
Восстановительные технологии разрешения конфликтов базируются на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим. Восстановительная технология Круг сообщества направлена на создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности обучающегося, а также на развитие умений принимать решения и нести ответственность за свои поступки, занимать активную жизненную позицию. Круг сообщества — это собрание для решения важных вопросов и обсуждения различных проблем в атмосфере взаимоуважения и взаимной поддержки согласно определённым правилам.
Круг сообщества можно использовать в работе с групповыми конфликтами, и тогда такой Круг носит название Круга примирения. Если Круг нацелен на поддержку пострадавших обучающихся или оказавшихся в сложной жизненной ситуации, то такой Круг называют Кругом заботы и исцеления. Круг может быть нацелен на принятие определенного группового решения или носить профилактический характер. В данной статье мы говорим о Круге сообщества, подразумевая Круг, проводимый с профилактическими целями. Обучающиеся и волонтеры-медиаторы также называют их Кругами общения. В Краснодарском крае в настоящее время Круги сообщества активно внедряются как целостная профилактическая технология, позволяющая сплотить классные коллективы и создать безопасную и комфортную образовательную среду в школе. Общение в Круге позволяет выявлять не только проблемы в классах, но и обучающихся с высокой степенью неудовлетворенности пребывания в школе, имеющих психоэмоциональные проблемы, жертв буллинга, обучающихся, находящихся в кризисных ситуациях. Хранитель круга проводит обсуждение по определенной процедуре с обязательной церемонией открытия и закрытия Круга. Зачастую Круг у детей более младшего возраста проводят медиаторы-волонтеры из старших классов. В Круге все говорят по очереди, передавая символ слова по часовой стрелке. Это обычно мягкая игрушка или другой предмет, вызывающий положительные эмоции, и удобный для того, чтобы держать его в руках. К основным правилам встречи в Круге относится: уважать символ слова, говорить от всего сердца, говорить с уважением, слушать с уважением, оставаться в Круге до его завершения, соблюдать конфиденциальность.
Обязанности Хранителя круга включает принятие следующих решений: когда и как прервать человека; когда открыть обсуждение темы в круге и когда закрыть ее; когда объявить перерыв; как использовать символ слова; как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.
Мы предлагаем следующие примерные вопросы для профилактического Круга сообщества:
- Что в твоей жизни происходит хорошего?
- Что в твоей жизни происходит плохого?
- Можешь ли ты сказать, что в твоей жизни что-то изменилось? Если да, то в какую сторону?
- Что ты сейчас хочешь больше всего?
- Есть ли что-то, что превратилось в проблему, с которой тебе не удается справиться?
- Считаешь ли ты, что нуждаешься в помощи?
- Кто и как тебе мог бы помочь?
- Что тебе нравится, а что не нравится в твоём классе?
- Что ты предлагаешь изменить в классе?
- Что ты готов сделать сам?
Исследование технологии Кругов сообщества и её эффективности проводится в МБОУ СОШ № 73 г. Краснодара, которая является краевой площадкой передового педагогического опыта кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме: «Круги сообщества как технология профилактической работы школы». Исследовались классные коллективы до участия Кругах сообщества и после того, как полгода 2 раза в месяц проводился профилактический Круг. Оценивалась психологическая безопасность и комфортность образовательной среды по методике И.В. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» (анкета для учащихся), психологическая атмосфера в классных коллективах по методике оценки психологической атмосферы Фидлера, социометрия. В исследовании приняли участие 8 и 9 классы. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 96 человек в возрасте от 14 до 16 лет.
Было установлено снижение удовлетворения нахождением в школе у обучающихся в 9 классах по сравнению с 8 классами. В 9 классах только половина ребят оценили своё отношение к школе как среднее и выше. В 9 классах настроение в школе оказалось значительно ниже по показателям, чем в 8 классах. И в 8 и 9 классах от 20% до 26% обучающихся не удовлетворены уважительностью отношения, отсутствием возможности высказать свою точку зрения и возможности обратиться за помощью. Неудовлетворенность в 9 классах по данным параметрам значительно выше.
В 8 классах значительно выше степень удовлетворенности отношениями с учителями и более высокие показатели эмоционального комфорта. Значимых различий в удовлетворенности отношениями с учениками между 8 и 9 классами не выявлено, но в 9 классах эти показатели несколько выше, чем в 8 классах. До 28% в 8 классах и до 20% учащихся в 9 классах не чувствуют себя психологически защищенными по ряду угроз со стороны сверстников. До 10% в 8 классах и до 26% учащихся в 9 классах не чувствуют себя психологически защищенными по ряду угроз со стороны учителей.
Приведем в Таблице 1 некоторые данные первичного исследования в разрезе сравнения ответов «Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?» (анкеты И.В. Баевой) в 8 и 9 классе (в каждом из них по 48 респондентов). Колонка «Затрудняюсь ответить» в таблице данных удалена для лучшей наглядности результатов.

В связи с негативной тенденцией ухудшения отношений с педагогами в выпускном 9 классе было принято решение провести работу с учителями по повышению педагогической корректности и тактичности в общении с обучающимися, в том числе не допускать «запугивания» учащихся итоговой аттестацией. С обучающимися 9 класса в Круги сообщества были включены вопросы на обсуждения проблем, связанных с итоговой аттестацией и выбором дальнейшего обучения.
После проведения Кругов сообществ в классных коллективах произошло заметное улучшение психологической атмосферы, наиболее выражена положительная динамика по параметрам: дружелюбие, удовлетворенность, теплота, сотрудничество, взаимоподдержка. Средние данные оценок психологической атмосферы по Фидлеру в 8 классах приведены в Таблице 2.

По результатам проведённой социометрии в одном из 8 классов был выявлен один отверженный обучающийся. При проведении социометрии повторно через полгода отверженных детей в классных коллективах не выявлено, количество обучающихся с низким социальным статусом уменьшилось. Психологическая защищённость значительно увеличилась по всем показателям в отношении негативных проявлений со стороны учеников и умеренно увеличилась по параметрам негативных проявлений со стороны педагогов, в большей степени положительная динамика определилась в 9 классах. Значительно уменьшилось количество обучающихся (до 8%), которые не удовлетворены уважительностью отношения, отсутствием возможности высказать свою точку зрения и возможности обратиться за помощью.
Таким образом, можно сделать выводы о положительном влиянии Кругов сообщества, проводимых в профилактических целях, на повышение безопасности и комфортности образовательной среды, улучшения психологического климата в классных коллективах.
Литература
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. – СПб.: изд-во «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А.Ю. Коновалов; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
- Рыженко С.К. Подготовка медиаторов-волонтеров («групп равных») в школе / С.К. Рыженко. – Краснодар: ГБОУ ИРО КК, 2018. – 118 с.
- Шамликашвили Ц.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы / Ц.А. Шамликашвили, М.А. Хазанова // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 26-33.
Источник: Рыженко С.К. Круг сообщества как технология повышения безопасности образовательной среды // Психологические и социально-педагогические аспекты безопасности образовательной среды: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 17 мая 2019 года. Липецк: ГАУ ДПО Институт развития образования, 2019. С. 185–189.


.jpg)





















































Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать