7 декабря 2022
среда
Подписка на новости

Конференции и съезды

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

Международный конгресс будет проходить в формате онлайн на базе Новосибирского государственного педагогического университета при поддержке Фонда «Университет детства». Он приурочен к двум знаменательным датам: 120-летию со дня рождения А.Р. Лурии и дню рождения Л.С. Выготского 17 ноября 1896 года, — и посвящен памяти Жанны Марковны Глозман.

Программный комитет:

Организационный комитет:

Международный конгресс проводится с целью развития культурно-исторической психологии, с учетом сложившихся современных социокультурных трендов и перспектив конструирования новых социальных практик; развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей; закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений. Поиск решений специалистами и специалистами, способными объединиться в междисциплинарные проекты, является первостепенной задачей многих гуманитарных наук, в том числе, культурно-исторической психологии в новых условиях — условиях внедрения цифровых средств в жизнь человека.

Научная проблематика конгресса носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам гуманитарных, естественно-научных и точных наук. Цифровая трансформация — новый мировой тренд общественного развития — привел к смене границ, освоению новых средств деятельности человека и новых форм человеческих отношений. Культурно-историческая психология способна наметить пути решения вопросов, поставленных цифровой трансформацией.

Основные направления работы конгресса:

Направление 1. Методологические и теоретические проблемы цифровой трансформации в социальных практиках с позиций культурно-исторической психологии.

  1. Цифровая трансформация как культурно-исторический феномен, ее потенциал и границы
  2. Жизнь в «смешанном» мире: что может дать для ее понимания культурно-историческая психология?
  3. Когнитивный и культурно-исторический подходы к цифровой трансформации: точки расхождения и возможные зоны соразвития.
  4. Развитие личности в условиях цифровой трансформации в оптике культурно-исторической психологии.
  5. Проблемность новой ситуации развития в условиях цифровизации социальных практик.
  6. Влияние цифровизации на развитие высших психических функций.
  7. Императив свободы в цифровой трансформации.
  8. Цифровые средства как новые формы опосредования деятельности и «самоовладения»)
  9. «Язык цифры» как объект исследования культурно-исторической психолингвистики.
  10. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты цифровой трансформации социальных практик.

Направление 2. Цифровизация в развивающих образовательных практиках: перспективы и ограничения.

  1. Дошкольник в цифровом мире: развивающие эффекты и риски.
  2. Цифровизация как инструмент развивающего школьного образования.
  3. Цифровые среды профессионального становления личности.
  4. Цифровизация как средство расширения или ограничения потенциала образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Проблемы цифровизации в практике психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности и таланта.
  6. Цифровизация – инструмент lifelong learning в зрелых возрастах.

Направление 3. Цифровая трансформация в профессиональных практиках и развитие личности

  1. Цифровая компетентность — «отзыв на вызов» или средство расширения границ профессионального мира?
  2. Развитие субъектности профессионала в цифровых средах.
  3. Цифровая трансформация как возможность для профессионального творчества.
  4. Дигитальная эргономика в различных сферах профессиональной деятельности как практиках самоизменения человека.
  5. Психологические риски «электронной бюрократии».

Направление 4. Практико-ориентированные антропологические исследования и опыт цифровизации с позиции культурно-исторической психологии.

  1. Мастер-классы дошкольного, школьного, высшего образования, направленные на раскрытие возможностей создания социальной ситуации развития в условиях цифровой трансформации.
  2. Коллаборация, направления на объединение разных специалистов в решении конкретных задач цифровой трансформации в образовании и других социальных практиках.
  3. Видеопрезентации технопарков, раскрывающие возможности дополнительной и виртуальной реальностей в оказании поддержки развития личности.
  4. Антропологические видеопрезентации — демонстрация кейсов цифровизации в социальных практиках.

Круглые столы:

  • «А.Р. Лурия: преодоление оппозиции «естественное – искусственное» в психологии»
  • «Посредническое действие в цифровой среде: смена аспекта»
  • «Субъект деятельности в развивающих цифровых средах»

Памятное заседание, посвященное 120-летию А.Р. Лурия «Вопросы нейропсихологии и нейролингвистики"

Лекции:

  • «Л.С. Выготский: религиозные искания и профессиональное самоопределение ученого»
  • «Наследие Л.С. Выготского в международном академическом сообществе: проблемы и перспективы»
  • «О А.Р. Лурии, нейропсихологе и человеке»

Секция: Культурно-исторический подход в Мексике. Международная академия культурно-исторических исследований.

Мемориальная встреча: Жанна Марковна Глозман: любим и помним.

Встреча: Дарлин Г. Немет (США, директор Центра нейропсихологии Луизианы (NCLA), презентация и обсуждение книги «Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children» (под редакцией Д. Г. Немет, Ж.М. Глозман).

Конгресс проводится в открытом доступе на Zoom платформе Фонда «Университет детства» и по ссылкам секций, мастер-классов.

Заявка на участие в качестве спикера / автора заполняется и высылается в организационный комитет до 1 июня 2022 года на e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com. Форма заявки представлена в информационном письме — скачать в формате pdf.

Слушатели конгресса регистрируются на сайте Фонда «Университет детства».

Редакция журнала «Culture and Education» (Scopus, Web of Science) предоставляет возможность авторам докладов опубликоваться в спецвыпуске журнала, посвященного теме конгресса. Редакция оставляет за собой право отбора материалов.

Планируется издание сборника материалов Конгресса. Условия публикации и требования к материалам представлены в информационном письме — скачать в формате pdf.

Контактная информация:

  • e-mail: orgcom.vyg1@gmail.com
  • WhatsApp: +7 (913) 931 53 96 (Татьяна Эдуардовна Сизикова).

Публикации

07.12.2022
Приватность в социальной сети как реализация различных ценностей личности
Один из ключевых вопросов, связанных с феноменом приватности, — почему, несмотря на заинтересованность в сохранении конфиденциальности своих личных данных, многие люди свободно распространяют различную информацию о себе в виртуальном пространстве.
07.12.2022
Теоретическая модель личностного благополучия
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить факторы четырех уровней личностного благополучия: внеличностные факторы, психологические факторы, межличностные и субъективно-личностные факторы…
07.12.2022
Исследования феномена детства обсудили на Конгрессе молодых ученых
II Конгресс молодых ученых проходил в рамках Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.
06.12.2022
2
Как вербализовать «неявное знание» в процессе психологического интервьюирования
Интересные для современного психолога-интервьюера эффективные способы и методы экспликации “tacit knowledge” были когда-то разработаны в различных и часто неожиданных практических сферах... Например, это работа разведчиков, работа полицейских, работа врачей…
06.12.2022
Основные подходы отечественных психологов к анализу деструктивных тенденций профессионализации личности
Профессиональное становление личности, как всякий развивающийся процесс, сопровождается деструктивными изменениями (кризисы, стагнации и деформации личности), которые обуславливают прерывность, неравномерность и гетерохронность профессионального развития.
05.12.2022
Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности: методические рекомендации
Основа успешной саморегуляции подростка — его способность осознать самого себя как движущую силу своего научения. Поэтому и когнитивные способности, и воля, и мотивы, и смыслы учебной деятельности становятся важнейшими условиями успешности процесса обучения.
05.12.2022
Психологическая модель проявлений агрессии и возможные стратегии работы с агрессивными детьми
В предложенной психологической модели проявлений агрессии предпринята попытка объединения разных подходов, что создает возможности для разработки обобщенных стратегий работы психолога с агрессивным поведением детей.
04.12.2022
1
Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности
…сформировавшаяся психологическая безопасность личности как системное образование выступает фактором эмоциональной устойчивости к внешним и внутренним психотравмирующим факторам, препятствующим возникновению острых и отсроченных стрессовых реакций.
04.12.2022
Метод «Киносновидения» как инструмент активной кинотерапии
«Киносновидения» относится к видео-арт-терапевтическим проективным методам диагностики и коррекции психологического состояния, основан на свободном ассоциировании при выборе кинематографического материала, его интерпретации и психодинамической трансформации…
03.12.2022
Психотерапия в комплексной реабилитации детей-инвалидов
По данным социологических исследований, отмечается очень высокая потребность детей инвалидов в социальной помощи (98%) и в психологической помощи (97%). Необходимость психологической помощи родителям составляет 50%.
03.12.2022
Поздравляем лауреатов премии Российского профессорского собрания
Премия Российского профессорского собрания ежегодно вручается в трех номинациях: «Ректор года», «Декан года» и «Профессор года» (в соответствующих категориях)...
03.12.2022
Самоотношение матерей детей-инвалидов с разным уровнем тревожности
Одним из факторов, обуславливающих динамику самоотношения ребенка, является родительское самоотношение. Вопрос самоотношения матерей детей-инвалидов в настоящее время является малоизученным...

«Золотая Психея»: победители

  • Кандидат психологических наук, профессор, полковник внутренней службы в отставке. Профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Ведущий

Cегодня родились

Объявление

Обучение психологии

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»