
Предлагаем вниманию читателей главу монографии Никишиной В.Б. и Петраш Е.А. «Прогностические риски влияния цифровой социальной среды на развитие детей и подростков».
***
Задаваясь вопросом о причинах высокой и неуклонно возрастающей активности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях, нами была сформулирована проблема о влиянии социального одобрения на коммуникативное поведение современных подростков в социальных сетях.
Аргументируя тезис об увеличении числа интернет-пользователей в России, представляем статистические данные Фонда Общественного Мнения (ФОМ-интернет) в показателях общего числа пользователей и в распределении по возрастным группам: в динамике число пользователей в России с 2010 г. По 2014 г. ежегодно увеличивалось на 5-7 млн человек, из них больше половины общего числа пользователей насчитывает молодежь (26% пользователей в возрасте от 25 до 34 лет, 18% — от 18 до 24 лет, 10% пользователей в возрасте от 12 до 17 лет) [URL: http://runet.fom.ru].
Увеличение числа пользователей социальных сетей в России мы представили в формате статистических данных Adobe Social в показателях общего числа пользователей и в показателях затраченного времени, так количество пользователей социальных сетей с 2010 по 2014 год выросло почти в два раза (с 37,5 млн человек до 76 млн) [URL: http://www.adobe.com/ru].
Социальная сеть выступает как система пользователей, соединенных виртуальными взаимосвязями (Сапон, 2014). Тезис о том, что именно социальное одобрение активизирует коммуникативное поведение подростков в социальных сетях, мы принимаем как исходный гипотетический конструкт.
В России социальное одобрение активно изучается с 2010 года. На данный момент имеется более 20 тысяч исследований [URL: http://elibrary.ru], так или иначе затрагивающих тему социального одобрения. Среди них исследования в тематике: феномены социального одобрения (Калинин, 2014), социальное одобрение как результат социальных процессов (Майерс, 2013), социальное одобрение в виртуальном пространстве (Сапон, 2014). За рубежом социальное одобрение активно изучается с 2001 года. Исследования охватывают широкий спектр тем: феномены социального одобрения, социальное одобрение в специфических группах, влияние социального одобрения на формирование личности и др.
Понимая коммуникацию как определенный вид деятельности (Левин, 2001; Майерс, 2013; Выготский, 1999), под коммуникативным поведением мы понимаем социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (Стернин, 1989).
Виртуальная коммуникация имеет ряд отличий от коммуникации в объективной реальности: основа виртуальной коммуникации — письменная речь, преобладает вербальный компонент (в объективном мире — речь устная, преобладает невербальный компонент); в виртуальной коммуникации возможна анонимность и искажение образа собеседника (в объективном мире анонимность почти исключена, образ собеседника реален); в виртуальной коммуникации выражения однозначны, затрудненно выражение эмоций (в объективном мире возможна неоднозначность и широкий спектр выражения эмоций); в виртуальном пространстве монологи и диалоги существенно лаконичней (в объективной реальности более длинные разговоры).
Социальное одобрение в социальных сетях мы определяем как эмоциональную поддержку виртуальным сообществом индивиду в виде социального приятия, за содержание действий, соответствующее социальному ожиданию (Калинин, 2014). Целенаправленный поиск субъектом одобрения в социальных сетях выступает одним из ведущих механизмов возникновения от них зависимости (Никишина, 2012).
В объективной реальности социальное одобрение выражается в вербальной и невербальной похвале, присуждении наград и материальных благ, в повышении социального статуса, в количестве позитивных социальных контактов, в высокой оценке материальных и нематериальных продуктов деятельности человека, в особых привилегиях и т.п. Факторами формирования социального одобрения в объективной реальности являются: физические, профессиональные, социальные и психологические качества; социальный статус; способности и таланты; количество материальных благ; количество социальных контактов; наличие власти и др.
Способы выражения социального одобрения в социальных сетях — это количество «лайков» (знак «нравится»), количество комментариев / отзывов к опубликованной информации, количество репостов (перенос записи со стены одного профиля на стену другого профиля без изменений), количестве подписчиков / друзей профиля. На формирование социального одобрения в социальных сетях влияют факторы: текущее количество подписчиков / друзей профиля; текущее количество опубликованной информации; текущее количество «лайков», репостов; социальный статус в объективной реальности; социальный статус текущих подписчиков / коментаторов / лиц, оставивших «лайк» и сделавших репост в объективной реальности; активность владельца профиля в социальной сети (обновление профиля; участие в группах по интересам; репосты / коментирование / «лайк» информации, опубликованной другими участниками социальной сети); востребованность публикуемой информации; субъективная симпатия, феномен психического заражения.
Для стимулирования социального одобрения в социальных сетях используют следующие способы воздействия: активное обновление информации профайла; активные репосты / «лайки» / комментарии / подписки на других пользователей социальной сети; публикация востребованных материалов; самореклама, открытое обращение к пользователям социальной среды; участие в конкурсах и акциях социальной сети; повышение социального статуса в объективной реальности; коммуникативное поведение и содержание публикаций в соответствии с социально приемлемым поведением целевой аудитории; формирование востребованного имиджа; ложь.
В подростковом возрасте коммуникативная активность со сверстниками выступает ведущим типом деятельности; характеризуется следующими отличительными чертами: во-первых, это ориентация на интимно-личностное общение [Эльконин, 1989]; во-вторых, перенос акцента семейного влияния под влиянием сверстников; в-третьих, формирование собственной субъективной реальности (Булыгин, Шмелев, 1997).
Подросток, желающий отделиться от родителей, ищет группу, в которой он мог бы проявить себя как взрослый (Булыгин, Шмелев, 1997; Конецкая, 1997; Молчанова, 2008). Интернет (или социальная сеть) — самый доступный и безопасный (с точки зрения подростка) способ нахождения такого общения. Подростки лучше других возрастных групп поддерживают и развивают движения, возникающие в интернет пространстве, так же они активнее других принимают для себя изменения лингвосемантической составляющей коммуникации (сленг).
Мы выделили для себя область коммуникативного поведения подростков в социальных сетях и обозначили в качестве цели исследования изучение особенностей социального одобрения как фактора коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Объектом исследования является коммуникативное поведение подростков в социальных сетях (паттерны, темы, модальность). Предметом — социальное одобрение как фактор коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Мы выдвинули следующие гипотезы исследования:
- коммуникация подростков в социальных сетях обусловлена влиянием поиска социального одобрения;
- особенности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях отличаются искажением лингвистической формы и изменениями семантического содержания языка и взаимосвязями со способом выражения влияния социального одобрения сверстников;
- основным коммуникативным паттерном подростков в социальных сетях является демонстративность, которая проявляется в темах сообщений и модальности поведении и определяется объемом социального одобрения.
Лингвосемантические особенности коммуникативного поведения анализировались через: коммуникативные паттерны; темы и модальность коммуникативных сообщений. Коммуникативные паттерны понимаются как совокупность норм и традиций общения определенной группы людей (конструктивные — близость, принятие, шутки; и неконструктивные — агрессия, демонстративность, отрицание, сексуальный интерес) [Филипс, 2004]. Темы сообщений определяются как основной предмет коммуникации, смысловое содержание чего-либо (личная информация, отвлеченные темы, политика, флирт, демонстративность, групповая информация, информация о третьих лицах, эмоции) [Ehlich, 1991]. Модальность сообщения представляет собой семантическую категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности (Булыгина, Шмелев, 1997).
Определив для себя спектр изучаемых задач, мы сформировали выборку исследования, в которую вошли подростки 14-17 лет, русскоговорящие, активно использующие социальные сети (не менее трех), обучающиеся на момент исследования в средней образовательной школе (111 человек). Исследование осуществлялось в социальных сетях Facebook*, Twitter, ask.fm, Спрашивай.ру в 2013–2014 гг. Общее число вступивших в коммуникацию с основной группой испытуемых, составило 1426 человек. Анализ сообщений осуществлялся в формате диалогов. Исследование проводилось по условиям информированного согласия: «Пользователь, размещая на Сайте принадлежащий ему на законных основаниях Контент, предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование».
Исследование проводилось посредством следующих методов и методик: критический дискурс–анализ (Филипс, 2004), метод функциональной прагматики как вид контент анализа (Зайнуллин, 1986); методы количественной и качественной обработки данных (угловое преобразование φ-Фишера, критерий ранговой корреляции r-Спирмена).
Коммуникативные паттерны реализуются в проявлениях близости, принятия, шутках, агрессии, демонстративности, отрицании, проявлении сексуального интереса (Филипс, 2004).
Оценка долевого соотношения коммуникативных паттернов подростков в социальных сетях характеризуется следующим распределением: шутки (22%), агрессия (11%), демонстративность (27%) (Рис. 22).
Дифференцируя коммуникативные паттерны на конструктивные и неконструктивные, у подростков преобладающими являются неконструктивные (общая суммарная доля неконструктивных коммуникативных паттернов составляет 53%). Доля конструктивных паттернов (близость, принятие, флирт) составляет третью часть коммуникации. Категория шутки (Ш) может быть расценена как одновременно конструктивная и деструктивная, она так же занимает третью часть коммуникации. Большинство подростков не ориентированы на поддержание конструктивного диалога. Преимущественно коммуникативное поведение подростков в социальных сетях является ориентированным на собственные интересы, а значит эгоцентричным.
Тема сообщения как основной предмет коммуникации выступает ее смысловым содержанием. Содержание коммуникативного поведения подростков в социальных сетях характеризуется преобладанием отвлеченных тем (17%), личной информации (27%) и демонстративной информации (19%) (Рис. 23). Их общий объем составляет более половины всей коммуникации (63%). Данные темы коммуникации можно определить как онтогенетически специфичные для подросткового возраста.
Модальность коммуникативного поведения подростков выступает как отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи и распределяется равным соотношением позитивной (50%) и негативной (50%) модальности. Амбивалентность коммуникативного поведения подростков в социальных сетях в равной степени характеризуется стремлением иметь близкие отношения, основанные на симпатии, и готовностью к открытому конфликту с целью отстоять собственное Я.
Результаты использования различных способов социального одобрения подростками в социальных сетях представлено в таблице 22.
Преобладающие способы выражения подросткам социального одобрения в социальных сетях, выражающиеся в лайках, репостах, комментариях и подписках, не зависит от количества записей аккаунта. Для получения социального одобрения в социальной сети достаточно одной записи аккаунта, которая содержит в себе востребованную информацию.
Наибольшее число элементов социального одобрения у аккаунтов, содержащих прямые обращения. Это можно объяснить тем, что возникает ощущение личного общения и прямой просьбы непосредственно к реципиенту. А личное обращение воспринимается как приглашение к коммуникации, и на это реципиент охотнее отвечает комментариями, лайками, репостами, подписками.
Аккаунты с большим числом подписчиков, лайков, репостов и комментариев привлекают к себе больше людей. В таких аккаунтах подростки охотнее оставляют проявления социального одобрения из соображений того, что тем самым они и сами получают социальное одобрение. Так как аккаунт содержит в себе большое число элементов социального одобрения, он представляет собой востребованную информацию. Подростки одобряют такую информацию, чтобы продемонстрировать окружающим, что они «в теме», и они согласны с группой. Если же аккаунт содержит в себе меньшее число элементов социального одобрения, подростки не охотно отзываются на него, так как в этом случае информация является невостребованной и не представляет ценности для интернет-пространства.
Также элементы социального одобрения несут в себе функцию призыва к коммуникации самого коммуникатора. Через лайки, репосты, комментарии и подписки один человек сообщает другому, что заметил его сообщения, что он одобряет их и разделяет мысли коммуникатора. Тем самым реципиент проявляет к коммуникатору симпатию и позитивное отношение и призывает его к дальней коммуникации. Более всего реципиент в такой ситуации заинтересован в том, чтобы коммуникатор поменялся с ним ролями и сам стал реципиентом, оставив элементы социального одобрения в аккаунте нового знакомого.
Оценивая взаимосвязи социального одобрения и паттернов коммуникативного поведения подростков в социальных сетях, получены следующие результаты (r-критерий ранговой корреляции Спирмена, р меньше 0,05):
- выявлена положительная корреляция со значимой связью по показателям коммуникативных паттернов и социального одобрения (Рис. 24): демонстративность — лайки (r=0.416; р=0,004), демонстративность — личные фото / видео (r=0.212; р=0,026), демонстративность — открытая реклама (r=0.229; р=0.014), демонстративность — число записей (r=0.265; р=0.034); шутки — лайки (r=0.372; р=0.026);
- демонстративное коммуникативное поведение направлено на получение социального одобрения. Его цель привлечь внимание к информации и через нее вызвать одобрение пользователей социальной сети. С помощью демонстративного коммуникативного паттерна подросток провоцирует пользователей на внимание к своему аккаунту, на его одобрение и на возможность быть востребованным в интернет пространстве. Коммуникативный паттерн шутки также ориентирован на получение социального одобрения в социальных сетях. Однако их основная задача в том, чтобы вызвать симпатию и позитивную реакцию у реципиента, заслужить его внимание.
Полученные результаты указывают на связь между коммуникативными паттернами и способами выражения социального одобрения в коммуникации подростков в социальных сетях.
Выявлена положительная корреляция со значимой связью по параметрам социального одобрения и тем сообщений в социальных сетях (Рис. 25): демонстративность — лайки (r=0.35; р=0.031), демонстративность — комментарии пользователей (r=0.216; р=0.007), демонстративность — репосты другими участниками коммуникации (r=0.271; р=0.031), демонстративность — количество сообщений (r=0.359; р=0.044); личная информация — лайки (r=0.31; р=0.018), личная информация — репосты другими участниками коммуникации (r=0.275; р=0.031), личная информация — количество сообщений (r=0.448; р=0.006); отвлеченные темы — лайки (r=0.365; р=0.024), отвлеченные темы — комментарии пользователей (r=0.287; р=0.005), отвлеченные темы — репосты другими участниками коммуникации (r=0.277; р=0.022), отвлеченные темы — количество сообщений (r=0.483; р=0.031).
Демонстративные темы сообщений так же, как и демонстративный коммуникативный паттерн, рассчитаны на получение социального одобрения в социальных сетях. Демонстративные темы сообщения привлекают внимание и провоцируют на коммуникацию. Они содержат в себе острую, яркую информацию, которая может быть интересна сверстникам, и потому с ее помощью можно получить большее число элементов социального одобрения.
Личная информация, представленная коммуникатором, является также демонстративной темой коммуникации. Личная информация раскрывает подробности личной жизни коммуникатора, дает представление о происходящем в его внутреннем мире. Сообщение такого рода информации в объективной реальности считается приемлемой в кругу близких людей. В социальных сетях сообщение личной информации является стимулом возникновения симпатии и позитивного отношения у реципиента, а, следовательно, и получения от него элементов социального одобрения.
Отвлеченные темы содержат в себе информацию, не затрагивающую личность коммуникатора или реципиента, не являющуюся предметом прошлой коммуникации. Отвлеченные темы несут в себе востребованную информацию о тех областях, к которым коммуникатор не имеет непосредственного отношения. Такие темы зачастую несут в себе новую информацию и для коммуникатора, и для реципиента. Отвлеченные темы как источник новой информации привлекают к себе внимание пользователей и побуждают их к проявлению социального одобрения, а также для использования данной информации для публикации в своем аккаунте.
Полученные результаты указывают на связь между темами сообщений и социальным одобрением в коммуникации подростков в социальных сетях.
Учитывая тот факт, что самым высоко распространенным способом выражения социального одобрения в социальных сетях являются лайки, а также этот способ имеет самую высокую корреляционную нагрузку со всеми коммуникативными паттернами, сравнительный анализ влияния способов выражения социального одобрения осуществлялся по критерию количества лайков и были сформированы группы с высоким значением этого способа и с низким значением. Сравнительный анализ коммуникативных паттернов и тем сообщений осуществлялся с использованием углового преобразования φ– Фишера (р меньше 0,05).
Установлено, что подростки, чьи аккаунты имеют высокий уровень лайков (как основного способа социального одобрения в социальных сетях), в своем коммуникативном поведении более агрессивны, демонстративны и открыты (табл. 22). Это можно считать двусторонним процессом, в котором с одной стороны данное поведение является востребованным, а с другой стороны является подкрепляемым.
В темах сообщений представители высоколайковой группы более демонстративны, охотно рассказывают о себе и о других людях, более эмоциональны (табл. 23). Из этого следует, что количество лайков зависит от демонстративности и открытости в социальных сетях.
В структуре коммуникативного поведения подростков в социальных сетях преобладают коммуникативные паттерны демонстративности и шутки, раскрывающиеся в темах личной информации и имеющие амбивалентную модальность. Основной направленностью демонстративного коммуникативного поведения подростков в социальных сетях является получение социального одобрения. Используя демонстративные коммуникативные паттерны и шутки в социальных сетях, подросток привлекает внимание к своему аккаунту, тем самым провоцируя пользователей на свое одобрение. Демонстративность в содержании личной информации, а также отвлеченная информация (рассматриваемая как источник новой информации) служит стимулом получения большего числа элементов социального одобрения. Аккаунты, содержащие прямые обращения (что создает ощущение личного общения) характеризуются наибольшим числом элементов социального одобрения. Коммуникативное поведение подростков, чьи аккаунты имеют высокий уровень лайков как основного элемента социального одобрения в социальных сетях, характеризуется демонстративностью и открытостью. Данное поведение, с одной стороны, является востребованным, а с другой стороны — подкрепляемым. Подростки проявляют коммуникативную активность в поисках социального одобрения, что, с одной стороны, указывает на дефицит социального одобрения в объективной реальности, с другой стороны, выявленная схема влияния поиска социального одобрения на активность коммуникативного поведения в социальных сетях выступает как один из механизмов возникновения интернет-зависимости. Социальное одобрение реализуется экстериорезированными способами (внешними): лайками, репостами, комментариями, подписками, не рефлексируется подростками, а принимается в количественно-накопительном формате и поддерживает их активность в демонстративных паттернах поведения.
Источник: Никишина В.Б., Петраш Е.А. Прогностические риски влияния цифровой социальной среды на развитие детей и подростков: монография. Москва; Курск: Изд-во КГМУ, 2023. С. 94-105.
* Социальная сеть Facebook запрещена в России, принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России (прим. ред.).
Уважаемые авторы, стремление к социальному одобрению является фундаментальной потребностью. Оно традиционно называется тщеславием, и выражается в следующих проявлениях...
б) Комплекс демонстративности (тщеславие).
• Стремление быть объектом интереса и внимания.
• Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.
• Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).
• Стремление к известности, популярности и славе.
• Гипертрофированная потребность в лестном мнении о себе.
• Бравада, вычурность, позерство, хвастовство, эпатажность.
, чтобы комментировать
Уважаемые Вера Борисовна, Екатерина Анатольевна!
Спасибо за публикацию остро актуального материала для нашего времени. К нам все негативное приходит с Запада спустя 10-15 лет, после того как появляется у них. А сейчас и еще через меньший промежуток времени, учитывая интенсивность нахождения молодежи, да и не только, в соцсетях. Поэтому мы должны прогнозировать эти негативные явления и заранее внедрять профилактические программы на государственном уровне. Это мое мнение.
По теме главы:
Травля впервые стала важной темой
исследований в 1980-х гг. после трагических само-
убийств мальчиков в Норвегии, причиной которых
считалась травля. См.
Olweus D. Bully/victim problems among school children: Longterm consequences and an effective intervention program. In Hodgins S. (Ed.), Mental disorder and crime. — 1993. — Р. 317–349.
Исследование, проведенное Национальной ме-
дицинской библиотекой США (2023), показало, что 49%
детей в 4–12 классах хотя бы один раз подверга-
лись издевательствам со стороны других учеников
на школьном уровне; 20% американских учащихся
9–12 классов сообщили, что подвергались издева-
тельствам; 71% подростков стали свидетелями из-
девательств в школе; 70% школьного персонала со-
общили, что стали свидетелями издевательств (32 Shocking Bullying Statistics to Raise Awareness in 2023).
Школьная травля и кибербуллинг среди подрост-
ков, по данным Hinduja S., Patchin J., тесно связана
с суицидальными мыслями и попытками. Был про-
веден опрос среди репрезентативной выборки мо-
лодежи США в возрасте от 12 до 17 лет. Учащиеся,
которые подвергались школьной или онлайн-трав-
ле, были значительно более склонны сообщать о
суицидальных мыслях. Учащиеся, которые сообщи-
ли о травле в школе и в Интернете, были еще более
склонны сообщать не только о суицидальных мыс-
лях, но и о попытках суицида. Те, кто подвергался
травле или кибербуллингу таким образом, что по-
влияло на их поведение в школе, также были под-
вержены более высокому риску суицидальных мыс-
лей и попыток. См.
Hinduja S., Patchin J.W. Connecting Adolescent Suicide to the
Severity of Bullying and Cyberbullying // J. School Violence. — 2018. — V. 18 (3). — P. 333–346. DOI: 10.1080/15388220.2018.1492417
Ганузин В.М. Буллинг, кибербуллинг и антибуллинговые школьные программы.Практическая медици-
на. 2025. Т. 23, № 4, С. 54-58)
В журнале J. School Violence (США) много статей по теме данной публикации.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать