6 мая 2021 , четверг

In memoriam

In memoriam

Узнадзе Дмитрий Николаевич, 01.01.1887 - 12.10.1950

Доктор философии. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук. Заслуженный деятель науки Грузинской ССР.

Профессор, основатель и заведующий кафедрой психологии Тбилисского государственного университета. Директор Института психологии АН Грузинской ССР.

Основатель и глава грузинской психологической школы. Основатель и руководитель Общества психологов Грузии.

Член Грузинского языковедческого общества.

В 1909 г. окончил Лейпцигский университет, в 1913 г. - экстерном - Харьковский университет.

В 1909 г. Д.Н. Узнадзе была присвоена степень доктора философии в университете города Галле.

В 1909-1910 гг. работал учителем истории в Кутаисской мужской гимназии.

В 1914-1916 гг. преподавал психологию и педагогическую историю в Кутаисской правительственной женской гимназии.

В 1914-1917 гг. - преподаватель психологии и логики Кутаисского епархиального училища.

В 1915-1918 гг. - директор грузинской школы «Синатле».

В 1917 г. переехал в Тбилиси.

С 1918 г. и до конца жизни работал в созданном при его участии Тбилисском государственном университете: с 1918 г. возглавлял созданную под его руководством кафедру общей психологии; в 1918-1923 гг. - директор Тбилисского педагогического института (в составле Тбилисского университета), преподаватель психологии и педагогики; в 1920 г. - основал лабораторию психологии; в  1921-1923 гг. - секретарь ученого совета; в 1923-1925 гг. - декан социально-экономического факультета; в 1925-1927 гг. - декан педагогического факультета, в 1939-1940 гг. - декан филологического факультета. Читал курс общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и дифференциальной психологии.

В 1927-1929 гг. - заведующий психологической лабораторией Тбилисского городского совета.

В 1927-1950 гг. - руководил созданным им Обществом психологов Грузии.

В 1930-1932 гг. - консультант Тбилисского института охраны здоровья детей и юношей.

В 1932-1936 гг. - консультант Тбилисского научно-исследовательского педагогического института и НИИ функционально-нервных заболеваний.

В 1932-1940 гг. - профессор, заведующий кафедрой психологии Кутаисского педагогического института.

В 1938-1939 гг. - профессор и заведующий кафедрой Сухумского педагогического института.

В 1939 и 1948 гг. был избран депутатом Тбилисского городского совета депутатов трудящихся.

В 1941 г. избран в первый состав действительных членов Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук; в 1941-1942 гг. - заведующий сектором психологии, заместитель председателя Отделения общественных наук.

С 1943 г. и до конца жизни - директор Института психологии АН Грузинской ССР.

В 1944 г. - заведующий отделом психологии Тбилисского научно-исследовательского педагогического института.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Автор общепсихологической теории установки как особого вида отражения дйствительности - неосознаваемой готовности личности к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

Д.Н. Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения, и в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Также Узнадзе писал, что объективация возникает тогда, когда прошлая установка не обеспечивает адекватного действия, в этом случае возникает план осознания, в результате чего вырабатывается новая установка.

В 1940-х гг. Узнадзе исследовал эффекты и иллюзии, сопровождающим возникновение установки: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные. Явление иллюзии, выявленное в зрительной сфере с помощью установки, известным французским психологом Жаном Пиаже было названо эффектом Узнадзе.

Обобщив экспериментальные данные, Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены и выделил три основных типа личности:

  • динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
  • статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
  • вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека.

В экспериментальных исследованиях было установлено, что у больных шизофренией, истерией и эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется своими специфическими по сравнению со здоровыми испытуемыми особенностями. Таким образом, теория установки и в области патопсихологии стала основополагающей.

Д.Н. Узнадзе является пионером исследования психологического акта наименования. В 1920-х гг. он путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно, без какой-либо мотивации, напротив, эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу - испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия.

Занимался вопросами формирования понятия, изучал этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека.

Во время Великой Отечественной войны Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

Основные публикации: более 180 работ, в том числе

  • Психологические исследования. М. 1966
  • Общая психология. 1940
  • Экспериментальные основы психологии установки. 1949
  • "Petites Perceptions" Лейбница и их место в психологии // Известия Тифл. ун-та. 1919. Т. 20. № 1. С. 68—86.
  • Impersonalia // Чвени мецниереба. 1923. № 1. С. 1—27.
  • Психологические основы наименования // Чвени мецниереба. 1923. № 2— 3. С. 27—55.
  • Мотивы интересов к учебным предметам // Чвени мецниереба. 1924. № 9 — 10. С. 1 — 13.
  • Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. ун-та 1925. Т. XVI. С. 468.
  • К проблеме постижения значения // Известия Тифл. ун-та. 1927. Т. VIII. С. 254—274.
  • Образование понятия в дошкольном возрасте, Arch. f. d. ges. Psychologie. Т. 73. 1929.
  • К вопросу об основном законе смены установки // Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.
  • Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. Т. 1. 1940. № 3. С. 225—231.
  • Формы поведения человека // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1941. Т. 17. С 1—39.
  • Развитие технического мышления в школьном возрасте // Труды Ин-та психологии АН ГССР. Т. 1. 1942. С. 61—82.
  • Внутренняя форма языка // Психология. 1947. Т. 4. С. 165—190.
  • К проблеме сущности внимания // Психология. 1947. Т. 4. С. 139—163.
  • Проблема объективации // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1947. Т. XXXIV. С. 329—353.
  • Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica, 1930, B. 4. № 3. S. 323—360
  • The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.

Награды:

  • премия ученого совета Лейпцигского университета за труд, посвященный, философии Лейбница (1907)
  • Почетная грамота ЦИК Грузинской СССР за научные заслуги (1938)
  • орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • медаль «За оборону Кавказа» (1945)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

16+
Мобильное приложение

Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004–2021 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение