18+
Выходит с 1995 года
5 июня 2025
Н. Игнатьева: «Памяти Александра Сергеевича Баранникова»

Мы начинаем публикацию докладов, состоявшихся в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов (2–4 июня 2019 года). Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Сергеевича Баранникова. Воспоминаниями о совместной работе с ним поделилась Наталья Сергеевна Игнатьева — клинический психолог группы психиатрических исследований Научно-исследовательского института нейрохирургии имени ак. Н.Н. Бурденко, старший преподаватель факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, дипломированный экзистенциальный аналитик (GLE-International), тренер и супервизор долгосрочных обучающих программ по экзистенциальному анализу и логотерапии (Москва)

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Я очень тронута тем, что я увидела сегодня здесь. Тем, что можно еще раз посмотреть на лица учителей, с которыми ты работал, был связан. Это вызывает очень теплое (одновременно грустное и радостное) чувство. Я испытываю большое волнение, выходя на эту сцену, которая год назад стала местом последнего выступления Александра Сергеевича Баранникова «Духовность и страдание в опыте экзистенциального аналитика». И, одновременно, для меня очень важно быть сейчас здесь и вспомнить его вместе с вами, потому что для меня он был не только коллегой, но и надежным другом. Он очень любил Санкт-Петербург, для него было важно приезжать сюда, работать здесь, обмениваться идеями, взаимодействовать с коллегами.

Мы знакомы с ним почти 20 лет, вместе учились экзистенциальному анализу у Альфрида  Лэнгле, в последние годы плотно сотрудничали в рамках Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, вместе вели образовательные программы. Мне сегодня хотелось бы рассказать о нём как о человеке – о том, как его человеческие качества преломлялись в его профессиональной деятельности. Я знаю его как чуткого, сердечного, очень заботливого и по-настоящему доброго человека. Его доброта проявлялась в желании помочь другим людям, понять их. Сам он был глубоко чувствующим человеком и, несмотря на то, что в глубине души он был очень раним, он никогда не таил зла на других людей, даже если его обижали, ранили, причиняли боль. И это качество я всегда очень ценила в нем.

Он был способен идти навстречу другому, быть в диалоге. С ним действительно можно было поговорить на разные, даже очень тяжелые и конфликтные темы, он всегда был к этому открыт. Я всегда чувствовала уважение. Даже если у нас были разные мнения, мы спорили, не соглашались, каждый оставался при своем, но уважение к другому, умение слушать собеседника всегда ощущалось. Если предстоял какой-то тяжелый, неприятный разговор, нередко можно было услышать: «Знаешь, важно, чтобы как-то по-человечески все было...». Он был надежным. Я знаю, насколько надежным он был для своей семьи, пациентов. Большое значение он придавал этике в профессиональных, личных отношениях, и мы нередко с ним обсуждали, насколько этические аспекты важны при обучении психотерапии, и сожалели, что, как правило, этому уделяется слишком мало времени.

Ему свойственен высокий профессионализм и способность к развитию. Он пришел обучаться экзистенциальному анализу,  будучи  уже  взрослым, зрелым человеком: ему было 45 лет, он уже был доктором медицинских наук, успешно практикующим врачом-психиатром. Казалось бы, чего  еще желать? Но он искал вот это «что-то еще», и он понимал, что есть что-то важное, что не покрывается точной постановкой диагноза, корректно подобранной медикаментозной терапией и беседами на тему комплайенса, механизмов болезни и т.д. И, обучаясь с ним в одной группе, я была свидетелем того пути развития, не только профессионального, но и персонального, который он прошел за это время. И это вызывало и вызывает у меня большое уважение, потому что для меня это пример глубокого и честного пути в профессии, проживания профессии и освоения профессии.

В своем последнем докладе он говорил о духовности и страдании. Он указывал на то, что страдание является неотъемлемой частью жизни, и человеку необходимо уметь страдать. Ресурс для развития этой способности справляться со страданием, обходиться с ним мы можем найти в обращении к духовному началу, которое несёт в себе человек. А именно – умению слышать, как в моей собственной глубине я эмоционально затронут происходящим, встречать себя в этой затронутости, быть с собой и собой в этой интимности. Обращаться к ценностям, понимать смысл своего страдания: «Для чего я страдаю». Причем, обращение к духовному может помочь не только страдающему, но и тому, кто оказывает помощь, так как позволяет одному человеку остаться рядом с другим человеком, а не только быть источником психологических знаний, теорий, техник и методик, которых мы как профессионалы имеем в избытке. Именно это позволяет сострадать другому, это лечит. И Александр Сергеевич чувствовал это и умел реализовывать в своей практике, поэтому он так хорошо умел помогать. То,  о чем он говорил и на что я сейчас обращаю внимание, очень соответствует духу экзистенциального анализа, экзистенциально-аналитической антропологии, тому, чем он занимался последние 20 лет.  

Мне видится, что, рассматривая эту конкретную проблематику переживания страдания, оказания помощи, он внес важный ракурс в обсуждение вопроса о дальнейшем пути развития психологии, консультативной и психотерапевтической практики, что получило продолжение, судя по названию, на настоящем Саммите психологов. В чем этот ракурс? Во-первых, важно не потерять собственно человеческое в человеке, который является не только телесным и психическим существом с психодинамикой, но и несет в себе духовное начало, обладает духовной сущностью. Мы знаем, что психология долго обходилась без обращения к этому измерению человеческого бытия. И, во-вторых, важно не утратить человека вообще, а именно – целостного взгляда на него. Потому что современная наука – медицинская, да и, что греха таить, психологическая тоже, идёт по пути все большей специализации, раскладывая человека на отдельные составляющие – эмоции, когниции, установки,  типы личности,  структуру… При таком подходе взгляд на человека и на методологию помощи неизбежно становится более механистичным.       

Когда мы проводим исследование, методы должны соответствовать предмету. Нельзя жидкость измерять линейкой. Методы изучения и помощи должны соответствовать тому, на кого они направлены. Конечно, возникающая тенденция не может не беспокоить ученых и практиков, занимающихся исследованиями. И свидетельством этого является, что первой темой Саммита психологов стоит духовность, а эпиграф гласит: «Наша миссия – сохранить Человека». И я вижу так много людей, уважаемых коллег, которые скоро выйдут на эту сцену, где мы будем обсуждать эти важные проблемы. Поэтому я хочу от себя лично и от Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, которую я представляю, поблагодарить организаторов Саммита за эту возможность, за посвящение этого Саммита памяти Александра Сергеевича и пожелать нам плодотворной, насыщенной и глубокой работы. Большое спасибо!

Игнатьева Н.С. поделилась воспоминаниями об А.С. Баранникове,
памяти которого была посвящена панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?»
на XIII Санкт-Петербургском саммите психологов 2 июня 2019 года
(полная видеозапись выступления)

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
    19.08.2019
    «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
    Когда я услышал, что на Саммите психологов будут обсуждаться тренды, сексуальность, духовность и цифра, я подумал, что мне там делать, о какой духовности говорить? Я внутренне готовился к тому, что в течение уже многих лет при слове «духовность» у моих собеседников-психологов лицо становится постным, как на официальных похоронах. Либо кислым: «Ну что об этом говорить, это все — устаревшие вещи». Все время речь идет не о предмете духовности как таковой, а о многочисленных тенях этого предмета, интерпретациях, ассоциациях...
  • Зов будущего на 19-м Санкт-Петербургском саммите психологов
    03.06.2025
    Зов будущего на 19-м Санкт-Петербургском саммите психологов
    Обсуждение законодательного регулирования работы психологов, дискуссии «Посттравматический рост: миф или реальность» и «Путь Человека: услышать будущего зов» — так начался Саммит в Санкт-Петербурге...
  • Последний доклад. Светлой памяти Александра Сергеевича Баранникова
    03.06.2025
    Последний доклад. Светлой памяти Александра Сергеевича Баранникова
    «Мы слышим или читаем, что любой момент жизни может оказаться последним, поэтому важно осознавать смерть как неминуемую часть жизни, её как бы постоянное присутствие рядом. Вот о чём рассуждает человек, находящийся буквально перед лицом кончины жизни…»
  • Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
    30.07.2024
    Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
    «Характерный диагноз нашего времени — это уже не депрессия, а скорее зависимость. Зависимость — это слом саморегуляции, замена саморегуляции принудительным регулированием внешними стимулами и внутренними импульсами».
  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • А. Асмолов: «Кризис как тест на психологическую совместимость»
    20.06.2024
    А. Асмолов: «Кризис как тест на психологическую совместимость»
    В ходе доклада на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов проф. А.Г.Асмолов подчеркнул: «Триада ценностей, которые я предлагаю как код культуры психолога: ценность другого, ценность общего дела и ценность выбора. Без этих трёх ценностей нет развития»...
  • Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    03.06.2024
    Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    «Кризис мировой цивилизации» — так звучала тема панельной дискуссии 2 июня, в которой приняли участие А.Г.Асмолов, Т.В.Черниговская, Д.А.Леонтьев, К.В.Павлов, Т.Ю.Базаров, М.М.Решетников, А.Г.Караяни, Е.В.Сидоренко…
  • Прекарность как экзистенциальный феномен
    22.08.2023
    Прекарность как экзистенциальный феномен
    «Опасным психологическим трендом в условиях прекариатизации становится утрата человеком собственной ценности и “коррозия характера”, а также тот факт, что сам статус занятости становится новым латентным фактором переживания социального неравенства…»
  • В.А. Петровский: «Я есмь. Трансвитальные смыслы (первый сезон)»
    10.07.2023
    В.А. Петровский: «Я есмь. Трансвитальные смыслы (первый сезон)»
    «“Трансвитальность” — сильное слово. Оно звучит как обобщение всех ипостасей “Я есмь” (и неадаптивности, и отраженности, и всеединства, и бессмертия). И слово это обладает, как мне кажется, особым психотерапевтическим потенциалом…»
  • Д.А. Леонтьев: «Изменение как вызов»
    03.07.2023
    Д.А. Леонтьев: «Изменение как вызов»
    «В процессе изменения мира невозможно самому не измениться. Многие пытаются это сделать — изменить что-то в мире, а самим не меняться, — но безнадёжно».
  • Б. Братусь: Санкт-Петербургский саммит как зеркало российской психологии
    30.08.2022
    Б. Братусь: Санкт-Петербургский саммит как зеркало российской психологии
    …требуется осознать необходимость и следующего шага. Это признание, понимание, переживание наличия онтологического метафизического пространства, общего ценностно-смыслового поля не как следствия, а как необходимого условия человека, включая и его психику.
  • «Текучий субъект» в поисках устойчивой идентичности
    01.08.2022
    «Текучий субъект» в поисках устойчивой идентичности
    В условиях текучей современности (неопределенности) реализуемый человеком проект собственного бытия (предполагающий наличие принятых рамок, целей и стратегий действования и пр.) частично или полностью утрачивает внутреннюю ясность…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»