
Явления резонанса и зеркального отражения в повседневной жизни могут проявляться в самых обычных движениях тела. Такие резонансные явления, как передача эмоций или жестов, имеют значение не только в сфере личного общения. В медицине зеркальное отражение и резонанс являются одними из эффективных средств лечения, а в психотерапии — важной базой психотерапевтических процессов. Более того, без зеркальных нейронов не было бы интуиции и эмпатии. Резонансное поведение можно вызвать даже тогда, когда стимул, вызывающий реакцию, совершенно не воспринимается сознательно, что особенно важно для больных шизофренией с нарушенными когнитивными функциями.
Человеческая психика и ее нейробиологический инструмент — головной мозг — ежедневно воспринимают бесчисленные сигналы, которые минуют наше сознание. Резонанс означает, что эти сигналы, сознательно или бессознательно, не только накапливаются в нас, но и могут вызывать различные реакции, готовность к действиям, а также психические и физические изменения. Виновата в этом феноменальная работа зеркальных нейронов.
Мимика, взгляды, жесты и способы поведения, которые мы воспринимаем у других людей, имеют и еще одно следствие, по крайней мере, столь же значимое, как эмоциональный резонанс. Они дают нам внутреннее знание о том, чего можно ожидать в дальнейшем.
Никакой рассудочный анализ не поможет понять человека эмпатически, то есть без сопереживания и сочувствия. Но если эмпатически больные шизофренией чувствуют другого (хотя часто их обвиняют в холодности и эмоциональной недостаточности), они часто не могут объяснить это чувство вербально. И если им представляют психологические методики для какого-либо исследования, то чаще всего пациенты должны включать когниции, которые могут быть уже частично разрушены. В то время как эмпатическая сонастройка с помощью движений, мимики и музыки даёт возможность получения ответной реакции даже у глубоко заторможенного пациента, находящегося под воздействием нейролептической терапии.
В процессе танцевально-терапевтической сессии проигрываются (протанцовываются) разные эмоциональные состояния, движения танцевального терапевта отзеркаливаются пациентами и через несколько сессий могут быть ими повторены с привнесением своих эмоций, соответствующих заданной теме сессии. Такое запоминание движений моторной выразительности демонстрируют и здоровые люди, для которых танец также может вызывать сложности передачи эмоционального состояния. Если человек танцевал или занимался спортом, то постепенно он начинает вспоминать заученные ранее связки движений, активизируя моторную память, и неважно, больной этот человек или здоровый. Как показывает наш 16-летний опыт проведения и исследования особенностей танцевально-двигательной психотерапии, моторика и моторная память являются одним из главных ресурсных состояний как больных шизофренией и неврозами, так и здоровых людей.
Если человек не может чувствовать, что место, в котором он живет, принадлежит к тому же смысловому пространству, в котором также находятся другие люди, могут возникнуть проблемы в коммуникациях. Напротив, может случиться и так, что сообщество исключает отдельного человека из мира самопонимания, закрыв ему доступ к общему смысловому пространству. Человеку отказывают в обмене взглядами, или взгляды других сигнализируют об изоляции или пренебрежении. Приветствие остается без ответа. Жесты встречают ледяным отсутствием реакции. Зеркального отражения больше не происходит. В таком случае люди, подвергаемые подобному отлучению от общения, как правило, испытывают сильнейшую фрустрацию. Но если здоровый человек ещё может дифференцировать, что происходит, и понять, чем вызвано такое поведение людей по отношению к нему, то больному шизофренией это не под силу, он понимает всё слишком буквально.
Маскообразность лица больного шизофренией чаще всего не означает отсутствие эмоций, это может быть и защитная реакция на отторжение и непонимание больного его окружением. Минимум мимики у здорового человека также создаёт проблемы в межличностных контактах, но здоровые люди имеют возможность сонастроиться с человеком при помощи интуитивного резонанса, за который отвечают зеркальные нейроны, изменив при этом каналы восприятия, и сделать это достаточно быстро, даже не осознавая сам процесс. Больным шизофренией необходимо время для переключения, и часто длительное. Именно с переключением внимания на эмоциональном уровне работают танцевальные терапевты, переходя от вербального контакта к невербальному через смену каналов восприятия.
Таким другим каналом восприятия служат движения, танец под определённое музыкальное сопровождение и образы, выбранные танцевальным терапевтом соответственно отработке проблематики пациента или клиента. Л.М. Веккер считал именно образный строй исходным уровнем психического. А.А. Гостев отмечал значимость образа как канала контакта в коммуникации субъекта с реальностью. Образ, возникший в танце или прочувствованный интуитивно, непереводим в конечные значения вербальных структур. Образ является основной составляющей психической реальности в плане теории отражения. Образная сфера связывается с глубинными слоями психики, подсознания и надсознания.
Танец и музыка в совокупности создают как интуитивные, так и направленные образы, которые резонируют с помощью зеркальных нейронов не только в парном танце, но и в танцевально-терапевтической группе в целом. Можно сказать, что танец является одной из техник создания образов в психотерапии больных шизофренией, которые вторгаются в сознание, постепенно переводя тяжёлые, психотравмирующие образы галлюцинаций больных шизофренией на уровень подсознания, а затем полностью их вытесняя. Таким образом связка «музыка-движение-образ-танец» является резонансной составляющей танцевально-двигательной психотерапии, влияющей на невербально-интуитивные коммуникации не только больных шизофренией, но и здоровых людей.
Источник: Оганесян Н.Ю. Явления резонанса и техника «отзеркаливания» движений в танцевально-двигательной психотерапии // Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург, 18–19 мая 2017 года. СПб: Альта Астра, 2017. С. 410–412.
Фото: сайт ГПБ №6
Да, хороший метод.
В теории он будет полезен в работе не только с шизофрениками, но и с больными другими бросками психотического ряда, и со страдающими болезнью Альцгеймера, и, как бы это странно ни звучало, с постинсультными парезами.
Просто под них метод надо совсем немножко адаптировать.
Зеркальные нейроны, блуждающий нерв, специфика дыхания в танце...
В общем, такой многоуровневый, многослойный психотерапевтический метод, демонстрирующий свою неизменную эффективность на протяжении веков и тысячелетий в условиях совершенно разных культур.
, чтобы комментировать