его достижений и жизненных коллизий... А интеллект был “сердцевиной” личности и, одновременно, главным предметом научных интересов Владимира Николаевича» (Карпов, 2005, с. 411). С определенной долей условности можно считать, что «теория общих способностей, которую разрабатывал В.Н. Дружинин, одновременно в значительной степени “автобиографическая” теория: это теория “про него самого”, теория, в которой “продукт творчества” и сам “творец” во многом совпадают — и гносеологически, и онтологически» (там же, с. 414).

Творческое наследие Владимира Николаевича Дружинина — это не только то, что изложено на бумаге, но и то, что осталось в мыслях, сомнениях, в духовных силах, переданных им людям. В книге «Варианты жизни» сам ученый так писал об этом: «Только продолжение нашей духовной жизни в других — в детях, учениках, друзьях, любимых — дает шанс, что память о нас уцелеет. <...> Нам предоставляется маленький шанс сохранить память о себе благодаря любви к людям» (Дружинин, 2000, с. 134).

Потеря Владимира Николаевича — это потеря не только конкретной личности, талантливого человека, но и перспектив в развитии целых отраслей психологической науки. Когда его не стало, возникло чувство несправедливости, потому что жизнь ученого оборвалась на самом взлете его научных достижений, и чувство пустоты, потому что мы уже никогда не узнаем того, что мог бы нам рассказать — и не только о проблемах психологии! — этот безмерно одаренный человек.

Источник: Холодная М.А., Немировская Н.Г. Дружинин Владимир Николаевич. Личность и творческий путь ученого // Выдающиеся ученые Института психологии РАН: Биографические очерки / Под ред. А.Л. Журавлева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. — С. 162–183.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Психология от конца к началам
    03.02.2024
    Психология от конца к началам
    «Обществосообразная психология прошлой эпохи должна смениться природосообразной психологией. Унаследовав источники существующей психологии, следует дополнить их новыми принципами, перейти от контекста индивидуализации общества к индивидуализации индивида».
  • Психическая реальность и предмет психологии
    08.02.2023
    Психическая реальность и предмет психологии
    Психологическая наука все еще не обрела своего общепризнанного предмета. Такое положение вещей является закономерным следствием отсутствия ясности в понимании природы той реальности (mind, psyche, mental states), которую она призвана изучать.
  • Кризис психологии как следствие общего кризиса науки и культуры
    04.04.2022
    Кризис психологии как следствие общего кризиса науки и культуры
    Каждая культура в своем проявлении сталкивается с определенным набором ограничений, который задает соответствующая ей цивилизация. Эти ограничения находят свое проявление в доминировании парадигм, которые тормозят развитие науки, и психологии, в частности.
  • Душа человека: возвращение из изгнания
    18.02.2022
    Душа человека: возвращение из изгнания
    Академик РАН А.Л.Журавлев и профессор В.А.Мазилов: «Книга "Возвращение души" В.Д.Шадрикова напоминает психологам, что они, временно покинув душу как предмет своих исследований, должны рано или поздно вернуться к оставленному…»
  • Книга о пандемии и «бардак» в психологии
    17.12.2021
    Книга о пандемии и «бардак» в психологии
    Ю.П. Зинченко, Ю.С. Шойгу, Т.А. Нестик, М.Г. Киселева, А.М. Калимуллин и Г.П. Костюк обсудили в пресс-центре «Россия сегодня» книгу о психологическом сопровождении пандемии, итоги года науки, закон о психологической деятельности и аккредитацию психологов…
  • Э.В. Сайко: путь от изучения событий прошлого к целостному познанию человека
    25.04.2024
    Э.В. Сайко: путь от изучения событий прошлого к целостному познанию человека
    25 апреля 2024 года исполнилось бы 92 года Эди Викторовне Сайко, профессору психологии, члену-корреспонденту Российской академии образования, доктору исторических наук.
  • Методологические функции истории психологии в современной науке
    02.04.2024
    Методологические функции истории психологии в современной науке
    «…наблюдается отсутствие адекватной работы по рефлексии уже имеющихся взглядов и пренебрежение теоретической работой в психологии вообще, о чем неоднократно озабоченно заявляли известные методологи науки».
  • Современность культурно-исторической психологии
    12.03.2024
    Современность культурно-исторической психологии
    «…статья задумана и построена как резюме клинических наблюдений, экспериментальных материалов и теоретических полаганий последних 30 лет работы в тематике психологии развития».
  • Психология в моей жизни: интервью с Анной Борисовной Леоновой
    12.02.2024
    Психология в моей жизни: интервью с Анной Борисовной Леоновой
    «…поняла, что психолог-исследователь должен сам участвовать во всех процессах создания и верификации методических средств, потому что только он хорошо понимает ту задачу, которую ставит».
  • Интервью с А.Б. Холмогоровой: Вспоминая учителя
    13.01.2024
    Интервью с А.Б. Холмогоровой: Вспоминая учителя
    «Именно благодаря контакту с Блюмой Вульфовной я усвоила такую вещь — человек должен заниматься тем, что ему интересно. Возможно, несколько раз все придется сменить, сделать выбор и все-таки прийти к тому предмету, который интересен именно вам».
  • Ранние сиблинговые исследования
    10.01.2024
    Ранние сиблинговые исследования
    «…исследования носили эмпирический характер: анализировалось влияние порядка рождения, сиблинговой позиции, пола, интервала между рождениями, количества детей в семье на личность детей, интеллектуальное развитие, академическую успешность, креативность и др.»
  • К 100-летию со дня рождения Нины Федоровны Талызиной
    28.12.2023
    К 100-летию со дня рождения Нины Федоровны Талызиной
    «Попробуем описать историю возникновения, основные положения и перспективы развития деятельностной теории учения в форме “заочного интервью”, где в качестве ответов на задаваемые вопросы выступят цитаты из основных работ Н.Ф. Талызиной».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»