18+
Выходит с 1995 года
3 мая 2025

Кто есть кто

Эльвира Хамзеевна Башлай

Эльвира Хамзеевна Башлай

Казань

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Клинический психолог.

Член международной психотерапевтической ЛИГИ IAPS. Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в РТ. Общественный помощник руководителя аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Татарстан. Член Экспертного совета психологов образования МОиН РТ. Эксперт Общественной палаты РТ. Член общественного Совета УФСКН РФ по РТ.

В 1990 г. окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности биология и химия, в 1998 г. — Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования РТ по специальности практическая психология в системе образования, в 2022 г. — Казанский государственный медицинский университет по специальности клиническая психология, прошла обучение по программе «Виктимиология — психологическое консультирование жертв насилия».

В 2000-2003 гг. — педагог-психолог СОШ №13 Вахитовского района г. Казани.

В 2003-2011 гг. — педагог-психолог Лицея имени Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете.

В 2011-2014 гг. — педагог-психолог, заведующая отделением психолого-педагогического сопровождения МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани.

В 2014-2019 гг. — педагог-психолог общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского».

В 2019-2024 гг. — научный сотрудник лаборатории воспитания и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан».

Создатель и руководитель Ассоциации школьных психологов Республики Татарстан «Параллель» (2012-2021 гг.).

Была главным внештатным экспертом-психологом в системе образования Республики Татарстан.

Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Волынец И.В.

Член экспертного совета педагогов-психологов при Министерстве образования и науки РТ.

Член жюри открытого республиканского конкурса «Школьная психологическая служба» (кабинет педагога-психолога как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС) в 2015–2017 гг. Член федерального жюри (эксперт) Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий 2021, 2022 гг.

Основные публикации:

  • Башлай Э.Х. Профилактика эмоционального выгорания учителя // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы ХХII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 30-летнему юбилею факультета психологии ИГУ. Иркутск, 27 - 28 апреля 2023 г. Иркутск: Издательство ИГУ, 2023.
  • Лучшие практики преодоления учебной неуспешности школьников: методические рекомендации / авт.-сост. Башлай Э.Х. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023. 87 с.
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в аспекте подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и другим оценочным процедурам разного уровня: информационно- аналитические материалы / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2023. 44 с.
  • Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних / авт.-сост. Башлай Э.Х. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023. 62 с.
  • Мотивирующие методики сопровождения учительского роста: метод. пособие / сост.: Р.М. Ахметшина, Э.Х. Башлай, М.Р. Шаехов. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023.
  • Башлай Э.Х. Факторы образовательной среды, негативно влияющие на психологическую устойчивость подростков в условиях образовательной деятельности // Психология личностного и профессионального развития человека: материалы Седьмой конференции психологов образования Сибири. Иркутск, 20-21 июня 2022 г. Иркутск: Издательство ИГУ, 2022. С. 158-162.
  • Башлай Э.Х. Условия образовательной среды, способствующие формированию психологической устойчивости детей и подростков // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения: материалы III Всероссийской научно - практической конференции, Казань, 06 октября 2022 года / под ред. С.В. Хусаиновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. С. 12-17.
  • Башлай Э.Х. Педагогическая и социально-психологическая поддержка школьников на всех этапах обучения // Современное образование: Актуальные вопросы и инновации. 2022. №3(14). С. 77-80.
  • Программа воспитания: лучшие практики образовательных организаций Республики Татарстан: информационно-аналитические материалы / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2022. 105 с.
  • Башлай Э.Х. Взаимодействие семьи и школы, как условие создания комфортной образовательной среды // Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Казань, 22 сентября 2021 года / под ред. Р.Х. Гильмеевой, Л.А. Шабановой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. С. 25-27.
  • Башлай Э.Х. Подростковый суицид. Что могут сделать родители и педагоги, чтобы спасти детей? // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 23-24 апреля 2021 г. Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. С. 187-191.
  • Башлай Э.Х. Проект «Открытый класс» — интерактивное наставничество (платформа для презентации опыта, обсуждения актуальных вопросов семьи, школы и детства) // Актуальная педагогика. 2021. №2. С. 76-79.
  • Башлай Э.Х., Гилемханова Э.Н. Сравнительный анализ позиций участников образовательного процесса в определении индикаторов риска и причин суицидального поведения подростков // Казанский педагогический журнал. 2021. №4(147). С. 220-226.
  • Гилемханова Э.Н., Хусаинова З.М., Башлай Э.Х. Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Том 10. №4(40).
  • Методические рекомендации для проведения родительских собраний и лекториев по вопросам обеспечения безопасности детей в информационно-коммуникативной сети «Интернет», недопущения вовлечения несовершеннолетних через социальные сети в преступную деятельность / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2021. 71 с.
  • Психологический справочник классного руководителя «Что делать, если..?» / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2021. 71 с.
  • Образовательный контент дистанционных курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике: образовательный контент / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2021. 100 с.
  • Проектирование воспитательной работы в школе в современных условиях: методические рекомендации / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2021. 52 с.
  • Башлай Э.Х. Влияние психологических травм детства на деструктивное поведение подростка. Методы и приемы оказания психолого-педагогической помощи детям в кризисной ситуации // Экстремизм и терроризм в современном обществе: формы проявления и методы противодействия: сборник материалов круглого стола / отв. ред. М.Х. Марданов. Уфа, 2020. С. 17-21.
  • Создание психологически комфортной, безопасной среды в образовательной организации: методические рекомендации / авт.-сост. Башлай Э.Х. Казань: ИРО РТ, 2020. 111 с.
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей: информационно-методические материалы для использования в работе с родителями / авт.-сост. Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2020. 60 с.
  • Классный час в системе работы классного руководителя: методические рекомендации / авт.-сост. Башлай Э.Х. Казань: ИРО РТ, 2020. 47 с.
  • Башлай Э.Х. Подростковое одиночество // Материалы IV городской научно-практической конференции педагогов-психологов «Актуальные вопросы психологической службы в образовании». Казань: Отечество, 2019.
  • Обеспечение педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей: методические рекомендации / авт.-сост. Башлай Э.Х. Казань: ИРО РТ, 2019. 56 с.
  • Алгоритмы поиска возможных проявлений идеологии «Колумбайн»* у обучающихся в образовательных организациях: методическое пособие / авт.-сост. К.Ш. Шарифзянова, И.А. Кедрова, Э.Ю. Бадалова, Э.Х. Башлай. Казань: ИРО РТ, 2019. 90 с. (* международное молодежное движение «Колумбайн» внесено в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими).
  • Скобельцына Е.Г., Башлай Э.Х. «Круги поддержки», практико-ориентированный проект управления траекторией развития детей и подростков в условиях специализированной организации (школы-интерната для одаренных детей) // Психолого-педагогические и социальные аспекты сопровождения различных контингентов обучающихся: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 18 мая 2018 г. / под ред. Л.А. Черных, О.А. Драгановой, Л.В. Фурсовой, С.Е. Мязиной. Липецк: ГАОУДПО ЛО «ИРО», 2018.
  • Родительский комитет: от организации до эффективного функционирования: методические рекомендации / авт.-сост. Герасимова В.В., Башлай Э.Х. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2017. 36 с.

Награды:

  • Гран-При конкурса авторских программ РТ за программу «Школа жизни, или Спасибо, нет!» (2002)
  • Почетная грамота Отдела Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Вахитовскому району за большой вклад в дело образования и воспитания молодого поколения (2009)
  • Почетная грамота департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей МОН РФ (2009)
  • Почетная грамота Федерации психологов образования России за развитие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
  • лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2009»
  • победитель профессионального конкурса «Педагог-психолог РТ – 2010»
  • 2-е место в Республиканском конкурсе по организации работ по профилактике наркотизации среди учащихся «Очистим Россию вместе!»
  • победитель конкурса социально-ориентированных НКО, получивших субсидии МЭ РТ, за проект «Понять себя, понять другого, или каждый имеет право!» (2011)
  • победитель конкурса грантов Кабинета Министров РТ за социально значимый проект «Развитие межкультурного Ресурсного Центра на базе общеобразовательного учреждения МАОУ «Лицей №121» г. Казани (2012)
  • лауреат конкурса субсидий Министерства экономического развития РТ за проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов, школьных психологов и классных руководителей в сфере работы с родительской общественностью» (2013)
  • победитель в номинации «Инновации в образовании» конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» (2014, 2015, 2017)
  • Почетная грамота Управления образования Исполнительного комитета г. Казани за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2014)
  • Почетная грамота начальника отдела образования Советского района г. Казани за большой личный вклад в становление и развитие первого в РТ Центра образования №178 (2014)
  • Почетная грамота заместителя премьер-министра РТ — министра образования Э.Н. Фаттахова за вклад в развитие работы в сфере профилактики деструктивного и асоциального поведения среди несовершеннолетних, совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (2015)
  • Благодарственное письмо Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан за сотрудничество со Следственным комитетом в вопросах расследования преступлений против несовершеннолетних и оказания им необходимой психологической помощи (2015)
  • Почетная грамота начальника Управления образования исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам за активное участие в работе РМО педагогов-психологов, профессиональное мастерство, психолого-педагогический талант, за высокие достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения (2015)
  • Почетная грамота Министерства образования науки РТ за вклад в развитие работы в сфере профилактики деструктивного и асоциального поведения среди несовершеннолетних, совершенствования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (2016)
  • Благодарственное письмо директора ПМЦПК и ППРО Р.Ф. Шайхелисламова за высокий уровень проведения занятий в рамках стажировок для слушателей программ повышения квалификации по теме «Создание электронной среды в современной образовательной организации» (2016)
  • Почетная грамота за отличную организацию регионального этапа конкурса «Моя семейная реликвия» (2017)
  • Диплом ректора К(П)ФУ И.Р. Гафурова за высокий профессионализм и проведение мастер-класса в рамках VIII Международного Фестиваля школьных учителей (2017)
  • Благодарственное письмо директора ИПО КФУ А.М. Калимуллина за успехи в области образования, высокий профессионализм и компетентность, за добросовестный труд и высокое педагогическое мастерство, за значительный вклад в развитие сферы образования и плодотворную деятельность (2017)
  • Почетная грамота ректора КФУ за высокий уровень профессионального мастерства и распространение педагогического опыта среди педагогического сообщества, успешное руководство педагогической практикой студентов, высокое качество работы с одаренными детьми (2018)
  • Почетная грамота начальника Управления образования Исполнительного комитета г. Казани за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие системы образования, профессионализм, творческое отношение к работе, достигнутые результаты работы с одаренными детьми (2018)
  • Благодарственное письмо заместителя премьер-министра РТ, министра образования и науки РТ за высокий профессионализм и большой личный вклад в организацию республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей» в качестве члена жюри (2018)
  • Почетная Грамота заместителя премьер-министра РТ за весомый вклад в систему образования и воспитания подрастающего поколения и многолетний добросовестный труд (2019)
  • Почетная грамота ректора КФУ за значительный вклад в развитие системы образования, профессионализм, творческое отношение к работе, достигнутые результаты в работе с одаренными детьми (2019)
  • Благодарственное письмо заместителя премьер-министра РТ, министра образования и науки РТ за высокий профессионализм и большой личный вклад в организацию республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей» в качестве члена жюри (2019)
  • Благодарственное письмо заместителя министра образования А.М. Асадуллиной за активную профессиональную позицию, развитие психологической службы в системе образования РТ и эффективную работу в составе Республиканского координационного научно-методического совета педагогов-психологов (психологов в сфере образования) при МОиН РТ в 2018 году (2019)
  • Благодарственное письмо Министра образования и науки РТ за высокий профессионализм и активную гражданскую позицию, проявленные при оказании экстренной, кризисной психологической помощи детям и взрослым, пострадавшим при чрезвычайной ситуации, за большой вклад в развитие психологической службы в системе образования Республики Татарстан (2021)
  • Благодарственное письмо начальника Управления образования Исполнительного комитета города Казани за плодотворную работу в проведении IV городской научно-практической конференции «Психологические аспекты работы с несовершеннолетними в контексте профилактики экстремизма и терроризма в образовательных организациях» (2021)
  • Благодарственное письмо Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Волынец И.В. за активное участие во всероссийской акции «Безопасность детства – 2021» и вклад в развитие системы профилактики чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними (2021)
  • Благодарственное письмо Ззаместителя министра по делам молодежи Республики Татарстан А.А. Кондратьевой за экспертную поддержку при реализации Республиканского форума «Конструктив» по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде (2021)
  • Благодарственное письмо заместителя министра по делам молодежи Республики Татарстан А.А. Кондратьевой за экспертную поддержку при реализации Республиканского форума «Концепция безопасного интернета» по профилактике социально-негативных явлений в интернет-пространстве (2021)
  • Благодарственное письмо директора Г(О)БУ Центр «Семья» (2021)
  • Благодарность президента ФГБОУ ВО МГППУ, главного внештатного педагога-психолога Минпросвещения России В.В. Рубцова за проявленный профессионализм и значимый вклад в экспертное обсуждение и апробацию Руководства по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан (2022)
  • Благодарность Председателя Российского Красного Креста П.О. Савчук за большой личный вклад в развитие идей гуманизма, добра и милосердия (2022)
  • Благодарность начальника отдела УО ИКМО г. Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам Ф.И. Басырова за содействие и проведение методического семинара по подготовке и внедрению обновленных ФГОС НОО и ООО в рамках педагогической сессии (2022)
  • Знак отличия «Почетный наставник» за личные заслуги в содействии молодым педагогам в их профессиональном становлении (2022)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Всеволод Олегович Копытин

    Поздравляю с днем рождения! Здоровья, спокойствия, сил и радостей в жизни! Исполнения желаний и интересных путей к достижению целей!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»