18+
Выходит с 1995 года
16 февраля 2026
Н.А. Останина призвала к скорейшему принятию закона о психологической деятельности

Председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Н.А. Останина, комментируя нападение 13-летнего подростка на уборщицу в школе Нижнекамска, призвала к скорейшему принятию законопроекта об основах психологической деятельности в РФ и принятию решения о качественном развитии психологической службы в системе образования.

Ранее «Парламентская газета» писала, что 22 января семиклассник пронес в лицей №37 в Нижнекамске нож и ранил им школьную уборщицу. Перед этим он также взорвал три петарды в коридоре. Никто из других учеников учебного заведения не пострадал, а сам нападавший получил травмы и был госпитализирован. По данному факту возбуждено уголовное дело о покушении на убийство и халатности.

«Происшествие в Нижнекамске беру под свой контроль. И призываю всех, от кого это зависит, содействовать скорейшему принятию законопроекта об основах психологической деятельности в РФ, принять решение о качественном развитии психологической службы в системе образования и т.д.», — написала депутат в своем Telegram-канале.

По ее словам, это уже четвертое нападение на школу за последние полтора месяца.

Останина вновь подчеркнула, что для противодействия деструктивному поведению подростков и молодежи необходимы системные меры, касающиеся воспитания и психологической поддержки подрастающих поколений, охватывающие вопросы и безопасности, и «сферы смысла, который может дать только созидательная, воодушевляющая идеология».

Источник: «Парламентская газета»

Комментарии
  • Оксана Олеговна Шумакова
    23.01.2026 в 23:55:44

    Вот мне очень интересно каким образом будет меняться психологическая служба в школе? Все решения психолога имеют рекомендательный характер. Школьный психолого мало того, что самая низкая зарплата по школе, навешено больше всего ответственности.
    Умиляет до глубины души эти высказывания (это сарказм)

    • Андрей Олегович Васильев
      Андрей Олегович Васильев
       ответ пользователю Оксана
      Санкт-Петербург
      24.01.2026 в 14:28:02

      Депутат и не собирается ничего менять в школьной системе психологической службы. Это сложно, долго, непонятно, скорее всего потребует масштабного финансирования. А нужен ли вообще отдельный закон, для коррекции работы школьной психологической службы?)

    • Светлана Валерьевна Жукова-Валиковская (Нечесова)
      24.01.2026 в 14:34:19

      После принятия закона решения психолога будут иметь не рекомендательный, а обязательный характер. Вы сами себе противоречите. Настоящая ситуация вас не устраивает, а когда её предлагают изменить, вас это не устраивает ещё больше. Умиляет ваше высказывание до глубины души (это НЕ сарказм).

    • Татьяна  Март
      Татьяна Март
       ответ пользователю Светлана
      Санкт-Петербург
      25.01.2026 в 16:55:21

      Никакого обязательного характера носить решения психолога не будут, эти влажные фантазии депутатов об управлении массами через гос психологов разбиваются вдребезги об российское законодательство. Действующее.

    , чтобы комментировать

  • Алексей Александрович Харченко

    Грустно. Понимания, что поведение обусловлено характером человека нет на самом верху. На то, что воспитание этого подростка практически закончилось в 2013 году и сейчас вряд ли на его характер сможет повлиять школьный психолог. Но, увы, многие верят ведь в экстрасенсов, колдунов, магию, и, видимо, и психологов туда же относят. Но я на своём мнении не настаиваю, я могу ошибаться.

    • Светлана Валерьевна Жукова-Валиковская (Нечесова)
      24.01.2026 в 14:35:00

      Можете. И ошибаетесь.

    • Алексей Александрович Харченко
      04.02.2026 в 14:00:39

      Да, Светлана, Вы правы, ошибся. Характер человека, как Вы знаете, закладывается в первые пять лет жизни(японцы считают, что в первые три, возможно они и правы). Т.е. воспитание заканчивается, а дальше уже перевоспитание. Так что воспитание это садиста закончилось в 2018 году. А перевоспитать другого человека, Вы, как психолог, знаете, нельзя. Можно только себя. «Чтобы воспитать леди, нужно начинать с бабушки». Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Ну Вы знаете, наверное.

    , чтобы комментировать

  • Виктор Петрович Тютин
    24.01.2026 в 10:51:18

    «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» — известная фраза (часто приписываемая М.Е. Салтыкову-Щедрину), характеризующая парадокс правовой системы России, где суровые нормы нередко компенсируются возможностью их неисполнения или избирательного правоприменения. Этот феномен отражает черты правового нигилизма. Например, сегодня РИА Новости цитирует документ, в котором говорится, что по сравнению с показателями 2022 года зафиксировано увеличение числа погибших по вине начинающих водителей на 19,8%. В 2024 году ДТП, устроенные новичками, унесли жизни 812 человек. Вместе с тем начинающие водители становятся виновниками в среднем семи из десяти ДТП.
    Кроме того, согласно документу, в России также увеличилось число погибших в авариях, которые произошли по вине водителей-иностранцев: в 2024 году погибло 526 человек - на 22% больше, чем в 2021 году.
    Боже, а как же строги в нашей стране Правила дорожного движения и следящие за их исполнением сотрудники ГАИ, но от изъянов человеческой природы ничто не спасает, даже видеонаблюдение на всех перекрёстках и во дворах!
    А ведь несчастным, и низкооплачиваемым школьным психологам, с которыми не считаются ни директора, ни учителя, ни родители, до всемогущих инспекторов ГАИ с их волшебной полосатой палочкой ох как далеко!

    • Светлана Валерьевна Жукова-Валиковская (Нечесова)
      24.01.2026 в 14:36:38

      Так после принятия закона как раз и директора, и учителя, и родители БУДУТ считаться с решениями и назначениями школьных психологов. Ну где логика-то опять, Виктор Петрович? Сами себе противоречите.

    • Виктор Петрович Тютин
      24.01.2026 в 17:34:32

      Уважаемая Светлана Валерьевна! Так вот прям сразу после принятия закона зауважают и начнут считаться? Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

    , чтобы комментировать

  • Андрей Олегович Васильев
    24.01.2026 в 11:17:00

    Госпожа Останина женщина уважаемая и проблематику затрагивает самую актуальную. Я, как и многие коллеги психологи, смотрю за обсуждениями законопроекта. Чувство всегда двоякое - в целом дело благое, но что-то идёт не так и не туда. Вот и сейчас в связи с происшествиями в школах чувство такое же. Такое впечатление, что пытаемся проглотить слишком большой кусок. А может быть не замахиваться сразу на все проблемы, а решать их поэтапно, не пытаясь сразу зарегулировать все аспекты профессиональной деятельности психологов? Вот идёт речь о девиантном поведении подростков в школьном пространстве, так может на этом и сфокусировать внимание? И так шаг за шагом придёт и понимание и порядок в общем. От частного к целому.

    • Светлана Валерьевна Жукова-Валиковская (Нечесова)
      24.01.2026 в 14:46:10

      Андрей Олегович, не надо усложнять. Надо принимать закон как он есть, в редакции команды Останиной - это важно. Законопроект от "новых людей" - это крайне юридически и даже грамматически бездарно составленный нормативный акт. У команды Останиной он ещё очень даже ничего. А потом, в процессе введения в действие, дорабатывать. Но принимать надо срочно.

    • Сергей Владимирович Ребрищев
      Сергей Владимирович Ребрищев
       ответ пользователю Светлана
      Санкт-Петербург
      25.01.2026 в 16:23:56

      Светлана Валерьевна, законопроект "команды Останиной" как раз таки и является примером того, как НЕ НАДО писать законы. Зарубили его именно по причине юридической безграмотности. Вам ли об этом не знать?
      Вообще, если честно, очень удивляет ваша активность именно в тех темах, где упоминается Останина. Ни в каких других темах вас нет, но стоит только появиться материалу с упоминанием Н. А. Останиной (а где Останина, там и её законопроект), вы – тут как тут. Наводит на мысли...

    , чтобы комментировать

  • Юрий Александрович Грачёв
    24.01.2026 в 13:39:13

    Конечно, я понимаю, что источник заметки "парламентская газета", а здесь и говорить не с кем председателю комитета Госдумы по защите... Но, поясните, пожалуйста, хоть кто-нибудь, какая связь нетерпения Председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Н.А. Останиной в скорейшем принятии законопроекта об основах психологической деятельности в РФ и принятию решения о качественном развитии психологической службы в системе образования с описанным ею случаем? Чего психологу законодательного не хватает? Прав или обязанностей? Каких системных мер в работе школьного психолога ещё не хватает? Ну, конкретно, что изменит это "скорее-скорее"-принятие какого-нибудь искусственного Останинского закона? Может кто-то объяснить? Смею полагать, интересно это будет не только мне. P.S. Совсем не касаюсь здесь вопросов оплаты труда педпсихолога и их дефицита, с одной стороны, и непонимания, что это за специалист и зачем он нужен, этот педпсихолог, большинством школьных администраций...

    • Виктор Петрович Тютин
      Виктор Петрович Тютин
       ответ пользователю Юрий
      Москва
      24.01.2026 в 15:12:30

      Уважаемый Юрий Александрович! Причина законодательного "нетерпения" г-жи Останиной кроется в заботе не о чистоте рядов психологов и психотерапевтов и не о благополучии граждан, а в тривиальном предвыборном зуде, который уже охватил все фракции Государственной Думы с началом последней весенней сессии VIII созыва. Г-жа Останина, видимо, чувствует, что под ней зашаталось кресло и поэтому делает всё возможное, чтобы максимально оставаться в информационном поле и демонстрировать руководству фракции КПРФ свою пропагандистскую активность и потенциальную привлекательность для избирателей, которым уже в сентябре текущего года предстоит избрать новый состав Государственной Думы.
      Надо ещё учитывать, что на апрель месяц Примерной программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2026 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению запланировано рассмотрение в первом чтении многострадального останинского законопроекта
      № 846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», подготовка которого в этот раз в качестве ответственного комитета возложена уже на Комитет по охране здоровья. При этом надо учитывать, что для несчастного законопроекта это будет момент истины. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не наберёт необходимого числа голосов, то он будет считается отклоненным без дополнительного голосования. А отклоненный таким образом документ в соответствии с Регламентом работы Государственной Думы дальнейшему рассмотрению не подлежит. Се ля ви.

    , чтобы комментировать

  • Наталья Сергеевна Серова
    24.01.2026 в 15:04:42

    Складывается впечатление, что законодатели не хотят разбираться в проблеме, брать ответственность за качество образования, а только бежать по верхушкам размахивая шашкой. Что конкретно может этот закон изменить в качестве психологического влияния в школьной среде. Вчера школьный психолог уволился из школы по причине большой нагрузке по отчетности и всяким тестированиям вроде СПТ, за которыми детей не видно, возможности работать качественно с детьми нет, условия для создания доверительное среды и психобразования - нет. А бумажной работы и отчетов по самые уши. Что можно требовать от одного психолога на 500-1000 человек и 18 оплачиваемых часов в неделю.
    Ощущение, что депутаты давно потеряли связь с реальностью и узнают ее только из сводок. Сходите в школы, пообщайтесь с людьми, создавайте круглые столы, где люди смогут прийти с реальным положением дел, а не красивыми «отчетами для начальства»

      , чтобы комментировать

    • Геннадий Алексеевич Волегов

      Нина Александровна Останина: «Происшествие в Нижнекамске беру под свой контроль.
      И призываю всех, от кого это зависит, содействовать скорейшему принятию законопроекта об основах психологической деятельности в РФ,
      принять решение о качественном развитии психологической службы в системе образования и т.д.».

      Н.А. Останина вновь подчеркнула, что для противодействия деструктивному поведению подростков и молодежи необходимы системные меры, касающиеся воспитания и психологической поддержки подрастающих поколений,
      охватывающие вопросы и безопасности, и «сферы смысла, который может дать только созидательная, воодушевляющая идеология».
      ----------------------------------

      Андрей Олегович Васильев:
      Госпожа Останина женщина уважаемая и проблематику затрагивает самую актуальную. Я, как и многие коллеги психологи, смотрю за обсуждениями законопроекта.
      Чувство всегда двоякое - в целом дело благое, но что-то идёт не так и не туда.
      Вот и сейчас в связи с происшествиями в школах чувство такое же.
      Такое впечатление, что пытаемся проглотить слишком большой кусок.
      -------------------------------------
      Моё впечатление от множества накопившихся проблем в гуманитарной сфере такое, что НАДО ПОДНИМАТЬ ТРЕВОГУ!
      -------------------------------------

      Послушаем, что скажет Александр Григорьевич - 1 ФЕВРАЛЯ 2026

      Конференц-комплекс отеля AZIMUT
      Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, 43/10:15 – 13:30

      Композиция смыслов. Общая встреча участников в едином вихре событий
      Пленарная часть «Мы в воздухе одном»

      Александр Григорьевич АСМОЛОВ
      доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии
      образования, заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета, научный руководитель Академии потенциала
      человека СберУниверситета, научный руководитель Московского института психоанализа, главный редактор журнала «Образовательная политика»
      (Москва)

      Психотерапия правдой: полифония голосов независимых исследователей в Психологической газете.
      -----------------------------------
      Надеюсь, Александр Григорьевич, знакомый с "полифонией голосов независимых исследователей в Психологической газете" сумеет поднять содержание и уровень обсуждения темы до лиц, влияние которых на проблему может быть решающим.

        , чтобы комментировать

      • Павел Юрьевич Еремеев
        24.01.2026 в 20:11:44

        До чего же топорная работа. Останина использует любое такое резонансное преступление для напоминания о себе и своем провалившемся по всем статьям законе, отторгнутом сообществом. Ну и перед выборами, конечно. Который буквально ничего не предлагает в части школ, кроме как вынудить, принудить под противоправной мерой "обязательной отработки в три года" пойти на мизерные ставки в школах. От труда по принуждению будет тот еще эффект.

        И тут же в комментариях, как и год назад, появляется Светлана Жукова- Валиковская (Нечесова) из МГППУ, который предположительно входил в группу разработки законопроекта Останиной, с годичной же давности один-в-один антикризом в виде простых суггестий "закон нужно принимать как можно скорее", "еще вчера", "альтернативы нет" и так далее.

          , чтобы комментировать

        • Игорь Сергеевич Ельчанинов

          А не желает ли Председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства получить психологическое образование для начала? Ведь данный комитет имеет непосредственное и прямое влияние на психологическое здоровье семьи, отцовства, материнства и детства. И насколько я помню именно госпожа Останина требовала не подпускать к психологической деятельности лиц без соответствующего образования. А работа отдельных лиц вышеуказанного комитета может быть бесполезна, а порой и вредна без знания семейной психологии.

            , чтобы комментировать

          • Наталия Николаевна Ефремова
            25.01.2026 в 13:47:55

            Останина право, нужны системные меры. Но система — это не только законы и психологи. Это — качество человеческих отношений в стенах школы и дома. Мы не сможем «защитить семью», не научив родителей быть опорой. Мы не сможем остановить насилие в школах, не превратив их из «конвейеров по оценкам» в «сообщества по выращиванию человека». Инвестировать надо не в новые отчеты, а в изменение самой атмосферы. Начните с тех, кто создает эту атмосферу, — со взрослых.
            Законопроект должен быть не «об основах психологической деятельности», а «об основах создания психологически безопасной образовательной и семейной среды». В нем надо закрепить приоритет профилактики через просвещение и поддержку, а не через диагностику проблем.
            Выделять финансирование не на увеличение штата психологов, а на масштабную переподготовку уже работающих специалистов и педагогов в соответствии с новыми, доказавшими эффективность методами. Для этого - создать межведомственную рабочую группу (образование, здравоохранение, соцзащита) с привлечением практикующих экспертов (а не теоретиков) для разработки конкретных, научно обоснованных программ на местах.

              , чтобы комментировать

            • Евгения Викторовна Потапова
              28.01.2026 в 11:21:28

              Трудные подростки всегда были, и в СССР, и сейчас есть. Вопрос об изменение жизни подростка, о его сознании, о его стрессах, которые идут из семьи, и из внешней среды. Вопрос о том, что игры виртуальные, в которые играют почти все подростки, а в этих играх жестокость, кровь, насилие, убийство. Это же все закрепляется на уровне паттернов поведения и реализуется в жизни. Такое происходит в разных Европейских странах и в США, и мы об этом знали и слышали эти истории, и смотрели видео о том, что школьник расстрелял, порезал своих сверстников и учителей. Зная об этом, мы продолжаем эти игры давать в доступности детей.
              А Искусственный интеллект, это почти «Кракена» выпустили для подростков, с их не стабильной психикой. Это вообще невозможно контролировать. Они сами создают ужасные вещи.
              Понимаю, что технократический мир развивается, и он сейчас с огромной скоростью развивается. Контролировать это тоже не получается пока. Для нас самих это всё новое, и не познанное.
              Возможно надо менять образ жизни, сообщество, коллективного сознания. Как это изменить сейчас? Наверное, надо менять всё глобально.
              Психолог, возможно, может помочь, но это принудительно заставлять ходить подростка три раза в неделю, по два часа проводить сеанс, с каждым ребенком, который как-то не так себя ведет. Поставить в расписание психологические занятия, обучать жизни, и пониманию последствий. На этих уроках и будут выявлены дети, с которыми что-то не так.
              Для этого нужна армия психологов, для огромного количества детей, которые нуждаются в этой поддержке, и для занятий. Это огромный бюджет нужен, и да на уровне законодательства.
              А еще будут возвращаться, и уже возвращаются, с СВО травмированные люди, и это еще она глобальная проблема, которая будет отражаться на детей.

                , чтобы комментировать

              • Светлана Владимировна Евдокимова
                03.02.2026 в 15:09:46

                Я работаю в школе. В нашей школе 3000 учеников и 1,5 психолога. Я и коллега на 0,5 ставки. Мой оклад 10700. Т.е., работая на ставку, я буду получать МРОТ.
                Я прям вижу толпу желающих работать психологом за забором нашей школы, но из вредности никого не берут. Как пресловутый законопроект это может изменить?
                Чтоб получать более-менее нормальную зп, я работала до этого года на 2 ставки, плюс доп.образование вела. В силу производственной необходимости психологи, соцпеды, логопеды и даже библиотекари постоянно ходят на замены.
                В этом учебном году, я получила доп.образование, теперь я учитель математики. И веду 25 (двадцать пять!) часов в пятых классах. Потому что нет учителя. Просто нет и не будет.
                Светлана Валерьевна Жукова-Валиковская (Нечесова), приезжайте к нам в школу педагогом-психологом. Покажите как работать надо. Ведь кроме этого законопроекта никаких других проблем в организации работы психологических служб нет.



                • Алексей Александрович Харченко
                  Алексей Александрович Харченко
                   ответ пользователю Светлана
                  Батайск
                  04.02.2026 в 14:17:23

                  Светлана Владимировна, низкий поклон Вам за Вашу работу. Моя Вам поддержка. Понятно, что принятие закона никак не решит проблему системы школьного образования. Сегодня в Красноярской школе 153(в новостях сообщили) школьница облила бензином одноклассника и подожгла его. Думаю, что и классный руководитель, и учителя (которые, кстати, тоже изучали психологию во время учёбы в ВУЗе) знали о травле(модное иностранное слово буллинг) этой школьнице, видели, слышали и никаких мер не предпринимали. Треугольник Карпмана сработал, преследователь стал жертвой. Увы, это будет продолжаться, пока не изменится система. Но я на своём мнении не настаиваю.

                , чтобы комментировать

              , чтобы комментировать

              Публикации

              Все публикации

              Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

              Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»