16+
Выходит с 1995 года
29 апреля 2024
Проект онлайн-викторин «Психика – это…» призван повысить психологическую грамотность

Психика. Как часто мы слышим это слово! Еще чаще его слышат те, кто учится на психолога. Они не только его слышат, но и пытаются понять и выучить определение. К слову сказать, определений «психики» очень много. И очень жаль, что психологическое сообщество так и не пришло к единому мнению: «что же такое психика?»

В феврале 2023 года мы запустили Всероссийский проект онлайн-викторин «Психика — это…». Проект по повышению психологической грамотности населения, состоящий из семи викторин. Первого числа каждого месяца (с февраля по август) мы размещаем новую часть викторины с набором вопросов о психике и психологии, ученых и событиях, о навыках и умениях в рамках психологической науки.

В первой части проекта приняли участие студенты, психологи, выпускники психологического направления, но не работающие психологами, из 75 городов и населенных пунктов России и Белоруссии. Было получено 117 ответов.

В первой части было всего два теоретических вопроса:

  1. Что такое психика?
  2. Из чего она состоит?

В каждом вопросе были варианты ответов.

На первый вопрос предлагались такие определения психики:

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика — это существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.

Психика — это форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

Психика — это совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

Психика — это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика — это внутренний мир человека.

Все эти определения взяты из различных учебников психологии и словарей.

Как же распределились ответы:

Рисунок 1. Ответы на вопрос «Что такое психика?»

Большинство участников (51,3%) считает, что психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. М., 1990).

В этом ответе включено не только наиболее существенное, хотя и не безупречное, определение психики, но и прописана сама деятельность психолога. Запоминая это определение, студент-психолог учится понимать логику и алгоритм своей практической работы.

А если еще более внимательно разобрать определение психики и быть более точным, то психику можно представить как процесс, группу взаимосвязанных процессов активного отражения субъектом окружающего мира, пристрастного переживания и саморегуляции своей активности.

На второй вопрос «Из чего состоит психика?» были варианты ответов:

  1. психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые;
  2. психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния;
  3. психические свойства, психические процессы, психические состояния и психические образования.

Рисунок 2. Ответы на вопрос «Из чего состоит психика?»

Большинство опрошенных отмечают, что психика состоит из психических свойств, психических процессов, психических качеств и психических состояний (38,5%). И лишь 29,9% опрошенных отметили, что психика состоит из трех групп процессов: познавательных, эмоциональных и волевых.

Давайте разбираться. Многие студенты вузов, да и преподаватели очень ответственные и принимающие на веру все что написано в учебниках по психологии. А как по-другому? Разве можно усомниться в том, что написано? К сожалению, в психологии можно.

Психика достаточно «неуловимое», однозначно нематериальное образование, которое нельзя непосредственно взять, рассмотреть, потрогать, описать. Поэтому мы изучаем ее опосредованно, через то, что может ее заменить, отразить. Это, например, как отражение зеркала — потрогать отражаемое не можем, но видим и можем описать.

В каждой методологической школе психологии (психоанализе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, деятельностном подходе, гуманистической психологии, когнитивной психологии) существует своя модель, отражающая психику, свой язык объяснения, свое соотношение сущности и явления, содержания и формы психического.

Давайте предположим, что психику можно представить как, например, машину (когнитивная психология как раз рассматривает психику как механизм). Машину любую, даже пусть детскую игрушечную. Из чего она состоит? Из кабины, колес, кузова. В кабине есть двери, стекла и т.д. Сравнивая с психикой, предположим, что кабина, колеса, кузов и другие элементы — это психические процессы.

Какие свойства есть у нашей машины? Например, свойства автотранспортного средства можно разбить на три группы: функциональные, потребительские и общественной безопасности. Например, это управляемость, проходимость и т.д. Хорошо! А будет ли машина состоять из своих свойств? Той же проходимости или управляемости? Однозначно нет!

Тогда что же относится к свойствам психики? К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности. Закономерный вопрос: будет ли психика состоять из темперамента или способностей? Все же скорее нет!

Плавно переходим к качествам. Какие качества есть у машины? Под качеством машины понимают совокупность ее свойств, обусловливающих способность выполнять свое служебное назначение. Например, долговечность, безопасность работы, удобство и простота обслуживания и управления и т.п.

Будет ли машина состоять из простоты обслуживания? И опять — нет!

Какие качества у психики? Сила, спокойствие, уравновешенность, подвижность, пластичность. Состоит ли психика из подвижности и силы? Опять однозначное нет!

Ну и наконец состояния. Какие состояния есть у машины? Состояния покоя, движения, вибрации. Наверное, могут быть и другие.

А какие мы знаем состояния психики? Тоже покоя, работоспособности, расслабленности, утомляемости и т.д. Будет ли психика из них состоять? И опять нет! Проявляться — да, она будет проявляться в своих свойствах и в состояниях, но не состоять.

Поэтому содержанием психики являются психические процессы.

Спасибо всем, кто принял участие в первом этапе онлайн-викторины и помог нам еще раз вернуться к азам нашей любимой науки. Присоединяйтесь к проекту!

Ссылка на вторую часть проекта (викторина 2): https://forms.gle/ix1T2Z9JPQyNkfxRA

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»