18+
Выходит с 1995 года
12 ноября 2025
Круг сообщества как технология повышения безопасности образовательной среды

Восстановительные технологии разрешения конфликтов базируются на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим. Восстановительная технология Круг сообщества направлена на создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося, а также на развитие умений принимать решения и нести ответственность за свои поступки, занимать активную жизненную позицию. Круг сообщества — это собрание для решения важных вопросов и обсуждения различных проблем в атмосфере взаимоуважения и взаимной поддержки согласно определённым правилам.

Круг сообщества можно использовать в работе с групповыми конфликтами, и тогда такой Круг носит название Круга примирения. Если Круг нацелен на поддержку пострадавших обучающихся или оказавшихся в сложной жизненной ситуации, то такой Круг называют Кругом заботы и исцеления. Круг может быть нацелен на принятие определенного группового решения или носить профилактический характер. В данной статье мы говорим о Круге сообщества, подразумевая Круг, проводимый с профилактическими целями. Обучающиеся и волонтеры-медиаторы также называют их Кругами общения. В Краснодарском крае в настоящее время Круги сообщества активно внедряются как целостная профилактическая технология, позволяющая сплотить классные коллективы и создать безопасную и комфортную образовательную среду в школе. Общение в Круге позволяет выявлять не только проблемы в классах, но и обучающихся с высокой степенью неудовлетворенности пребывания в школе, имеющих психоэмоциональные проблемы, жертв буллинга, обучающихся, находящихся в кризисных ситуациях. Хранитель круга проводит обсуждение по определенной процедуре с обязательной церемонией открытия и закрытия Круга. Зачастую Круг у детей более младшего возраста проводят медиаторы-волонтеры из старших классов. В Круге все говорят по очереди, передавая символ слова по часовой стрелке. Это обычно мягкая игрушка или другой предмет, вызывающий положительные эмоции, и удобный для того, чтобы держать его в руках. К основным правилам встречи в Круге относится: уважать символ слова, говорить от всего сердца, говорить с уважением, слушать с уважением, оставаться в Круге до его завершения, соблюдать конфиденциальность.

Обязанности Хранителя круга включает принятие следующих решений: когда и как прервать человека; когда открыть обсуждение темы в круге и когда закрыть ее; когда объявить перерыв; как использовать символ слова; как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

Мы предлагаем следующие примерные вопросы для профилактического Круга сообщества:

  • Что в твоей жизни происходит хорошего?
  • Что в твоей жизни происходит плохого?
  • Можешь ли ты сказать, что в твоей жизни что-то изменилось? Если да, то в какую сторону?
  • Что ты сейчас хочешь больше всего?
  • Есть ли что-то, что превратилось в проблему, с которой тебе не удается справиться?
  • Считаешь ли ты, что нуждаешься в помощи?
  • Кто и как тебе мог бы помочь?
  • Что тебе нравится, а что не нравится в твоём классе?
  • Что ты предлагаешь изменить в классе?
  • Что ты готов сделать сам?

Исследование технологии Кругов сообщества и её эффективности проводится в МБОУ СОШ № 73 г. Краснодара, которая является краевой площадкой передового педагогического опыта кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме: «Круги сообщества как технология профилактической работы школы». Исследовались классные коллективы до участия Кругах сообщества и после того, как полгода 2 раза в месяц проводился профилактический Круг. Оценивалась психологическая безопасность и комфортность образовательной среды по методике И.В. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» (анкета для учащихся), психологическая атмосфера в классных коллективах по методике оценки психологической атмосферы Фидлера, социометрия. В исследовании приняли участие 8 и 9 классы. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 96 человек в возрасте от 14 до 16 лет.

Было установлено снижение удовлетворения нахождением в школе у обучающихся в 9 классах по сравнению с 8 классами. В 9 классах только половина ребят оценили своё отношение к школе как среднее и выше. В 9 классах настроение в школе оказалось значительно ниже по показателям, чем в 8 классах. И в 8 и 9 классах от 20% до 26% обучающихся не удовлетворены уважительностью отношения, отсутствием возможности высказать свою точку зрения и возможности обратиться за помощью. Неудовлетворенность в 9 классах по данным параметрам значительно выше.

В 8 классах значительно выше степень удовлетворенности отношениями с учителями и более высокие показатели эмоционального комфорта. Значимых различий в удовлетворенности отношениями с учениками между 8 и 9 классами не выявлено, но в 9 классах эти показатели несколько выше, чем в 8 классах. До 28% в 8 классах и до 20% учащихся в 9 классах не чувствуют себя психологически защищенными по ряду угроз со стороны сверстников. До 10% в 8 классах и до 26% учащихся в 9 классах не чувствуют себя психологически защищенными по ряду угроз со стороны учителей.

Приведем в Таблице 1 некоторые данные первичного исследования в разрезе сравнения ответов «Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?» (анкеты И.В. Баевой) в 8 и 9 классе (в каждом из них по 48 респондентов). Колонка «Затрудняюсь ответить» в таблице данных удалена для лучшей наглядности результатов.

Таблица 1. Данные показателей психологической защищённости в 8 и 9 классах
Таблица 1. Данные показателей психологической защищённости в 8 и 9 классах

В связи с негативной тенденцией ухудшения отношений с педагогами в выпускном 9 классе было принято решение провести работу с учителями по повышению педагогической корректности и тактичности в общении с обучающимися, в том числе не допускать «запугивания» учащихся итоговой аттестацией. С обучающимися 9 класса в Круги сообщества были включены вопросы на обсуждения проблем, связанных с итоговой аттестацией и выбором дальнейшего обучения.

После проведения Кругов сообществ в классных коллективах произошло заметное улучшение психологической атмосферы, наиболее выражена положительная динамика по параметрам: дружелюбие, удовлетворенность, теплота, сотрудничество, взаимоподдержка. Средние данные оценок психологической атмосферы по Фидлеру в 8 классах приведены в Таблице 2.

Таблица 2. Средние данные оценок психологической атмосферы по Фидлеру в 8 классах до и после проведения Кругов сообщества
Таблица 2. Средние данные оценок психологической атмосферы по Фидлеру в 8 классах до и после проведения Кругов сообщества

По результатам проведённой социометрии в одном из 8 классов был выявлен один отверженный обучающийся. При проведении социометрии повторно через полгода отверженных детей в классных коллективах не выявлено, количество обучающихся с низким социальным статусом уменьшилось. Психологическая защищённость значительно увеличилась по всем показателям в отношении негативных проявлений со стороны учеников и умеренно увеличилась по параметрам негативных проявлений со стороны педагогов, в большей степени положительная динамика определилась в 9 классах. Значительно уменьшилось количество обучающихся (до 8%), которые не удовлетворены уважительностью отношения, отсутствием возможности высказать свою точку зрения и возможности обратиться за помощью.

Таким образом, можно сделать выводы о положительном влиянии Кругов сообщества, проводимых в профилактических целях, на повышение безопасности и комфортности образовательной среды, улучшения психологического климата в классных коллективах.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. – СПб.: изд-во «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
  2. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А.Ю. Коновалов; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
  3. Рыженко С.К. Подготовка медиаторов-волонтеров («групп равных») в школе / С.К. Рыженко. – Краснодар: ГБОУ ИРО КК, 2018. – 118 с.
  4. Шамликашвили Ц.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы / Ц.А. Шамликашвили, М.А. Хазанова // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 26-33.

Источник: Рыженко С.К. Круг сообщества как технология повышения безопасности образовательной среды // Психологические и социально-педагогические аспекты безопасности образовательной среды: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 17 мая 2019 года. Липецк: ГАУ ДПО Институт развития образования, 2019. С. 185–189.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»