18+
Выходит с 1995 года
29 мая 2025
Правовое управление Госдумы о законопроекте о психологической деятельности

В Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» опубликовано Заключение на проект федерального закона № 846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации» Правового управления Государственной Думы. Документ датирован 07.05.2025.

Публикуем текст Заключения.

Проект направлен на установление основ правового регулирования осуществления психологической деятельности в Российской Федерации, а также возникающих в связи с этим общественных отношений.

В связи с этим отмечаем, что в настоящее время отдельными федеральными законами уже регулируются вопросы оказания психологической помощи, например, Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими.

Исходя из предлагаемых проектом определений «психологическая деятельность», «психологическая помощь», «получатель психологической помощи» и «платная психологическая услуга» возникает неопределенность в вопросе о том, кому именно (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, юридическим лицам) будет оказываться психологическая помощь.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ социально-психологические услуги являются одними из видов социальных услуг, а действие указанного закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

В статье 1 проекта закрепляется понятие «психологическая деятельность», которая включает в себя психологическую помощь и платные психологические услуги. Однако в предлагаемых проектом определениях «психологическая помощь» и «платная психологическая услуга» четкого разграничения между такой помощью и услугой не устанавливается, поскольку и такая помощь, и услуга представляют собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологического благополучия граждан, а психологическая помощь, являясь одной из форм психологической деятельности, согласно статье 5 проекта может быть предоставлена как в безвозмездной, так и в возмездной форме.

Нуждаются в согласовании положения пунктов 4 и 5 статьи 2 проекта в части круга лиц, получателей платных психологических услуг, которым будет предоставляться такая услуга.

Применяемые в статье 11 проекта понятия «профильное высшее образование», «высшее (непрофильное) образование» нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 6 проекта оказание платных психологических услуг, не указанных в части 2 данной статьи, регулируется уполномоченными Правительством Российской Федерации государственными органами исполнительной власти, тогда как в соответствии с частью 4 указанной 0429846497-8.135 3 статьи не допускается осуществление платных психологических услуг, не предусмотренных частью 2 статьи 6 проекта.

Кроме того, часть 4 статьи 6 проекта допускает наличие платных психологических услуг, которые могут предусмотрены иными нормативными правовыми актами Российской Федерацией, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, тогда как часть 2 статьи 6 проекта содержит в себе закрытый перечень видов психологической деятельности.

Положения статьи 14 проекта, согласно которым психологи участвуют на обязательной основе в некоммерческих организациях, не согласуются с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которым такая обязанность не установлена.

В тексте проекта нуждаются в согласовании между собой виды нормативных правовых актов, которыми будут регулироваться вопросы осуществления психологической деятельности (части 1 и 3 статьи 3, часть 4 статьи 5, часть 4 статьи 6).

Комментарии
  • Виктор Петрович Тютин
    09.05.2025 в 20:20:45

    Вот чем юридически грамотный и выверенный подход профессионалов отличается от "хотелок" и шапкозакидательства дилетантов!

      , чтобы комментировать

    • Лев Арутюнович Геонджян
      09.05.2025 в 22:01:20

      Придется психологии решать фундаментальную проблему нечеткой логики своих определений и теорий. Метафорами, понятиями философии и аналогиями художественной литературы явно не удастся воспользоваться. Удивительно, как юридические науки, также пользующиеся лингвистическими переменными для обозначения нечетких множеств своих понятий, решили эту фундаментальную проблему.

        , чтобы комментировать

      • Юрий Александрович Клейберг

        Ну, вот, это уже что-то вразумительное! Теперь г-же Останиной необходимо принять «холодный душ», обуздать свою вредоносную гордыню, унять имитацию своей активности и преобразовать её в социально полезную для общества и государства деятельность. Тогда, может, и получится толковый, полезный, профессиональный и легитимный законопроект, а потом уже и сам Федеральный Закон! На это очень рассчитывают патриотично настроенное профессиональное сообщество и российские граждане!
        Так что, успехов вам, г-жа Останина и Ко!

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Юрий
          Екатеринбург
          10.05.2025 в 12:24:43

          Дело в том, что психология сильно отличается тем, что как раз в ней большая часть построена на метафорах. И никогда не знаешь, какая именно формулировка поможет человеку в восприятии реальности. Потому что психика-это нечто нематериальное. Вы же не требуете четких определений от философии и литературы. А когда от психологии требуют четкости как от медицины-это большая ошибка. Так как медицина основана на изучении телесного, а значит материального.

        • Елена  Багнетова
          Елена Багнетова
           ответ пользователю Юрий
          Москва
          11.05.2025 в 10:48:47

          Спасибо, Юрий Александрович! Не добавить не убавить. Да еще госпожа Останина, по моему нанесла репутационный урон своей партии. Да еще какой.

        , чтобы комментировать

      • Николай  Андрюха
        Николай Андрюха
        Ростов-на-Дону
        10.05.2025 в 07:55:18

        Н.А. Останина: «Шарлатаны, которых развелось больше, чем одичалых собак, будут отсечены от людей с раненой и ранимой душой»
        (Психологическая газета)
        После такого заключения правового управления ГД возникает вопрос к депутату о ее высказывании?

        • Юрий Александрович Клейберг
          Юрий Александрович Клейберг
           ответ пользователю Николай
          Тверь
          10.05.2025 в 12:05:24

          Уважаемый Николай Андрюха, Вы правы, действительно, было бы неплохо обратить внимание хотя бы Комитета по этике ГД на оскорбительные и неэтичные высказывания депутата и председателя Комитета ГД Н.А.Останиной. Она уж очень своевольно и безнаказанно ведёт себя, не стесняясь в выражениях, оскорблениях, сравнивая профессионалов с «шарлатанами» и, и что более отвратительно, - с «одичалыми собаками». Это уже выход за пределы норм этики, морали и закона! Можно только догадываться, чему может научить «семьевед» и «психолог-родолог-эзотерик» Останина своими никчемными публикациями, которые вызвали негативный резонанс и оценку специалистов. В недавние времена за такое недостойное поведение лишали, как минимум, партбилета с вытекающими последствиями.

        , чтобы комментировать

      • Лев Арутюнович Геонджян
        10.05.2025 в 12:34:08

        Похоже, со всей остротой встает вопрос внутрицеховой борьбы в Психологии. С точки зрения этолога - это проявление внутривидовой борьбы за главенство в контроле и распределении необходимых для существования ресурсов. Видимо, для решения проблемы, Психологии придется заключить долгожданный союз с Этологией.

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Лев
          Екатеринбург
          10.05.2025 в 14:23:55

          А причем тут этология? Психология изучает психику. И это не то же самое, что поведение. И не связано с генетикой и чем-то вещественным. В этом основа психологии. И помочь человеку можно только через разговор, а что там у него внутри происходит никак не увидеть и не проследить и никакими приборами не засвидетельствовать. Мир другого можно познать только через образы и ощущения. И то это будет всегда субъективное представление, так как каждый ограничен своим восприятием. И оно у всех разное

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Лев
          Тбилиси
          10.05.2025 в 17:11:24

          Дорогая Оксана Игоревна, этология успешно изучает социальное поведение животных и человека. Любой психологический объект становится объектом этологии в акте даже интеллектуального общения. Это относится как к общению в сеансах психодиагностики, психоконсультации и психотерапии, так и к социальному поведению всего сообщества психологов. Дискуссия вокруг законодательства предлагает этологам богатейший наблюдательный материал для изучения этологии этого избранного сообщества. Пока ничего экстраординарного не наблюдается, Все, до мельчайших деталей, укладывается в фундаментальные представления этологии. Очень надеюсь. скоро станет понятно, что богатейший опыт и культура психологии нуждается в научных обобщениях, включающих представления этологии.

        • Татьяна Станиславовна Леднева
          Татьяна Станиславовна Леднева
           ответ пользователю Лев
          Владивосток
          11.05.2025 в 07:59:37

          Поддерживаю. Психотерапия - это то, что происходит МЕЖДУ людьми. А не внутри другого человека. Мир внутри человека другим человеком можно уловить только косвенно и через себя. Причем, сама попытка исследовать чужую психику меняет в процессе и исследователя, и исследуемого.

          Попробуйте это МЕЖДУ хоть как-то взвесить и расписать по пунктам.

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Лев
          Тбилиси
          11.05.2025 в 15:31:02

          Дорогая Татьяна Станиславовна, на протяжении семи лет, успешно взвешивал и расписывал «это МЕЖДУ» в курсе экспериментальной психологии Магистерской программы Социальной Психологии и Психологии Установки Университета им. Андрея Первозванного Патриархии Грузии. Общепсихологическая Теория Установки, в ее современной формулировке, позволяет решить эту задачу.

          Это МЕЖДУ в практике и культуре психотерапии и консультации было изучено достаточно давно и существует как успешный раздел практической психологии, именуемый Нейролингвистическое Программирование. Немногие добросовестные психологи , например Алексей Ситников, указывают как это развилось от Психологии Установки и моделей, предложенных Димитрием Узнадзе и Аполлоном Шерозия, слушателем курса лекций и семинаров которого для студентов математиков я был. Математикам он сформулировал предмет психологии, ее подход и модель с предельной точностью. Без этого ему не удалось бы заложить основы Обобщенной Теории Психологии.

          Формат газеты не позволяет дать исчерпывающий ответ, но он содержится в публикации «Модель искусственного интеллекта для формирующейся новой парадигмы в медицинском образовании: что может предложить теория установки?» (Кавказский журнал медицинских и психологических наук, 2025, 2(3-4), 1–22.). Предлагаю ее Вашему вниманию. Статья касается и кризиса психологии и проблем образования психологов. Отрадно, что ее счел интересной рецензент, известный российский психолог.

          Видимо, одни психологи занимаются терапией и консультированием опираясь на знание и занимаясь, по существу, нейролингвистическим программированием, другие – совершают во многом полезные ритуальные действия исходя из рецептуры опыта и культуры, сложившихся в этой области востребованной деятельности.

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Лев
          Екатеринбург
          12.05.2025 в 15:49:29

          То, как влияют и каким образом слова и построенное даже фразы психолога(психотерапевта) не изучено и не понятно. Это не программирование, а изменение в контакте восприятия мира в целом в ходе живой беседы, где психолог так же может быть уязвимым и открытым, находясь в особой позиции. У вас неверное представление о психологических консультациях. Программирование-это дать установку. Что само по себе почти ничего не меняет. Психотерапевтический (имеется в виду именно разговорный, а не связанный с подключением таблеток) процесс это гораздо более тонкий формат, для которого не создать методичек и регламентов.
          Вы путаете сферу науки, где занимаются исследованием скорее тех процессов, которые можно наблюдать. А их именно в зоне психического не так много. Так как мысли и чувства никак могут не выражаться в поведении, а часто даже выражать что-то обратное. А данный закон связан именно с консультациями. То есть там где человеку нужна помощь, а не просто изучить как работает его память, мышление, восприятия и прочее из общей психологии как науки. Психологическое консультирование и наука психология только где-то пересекаются. А вы предлагаете сделать науку вместо консультирования. Но наукой не помочь человеку, когда ему сложно жить на уровне чувств, психики. То есть при этом с телом и интеллектом может быть все в порядке.

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Лев
          Екатеринбург
          12.05.2025 в 15:53:13

          Социальное поведение может не выражать мысли. Большая их часть скрыта от наблюдения и никак не уловится экспериментом. И экспериментальная психология это признает. Психологическая помощь -это не про поведение по большей части.

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Лев
          Тбилиси
          13.05.2025 в 12:16:20

          Дорогая Оксана Игоревна, пожалуйста, разверните "систему координат" - люди обращаются за психологической помощью, когда у них возникают проблемы социального поведения или проблемы связанные с представлением об адекватном социальном поведении. Задача психологической помощи - привести в соответствие их мысли и дела в некоторых сферах социального поведения. Думаю, и работа над законодательством должна в первую очередь исходить из подобной постановки задачи.

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Лев
          Екатеринбург
          13.05.2025 в 21:07:25

          Вот поэтому психология далека от этологии. Не понятно, зачем вы пытаетесь чуть ли не объединить эти сферы. А практическая психология отличается от научной зоны психологии. Об отличиях я выше написала. Люди обращаются за помощью, когда им сложно сопоставить свое индивидуальное с реальностью. Симптомов и их разновидностей бесчисленное количество. Если упрощенно-тяжело что-то переносить, в том числе себя. Задача психологической помощи-это найти баланс между ощущениями изнутри, желанием быть собой, но при этом не вылететь из социума. Поведение-это уже косвенное выражение того, что происходит внутри. Только иногда человека беспокоит поведение, но поведение-это только вершина айсберга. А не единственное и основное, как вы, возможно, полагали. Человека беспокоят его мысли, его ощущения, то как он воспринимает этот мир. То есть мы работаем с внутренним миром, просто учитывая, что все это должно стыковаться с нормами поведения и законом.

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Лев
          Екатеринбург
          13.05.2025 в 21:17:28

          Работа законодательства должна ограничить в работе людей без психологического образования. Бакалавриат, магистратура, либо проф переподготовка в сфере психологии должны быть. Потому что проблема в том, что любой с 2-недельными курсами уже психолог. То, что делает психолог вообще сложно контролировать, так как это будет противоречить основе обращения за психологической помощью-это конфиденциальность. Иначе человек просто не пойдет за помощью и будет мучиться от своих переживаний, не имея возможности их ни с кем обсуждать. Поэтому работа законодательства должна очень аккуратно описать основные моменты контроля, учитывая особенности этой деятельности. По сути сильно отличающейся от чего бы то ни было в мире. Ведь все остальное можно увидеть наглядно, кроме психики.

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Лев
          Тбилиси
          14.05.2025 в 12:22:40

          Дорогая Оксана Игоревна, Ваши комментарии очень полезны для формирования образа объекта регулирования - реального практического психолога. Нельзя не согласиться с Вами - "практическая психология отличается от научной зоны психологии". Это булыжник в огород психологов-теоретиков - практическая психология не только дистанцируется от научной, она ее отрицает. Это ли не существенно в будущем законодательном регулировании этой сферы деятельности?!

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Лев
          Екатеринбург
          14.05.2025 в 15:20:00

          "Нет. Это не существенно и даже вредно регулировать творческую сферу и пытаться «впихнуть» ее в рамки науки. Это просто невозможно и полностью нарушает сам принцип психологического консультирования и контакта с каждым человеком. И этот контакт никогда не похож один на другой. Это не за регламентировать. Люди-это все же не крысы в клетках. Считаю, что регулировать тут нечего, так как практикующий психолог-это сугубо творческая специальность, которую нельзя регламентировать. Это все равно, что пытаться регламентировать деятельность художников или танцоров. Где вы такое взяли, что практическая психология отрицает научную? Это абсолютные какие-то ваши лично фантазии и, полагаю, даже месть. Возможно, из-за непонимания особенностей практической психологии. Просто это другая область, где правда ничего не измерить, не проследить. В отличие от научной теоретической сферы. Давайте оставим научное ученым, кому интересно исследование процессов памяти, особенностей мотивации и уровня стресса. А практическую психологию консультирующим специалистам, кому интересно погружаться в мир бессознательного. И это не то, за что надо взяться, а то, что надо принять. Научными методами не помочь конкретному человеку с его личной субъективной болью.

        , чтобы комментировать

      • Юрий Александрович Шаранов
        14.05.2025 в 12:53:12

        Дорогие коллеги! Давайте обойдемся без булыжников в "огород психологов-теоретиков". Нет ничего полезней практической теории!!!

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Юрий
          Тбилиси
          14.05.2025 в 13:15:10

          И где она эта полезная практическая теория? Это ли не основная проблема психологии?

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Юрий
          Екатеринбург
          14.05.2025 в 15:23:31

          Потому что только творческая практика помогает человеку, которому плохо. А не наука. Давайте не мешать все в одну кучу. Что у вас за идея подвести все, что угодно под научные рамки? Вам не кажется, что не все в мире можно измерить, пронаблюдать и описать четко и структурировано? Особенно душевные переживания

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Юрий
          Тбилиси
          14.05.2025 в 15:54:44

          Душевные переживания - это действительно из области, хотя наблюдаемой, но пока еще не измеренной, не описанной и четко не сконструированной женской логики. Тем не менее, научный прогресс наблюдается и в этой области.

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Юрий
          Екатеринбург
          14.05.2025 в 16:00:23

          Очень мало что оттуда можно наблюдать. И все, что будет якобы измерено никак не проверить оно это или нет. Мозг то еще не изучен, куда там до области чувств. Там только символы и метафоры могут хоть как-то приблизиться к тому, чтоб описать происходящее. Сам человек не понимает, что у него происходит и почему и зачем. А уж тем более это недоступно кому-то со стороны. И даже психологу. Так что о каком таком программировании вы писали выше. Это все иллюзии контроля. В сфере чувств контроль невозможен и вреден.

        • Лев Арутюнович Геонджян
          Лев Арутюнович Геонджян
           ответ пользователю Юрий
          Тбилиси
          14.05.2025 в 16:54:49

          Дорогая Оксана Игоревна, ничего более, кроме благодарности за интересную дискуссию, добавить не могу. Проблема общения "физиков" и "лириков" актуальна и в психологии. Успехов Вам!

        • Оксана Игоревна Боброва
          Оксана Игоревна Боброва
           ответ пользователю Юрий
          Екатеринбург
          14.05.2025 в 20:09:14

          Хотелось бы, чтоб была возможность совместного сосуществования и сотрудничества с обменом открытиями без попыток подмять под свою сферу другую сферу. Хотя, споров, тоже не избежать. Спасибо за дискуссию!

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»