
Коллеги!
Продолжается подготовка к дискуссии о регулировании работы психологов в рамках 19-го Санкт-Петербургского саммита психологов. Ранее в первом тематическом материале мы с вами начали обсуждать предмет регулирования. Это вторая публикация из запланированных трех.
А кто должен быть субъектом регулирования закона? Должен ли это быть только психолог или закон должен предъявлять требования сразу ко всем участникам системы отношений: психологу, клиенту, его работодателю, профессиональным сообществам, этическим комитетам, образовательным организациям? Может быть, необходимо прописать права и обязанности всех сторон?
В опросе «Психологической газеты» читатели много писали о том, что внесенный на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект однобокий и никак не защищает самих психологов. «В законе нет ничего о защите специалистов, их прав. В таком виде он будет способствовать оттоку хорошо образованных специалистов из нашей низкооплачиваемой и сложной профессии». «У психолога только обязанности и нет прав, клиент всегда прав». «Помимо требований к специалистам, требуются также меры по поддержке начинающих профессиональный путь выпускников вузов».
Т.Ю. Синицына на заседании Общественной палаты вспоминает случай: «Семья ходила на терапию целый год. В конце года говорят: ваша терапия не помогла, верните наши деньги». Как закон должен урегулировать подобные ситуации?
Другая большая тема — регулирование деятельности образовательных организаций. «Может быть, надо с этого начать?» — спрашивают читатели «Психологической газеты». «Бороться надо не с психологами, а с некачественным образованием в некоторых ДПО, которым наше государство выдало лицензии». «Почему у нас могут обучать все кому не лень? И именно в этом основная проблема». «Борьба с плохим образованием должна начинаться с вузов, с проверки их качества. Государство выдает лицензии и аккредитации, но никак не защищает граждан от последствий этой выдачи». За последние месяцы «Психологическая газета» получила много десятков таких комментариев.
Ю.П. Зинченко отмечает, что в России порядка 400 высших учебных заведений выдают дипломы психолога: «А какого качества эти дипломы? Около 100 вузов в Московском регионе выдают дипломы психологов. При этом, когда меня как декана МГУ спрашивают “а куда поступить кроме как в МГУ на психолога”, мы пальцев 5–7 зажмем, а оставшиеся уже не знаешь рекомендовать или нет».
О необходимости обратить внимание на образование в вузах говорит и С.Б. Есельсон: «Абсолютное большинство вузовских преподавателей — теоретики, не имеющие собственной практики консультирования. Я очень много езжу по стране, общаюсь со студентами, с преподавателями и с выпускниками разных вузов. Повсеместно не формируются ни компетенции психолога-консультанта, ни компетенции супервизора. Кого мы обманываем?»
Если ключевая проблема в области психологии действительно кроется в образовании, возможно, нужно регулировать образование, а не деятельность психологов, которым диплом уже выдан?
Возможно, одно не отменяет другого, и регулировать деятельность психологов все-таки необходимо. Однако правильно ли использовать формальный образовательный критерий как основу определения уровня специалиста? Не является ли это изначальной методологической ошибкой?
На встрече в Общественной палате А.А. Климов подчеркивает: «Критерий оценки квалификации по уровню образования — формальный. Он используется только потому, что нет критерия содержательного. Предлагаю подумать о том, кто такой психолог. Это специалист, который удовлетворяет определенному набору компетенций. Как он их получил, не так принципиально, важно, что он им соответствует». Это принципиально другой подход к определению требований к специалистам, который действительно снимает все имеющиеся противоречия в отношении требований к образованию.
Но можем ли мы составить действительно исчерпывающий список таких компетенций? И что более важно, как можно их объективно оценить?
В подготовке к предстоящей дискуссии на Саммите мы задались вопросом: кто такой психолог? Можно предположить, что психолог — это специалист. Специалист в области оказания психологической помощи или психологического консультирования. Как специалист он работает с разными объектами: с отдельной личностью, с группой, с организацией. Психолог владеет определенным инструментарием, конкретными методами работы. При этом даже в рамках психологического консультирования методы, используемые специалистами разных школ, могут отличаться до неузнаваемости, а медицинский и организационный психолог вообще говорят на разных языках.
Психолог — субъект очень сложный и неоднородный. По вашему мнению, как нужно сформулировать в законопроекте: кто такой психолог? Пишите в комментариях!
Приглашаем всех коллег, готовых дать свое определение субъекту "психологической деятельности", на эту ветку обсуждения. Частично этот разговор начался неделю назад там, где мы пытались понять, каков предмет регулирования законопроекта. Возможно, у нас возникнет не один подход к описанию модели профессионального психолога. Совершенно точно, что мы находимся на пути к представлению о совершенной образовательной траектории данного профессионала. И эта траектория едва ли будет линейной. Что такое базовые знания и фундаментальная подготовка психолога? Как описать (не только количественно, но и качественно) практическую подготовку? Можно ли сказать, что практический психолог (если исходить из медицинской метафорики) это не врач, а фельдшер? Продолжаем ли мы считать, что нет ничего практичнее хорошей теории? Правильно ли мы проводим границу между практической психологией и психологической практикой (в терминологии Ф.Василюка)? Постараемся не упустить детали.
, чтобы комментировать
Кого должен регулировать Закон? Систему. Систему образования в психологии.
Уважаемая, Людмила Григорьевна! Вроде бы, для этого есть Закон об образовании. Правда, я не совсем уверен, что этот закон регулирует именно систему образования. Спасибо за Вашу реакцию!
Уважаемый Тахир Юсупович, Вы абсолютно правы. Однако, система образования - фундамент.
, чтобы комментировать
Уважаемый Тахир Юсупович и Петр Аркадьевич!
Постараюсь дать краткие ответы на ваши вопросы, я не юрист и излагаю свое личное субъективное мнение, в рамках дискуссии. Для тщательной проработки каждого вопроса необходимы рабочие группы, включающие в себя различных специалистов.
Кто должен быть субъектом регулирования закона?
1. Психолог
2. Клиент
3. Профессиональные сообщества
4. Этические комитеты (контроль практической деятельности)
5. Образовательные организации (стандарты образования)
6. Аттестационные комиссии (уровень профессиональных знаний и соблюдение стандартов)
7. Агрегаторы психологических услуг (регулирование деятельности)
8. Медицинские комиссии (проверка физического и ментального здоровья)
и др.
Может быть, необходимо прописать права и обязанности всех сторон?
Да, необходимо прописать не только права и обязанности всех сторон, но и сам процесс оказания консультации (базовый) и создать шаблон базового договора Психолог – Клиент, как брачный договор в юриспруденции.
Регулирование деятельности образовательных организаций. «Может быть, надо с этого начать?»
Да, именно с этого и необходимо начать. Претензии к ДПО озвучены многократно, необходимо жестко регулировать образовательную деятельность не только в части запрета ДПО, но и в части стандартов образования в ВУЗах, которые оцениваются как адекватные, вспоминаем Ю.П. Зинченко “а куда поступить кроме как в МГУ на психолога”, мы пальцев 5–7 зажмем, а оставшиеся уже не знаешь рекомендовать или нет», да он прав, но я готов добавить, что МГУ и эти 5-7 отстали в теории, весьма слабы в практике и супервизии, обучении современным методам и др. Выпускники ВУЗов, по своему уровню, не готовы сразу к практической деятельности: нет достаточных теоретических знаний, учитывающих современные достижения в психологии, включая международный опыт; нет наработанных практических методов работы; нет достаточной практики консультаций в парах с опытным психологом (не две-три, а на весь период обучения – 5 лет специалитета или 2,5 года магистратуры); нет пройденной персональной психотерапии и работы в психотерапевтических группах (в клиентской роли); нет учебных консультаций и пройденных учебных супервизий, с разбором преподавателями, другими студентами и др.
Необходимо окончательно решить многократно дискутируемый вопрос на тему достаточности образования после проведения аудита ВУЗов и образовательных программ.
Предположу: специалитет по психологии; специалитет (не психология) и магистратура (психология); бакалавриат (психология) и магистратура (психология), а так же необходимое и достаточное количество часов персональной психотерапии, практики, супервизии к моменту окончания срока обучения, аттестация и вступление профессиональные сообщества и да, профсоюзы, тоже в процессе обучения.
Преподаватели ВУЗов должны так же соответствовать требованиям (см. выше) достаточного количества практики, личной психотерапии, групповой психотерапии и супервизии. Преподавать без ведения практической деятельности это, вероятно, как быть хирургом только в теории, без проведения реальных операций.
Регулировать деятельность психологов необходимо. Формальный образовательный критерий как основа определения уровня специалиста - является методологической ошибкой. Выпускник ВУЗа может быть психически нездоров (и это не единственный, но важный критерий не допуска к работе с клиентами) к моменту окончания ВУЗа…
Психолог это специалист, который удовлетворяет определенному набору компетенций. Как он их получил – важно, важно и принципиально важно, что он им соответствует.
Можем ли мы составить действительно исчерпывающий список таких компетенций и как можно их объективно оценить?
Мы можем составить исчерпывающий список таких компетенций. Образование, физическое и ментальное здоровье, персональная и групповая психотерапия, учебная практика, практика и др.
Надо постепенно, а может и стремительно уходить от анонимизации ответственности.
У каждой компетенции есть подтверждение - ФИО и персональная ответственность за результат деятельности: образование – ВУЗ и конкретные преподаватели; физическое и ментальное здоровье – медкомиссия (организация) и ФИО врачей; персональная, групповая психотерапия и супервизия – ФИО психологов и супервизоров; с практикой сложнее, возможно адекватен учет оплаты или учет бесплатных консультаций (анонимные, но количественные данные в часах), необходимо разработать конкретную систему и полагаю она будет полезна, подтвержденная супервизорским контролем в т.ч.
Кто такой психолог?
Психолог — это специалист в области оказания психологической помощи и психологического консультирования, соответствующий установленному базовому стандарту (очень кратко – выше по тексту).
Клиент – субъект оказания психологической помощи и психологического консультирования, который несет свою персональную и очень конкретную ответственность за результат их совместной работы и за свои персональные действия и выбор.
, чтобы комментировать