18+
Выходит с 1995 года
31 мая 2025
«Мозг по сложности сравним разве что с самой Вселенной»

Предлагаем Вашему вниманию интервью профессора Татьяны Владимировны Черниговской, которое она дала телеканалу Мир24. Татьяна Владимировна - заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук:

- Татьяна Владимировна, говорят, что человек 80% информации, полученной в течение дня, забывает. Так ли это?

- Проценты невозможно сосчитать. Мозг – не решето, все, что в него попадает, там остается, другой вопрос, можем ли мы это извлечь?

- Память избирательна? Как мозг решает, что ему помнить, а что нет?

- Хотелось бы узнать. Я считаю, что мозг помнит все, но оно разложено очень прихотливо в огромной нейронной сети. Не стоит думать, что вот здесь лежат огурцы, здесь – яблоки, а здесь – стулья. Потому что всё перемешано - яблоки могут лежать со стульями, если вы запоминали их вместе.  Это очень сложное пространство.

- Есть ли границы у памяти? Я слышала мнение, что, если бы человек помнил все, его мозг бы просто этого не выдержал и он бы вряд ли дожил даже до пяти лет.

- Мозг выдержит все, что угодно – мощнее, чем мозг во Вселенной ничего нет, он по сложности сравним разве что с самой Вселенной. У нас больше ста миллиардов нейронов, в десять раз больше глиальных клеток, которые окружают эти нейроны, каждый нейрон может содержать больше пятидесяти тысяч связей с другими нейронами. Если вы все это пересчитаете, вы получите кошмарную цифру один квадриллион. То есть, ситуации при которой мозг чего-то не выдержит, просто нет.

- Вы как-то сказали, что для того, чтобы понять, как устроен этот мир, нужно узнать, как устроен мозг. Вы смогли хотя бы немного приблизиться к этому?

- Немного мы все приближаемся, поскольку мы живые существа с мозгом, мы как-то с этим справляемся. Но иллюзий у нас не должно быть – мозг сильнее, чем мы. Я даже такую дуратскую шутку говорю – мозг нам не по мозгам. Есть высказывание одного американского физика: «Если бы мозг был бы так прост, чтобы мы могли его узнать, то мы были бы так просты, что не смогли бы». Не стоит недооценивать - это сверхсложная задача.

- Зачем тогда изучать то, что изучить в принципе невозможно?

- Смысл есть. Во-первых, мы от мозга зависим – он поставляет нам информацию о мире, с его помощью мы принимаем решения, с его помощью существует наша цивилизация. Наша цивилизация – это цивилизация нашего мозга, вообще-то. Кроме-того, от того, как он себя ведет, если бы он нам позволил бы, узнать, как вообще ему удается со всей этой гигантской информацией справиться, мы бы иначе организовали бы наше образование, нашу промышленность, средства коммуникации, вообще все. Это изменило бы весь наш мир. Поэтому игра стоит свеч.

- Есть мнение, что мужчины и женщины  с точки зрения мышления и устройства головного мозга – существа с разных планет. Согласны ли вы с этим утверждением и чем мы отличаемся друг от друга?

- Я с этим не согласна, потому что индивидуальные различия внутри этих групп так велики, что они перекрывают различия между группами. Это не значит, что нет какой-то разницы – мужской и женский мозг все-таки отличается, но не в смысле один лучше, а другой – хуже. У женщин гораздо более серьезные связи между полушариями головного мозга и это важно, потому что, несмотря на современную жизнь, которой мы сейчас живем, все-таки природа имела в виду, что задача женщины – продолжить род, сохранить потомство, очаг. Женщины занимают среднее пространство, у мужчин больше в ту или в другую сторону – уж если он дурак, то выдающийся.

- Поколение тех, кто родился после 1993 года называют поколением Google, для них компьютер и Интернет являются нормой жизни. Не получается ли так, что человечество начало глупеть?

- К сожалению, человечество начало глупеть.  Но это требует комментария. «Поколение Google» - это важный термин, уже есть научные данные о том, что ухудшается память у людей, потому что им незачем помнить, сказал «окей, Google» и он тебе любую информацию предоставит. Информация очень легко добывается, не нужно к этому прикладывать никакой интеллект, она ненадежная, хаотичная и это не способствует развитию не только памяти, но и интеллектуально-аналитических способностей.

- Таблеточка от глупости есть?

- Метафорическая таблетка есть. А именно, должно быть престижно много знать, хорошо думать и должно стать непрестижным быть одним из стада и пользоваться интеллектуальной жвачкой, которую тебе подсовывают каждую минуту.

- Вы изучаете письменную и устную речь как феномен психики. Компьютеры и Интернет – как они влияют на эти навыки?

- Мы их можем потерять. Маленькие дети, младшие школьники, которым дают разные тесты по языку, достаточно хорошо выполняют разные тесты, но когда их просят сложить фразу из данных и 6-8 слов, то они не могут сложить эту фразу. Я не знаю, как у вас, а у меня это вызывает просто ужас. Это по настоящему страшно. При чем здесь тесты? Мы – существа, которые выполняют тесты, играют в «Крестики-нолики» или мы – существа, которые пока еще являются высшим видом на планете и должны хорошо думать, понимать прекрасное, заниматься искусством, наукой, общаться с миром? Был Аристотель, были Шумеры, был великий Египет, была великая литература, великая музыка, а теперь мы крестики и нолики будем ставить? Это называется регресс.

- Какие условия необходимы, чтобы язык продолжал развиваться?

- Читать надо много, если мы не хотим превратиться в другую цивилизацию. Мозг, как и мышцы, работает, если он работает. Если вы будете долго лежать на диване, вы потом не сможете встать и вам придется специально заниматься, чтобы научиться ходить, двигаться, уж не говоря о том. чтобы бегать или прыгать. С мозгом то же самое, мозг должен заниматься трудной для него работой.

- Вы когда-то сказали, что нашем обществу можно дать лет 11, не больше. А что-то можно сделать, чтобы мы все-таки повзрослели?

- Я и сейчас так считаю. Мы еще даже не подростки старшего возраста. Человечество демонстрирует незрелость поведения – мы любим пушечки, пострелять, обижаемся друг на друга. Это не поведение зрелого социума или зрелой цивилизации. Это очень грустно: вы же понимаете, что может произойти, если ребенку дать оружие в руки. А это именно то, что мы сейчас видим.

- Не хотелось бы заканчивать разговор на грустной ноте. Может быть, у вас есть какой-то совет, как нам двигаться дальше, чтобы было не стыдно?

- Я хочу сказать, что нам уже стыдно. Раньше существовали великие цивилизации, которые мы даже не догоняем, пока что виден ход в другую сторону. Но если мы успокоимся, сядем и подумаем – нам нужно поменять образ жизни, образ мышления вообще. Не гнаться за 128-й сумкой, или сапогами, машинами, домами, а все-таки решить – мы кто? Мы те, кто жует или венец, пока еще, творения?

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Внутренняя картина опыта саморазвития
    30.05.2025
    Внутренняя картина опыта саморазвития
    «Обращение к методу качественного анализа позволило не только вскрыть внутреннюю картину саморазвития, но и обнаружить такие особенности его динамики, которые ранее не обращали на себя внимание исследователей: состояние лиминальности и состояние ресурсности».
  • Жизненный и личностный ресурс человека
    25.05.2024
    Жизненный и личностный ресурс человека
    «Следствием личностной девальвации является скука, т.е. специфическое переживание времени, когда происходит деидеализация себя, людей, общества, разволшебствование мира, замена мифологического отношения к миру на реальное».
  • Взаимосвязь смысла и специальных способностей в росте самореализации человека
    20.05.2024
    Взаимосвязь смысла и специальных способностей в росте самореализации человека
    «Смысл как динамическая форма жизненных отношений обеспечивает построение индивидуальных проектов бытия человека в мире, мобилизацию, регуляцию его жизнедеятельности, избирательность внешних воздействий…»
  • Психологические особенности реактивного, активного и проактивного типов совладающего поведения: уровневый подход
    24.07.2023
    Психологические особенности реактивного, активного и проактивного типов совладающего поведения: уровневый подход
    «Переход с низшего уровня на высший, минуя средний, невозможен. Этим объясняется яркая потребность пациентов к проявлению независимости, самостоятельности и даже агрессивности и сознательного манипулирования на определенном этапе психотерапии».
  • Подходы к изучению психологического благополучия
    19.01.2023
    Подходы к изучению психологического благополучия
    Актуализации интереса к проблеме благополучия человека способствовала позитивная психология как направление, которое занимается изучением того, что помогает человеку жить лучше и предотвращает серьезные нарушения.
  • Я-концепция как механизм собирания себя
    10.10.2022
    Я-концепция как механизм собирания себя
    Поведение — это реализация механизма собирания себя, своего Я, это с одной стороны, а с другой — различные виды внешней и внутренней активности оформляют и развивают Я как определенную, связанную смысловым образом и организованную ментальную конструкцию.
  • Холистическая модель когнитивно-ноэтического развития личности
    19.09.2022
    Холистическая модель когнитивно-ноэтического развития личности
    Современное переосмысление холизма происходит после пробуждения от материалистического позитивизма как классической научной парадигмы.
  • Наедине с собой: уединение и одиночество
    03.02.2022
    Наедине с собой: уединение и одиночество
    Становление уединения как самостоятельного культурного феномена связано с историческим развитием самосознания личности, которая эмансипируется от социума, обретает автономию. Уединение становится повседневной практикой и индивидуальной потребностью человека.
  • Психологический туризм как способ разрешения внутренних конфликтов
    27.09.2021
    Психологический туризм как способ разрешения внутренних конфликтов
    Возникшая потребность в психологическом туризме и сам психологический туризм как феномен требуют теоретического осмысления с позиции его коррекционного и терапевтического потенциала, вклада в личностное развитие и самосовершенствование.
  • Компоненты представлений о самоэффективности специалиста
    25.09.2021
    Компоненты представлений о самоэффективности специалиста
    Самоэффективность создает позитивный контекст жизненного пути, внутреннюю установку на собственную успешность, что выражается в выборе более сложных задач, постановке труднодостижимых целей и высоком уровне мотивации и волевого усилия при их достижении...
  • Психологическая антропология: от истоков в будущее
    02.06.2021
    Психологическая антропология: от истоков в будущее
    Категория субъективности — это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и перспективу наших представлений о человеке, определяющемся в мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной биографии, но и мировой истории, в пространстве не только личного сознания, но и универсального мира культуры...
  • Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
    03.05.2021
    Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
    Мы понимаем самораскрытие способностей как внутренний диалог, связанный с раскрытием своих способностей для самого себя, его основной функцией является самоидентификация относительно своих способностей, которая сопряжена с отношением к ним и себе…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»