16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Моисей Матвеевич Рубинштейн

Моисей Матвеевич Рубинштейн

27.06.1878 - 03.04.1953

Доктор философии. Доктор педагогических наук, профессор. Психолог, педагог и философ.

Профессор кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина.

Член Московского психологического общества.

Поступил в Казанский университет, стажировался в Берлинском университете и продолжил обучение на естественном отделении Фрейбургского университета, в 1905 г. окончил философский факультет. Получил ученую степень доктора философии.

В 1906-1909 гг. работал в Берлине, Дрездене, Гейдельберге.

С 1909 г. преподавал на Высших женских курсах В.А. Полторацкой в Москве.

В 1910 г. М.М. Рубинштейн стал деканом педагогического отделения московских педагогических курсов Д.И. Тихомирова.

В 1912 г., после сдачи магистерских экзаменов в Московском университете, получил должность приват-доцента (и позже профессора) на кафедре философии и психологии МГУ.

В 1917 г. принимал участие в организации и в 1918-1919 г. руководил Восточно-Сибирским университетом (затем - Иркутский государственный университет), заведовал кафедрой философии и психологии историко-философского факультета. В 1920 г. отказался от должности ректора и преподавательской деятельности в университете и организовал и возглавил Восточно-Сибирский педагогический институт народного просвещения. В 1921 г. Восточно-Сибирский педагогический институт народного просвещения был объединен с Восточно-Сибирским университетом, став основой педагогического факультета, деканом которого до 1923 г. был М.М. Рубинштейн.

В 1923 г. возвратился в Москву.

В 1930-х гг. преподавал в МВТУ, МГПИ, Центральном институте физической культуры.

В 1941-1942 гг. - заведующий кафедрой педагогики Красноярского педагогического института.

В 1943-1951 гг. — профессор кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина.

Преобладающий круг интересов Рубинштейна — философия воспитания и образования личности. Занимался вопросами теории личности, социальной психологии, педагогической психологии, психологии юношества, отстаивал принцип взаимодействия семьи со школой.

Исследовал особенности мышления, социально-правовые представления, читательские пристрастия у детей и роль чтения в развитии. Работал над вопросами семейного и общественного воспитания, полового и эстетического воспитания, проблематикой содержания и методики обучения в школе.

Считал, что главная педагогическая задача состоит в воспитании творца культуры, самобытной индивидуальности, которая реализует себя через творчество. Был приверженцем цельной единой системы воспитания, которая охватывает все возрастные группы и включает деятельность семьи, школьных и дошкольных учреждений, просветительской послешкольной работы.Предложил ввести в школьную учебную программу спецкурс подготовки к семейной жизни (отцовствоведение, материнствоведение).

Основные публикации:

  • Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения. — М., 1909.
  • Рубинштейн М.М. Социализм и индивидуализм: Критически-философский очерк. — М., 1909.
  • Рубинштейн М.М. Das Wertsystem Hegels und die entwertete Pers?nlichkeit (Система ценностей Гегеля…) // «Kantstudien», 1910
  • Рубинштейн М.М. Философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Русская мысль, 1910
  • Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 1-е изд. — М., 1913.
  • Рубинштейн М.М. Основы трудовой школы, 1920
  • Рубинштейн М.М. История педагогических идей в её основных чертах. — 3-е изд. — Иркутск, 1922. (1-е изд. — 1916)
  • Рубинштейн М.М. Проблема «Я», как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского ун-та. — Иркутск, 1923. — Вып. 5.
  • Рубинштейн М.М. На путях к педагогическому самообразованию, 1925
  • Рубинштейн М.М. Половое воспитание с точки зрения культуры. — М., 1926.
  • Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Том 1. — Л., 1927. —; Философия человека. Том 2. — Л., 1927. — Т. 2.
  • Рубинштейн М.М. Семейное или общественное воспитание? — М., 1916; 2-е изд. — М., 1918.
  • Рубинштейн М.М. Платон — учитель. — Иркутск, 1920.
  • Рубинштейн М.М. Проблема учителя, 1927
  • Рубинштейн М.М. Юность : По дневникам и автобиографическим записям. — М., 1928.
  • Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. — М., 1926.
  • Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. — М., 1950.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»