18+
Выходит с 1995 года
4 февраля 2026
Серая этика

О важности соблюдения профессиональных этических норм не пишет и не говорит сейчас только ленивый. Разработаны курсы для студентов в вузах, проводятся семинары, конференции, супервизии. Наряду с этим существуют целые кластеры применения практической психологии, где норм этического кодекса нет и быть не может. Мне хотелось привести в качестве примера три эпизода, участницей которых я была за последнее время.

Эпизод 1. Москва, 20–22 ноября 2025 года, «Выставка психологии и коучинга». Из странного: на стенде сотрудники МАГИС им. Бехтерева представляли обучающие программы по гипнозу. Прямо на выставке, рядом со стендом, посетителей вводили в транс, и они бились в конвульсиях. На экране транслировались видео с обучающих семинаров: участники программы в изменённом состоянии сознания ходили, как слепые, держась друг за друга, демонстрировалась кататония и другие гипнотические фокусы. Естественно, на видео не указывалось, что участники процесса дали разрешение на его широкую демонстрацию. Коллеги явно перепутали клинический гипноз со сценическим (бедный Бехтерев). Да и на сцене такое показывать нельзя. На стенде предлагалось обучить всех желающих гипнозу для профессии и для личной жизни. Можно только предположить, как будет использован этот метод в личных целях и последствия такого применения. Это нарушение не только этического, но и Уголовного кодекса. Налицо дискредитация метода. Кто из думающих потенциальных клиентов решится на сеанс гипноза после таких перформансов? Возникают вопросы к организаторам выставки: как можно давать зеленый свет подобным демонстрациям?

Эпизод 2. Недавно я приняла участие в рекламной косметологической акции медицинского центра. Мне продавали процедуру стоимостью, превышающей среднюю по городу в несколько раз. Великолепно поставленная многоходовка, в которой принимали участие несколько специалистов. Недавно побывав на балете «Лебединое озеро», обозначила их про себя Шут, Белый Лебедь и Черный Лебедь. Шут в черной униформе водил меня по клинике, показывал аппаратуру (что, собственно, и было моей целью), рассказывал, какая я замечательная, настоящая питерская дама. Она объяснила мне, что эта клиника — лучшее место на Земле. Озвучила сумму процедур, более 300 тысяч рублей: «Мы все продаем пакетом». Потом меня привели в кабинет Белого Лебедя и мне показали мое истинное лицо, вернее, кожу лица. Прекрасная луноликая девушка в белом халатике рассказала, как со мной все плохо и даже маска с массажем, которые прямо сейчас сделает Шут, меня не спасут... Потом были маска и массаж, мы понимаем, что это прекрасный способ ввести пациента в изменённое состояние сознания. Далее меня стали готовить ко встрече с Черным Лебедем, намекая, что здесь это самый главный персонаж и с ней можно договориться о скидке. Потом появляется девушка с точеной фигуркой. У нее было все черное: одежда (не униформа), глаза, волосы. Она подтвердила предыдущую космическую сумму, потом предложила скидку почти в три раза и сказала, что я могу взять кредит на три года. Решать надо быстро, прямой сейчас… Ну, я быстро все и решила…

Мы прекрасно понимаем, что в этой схеме одного хорошо прописанного сценария недостаточно. Эти люди прошли отбор и обучение у наших коллег. Они владели техниками присоединения и ведения, были очень внимательны к обратной связи клиента. Я восхищалась их подготовкой. Но ведь их инструкторы прекрасно понимали, чему и, главное, для чего они учат. Этический кодекс, ау… Но он уже спрятался в тени собственной ненужности.

Эпизод 3. Национальный центральный институт развития дополнительного образования предлагает пройти дистанционную переподготовку по специальности «Психология» за три месяца. Для начала обучения достаточно диплома о высшем или среднем образовании. Абитуриент может также предоставить справку о том, что находится в процессе получения высшего или среднего(!) образования. После девятого класса человек поступает в колледж, предъявляет соответствующую справку и после окончания трехмесячных курсов может начинать практику. Практическая психология стремительно молодеет. В рекламе так и указано: «Вам не надо тратить годы на обучение в университете». «Школа дорогих психологов Юлии Романовой» предлагает: «Вам не обязательно быть психологом, чтобы начать учиться. Это может быть, как повышение квалификации психолога, так и переподготовка для специалистов с дипломом любой специальности. Даже, если вы флорист, микробиолог или юрист — диплом психолога повысит вашу ценность, как специалиста! Это больше, чем знания по психологии. Вы узнаете, как как выглядеть стильно и дорого, чтобы люди хотели платить вам много, какую систему налогообложения выбрать, как выстраивать продающий контент в соц. сетях и получите пошаговый план по привлечению дорогих клиентов» (орфография и пунктуация рекламной публикации сохранены. — Прим. ред.).

Среди множества просмотренных подобных предложений только в одном обучающем центре я нашла предупреждение о том, что подобный трехмесячный диплом не дает права работать в государственных структурах и преподавать. Мы как-то не обращаем внимание, что в этих обучающих программах принимают участие наши коллеги, которые являются членами профессиональных сообществ и наверняка подписывали то, что они ознакомлены с нормами профессионального этического кодекса. С одной стороны, они ничего не нарушают: просто преподают свой предмет. Но при этом они вводят в заблуждение своих студентов и заведомо создают почву для неквалифицированной помощи, таким образом провоцируя снижение качества профессиональной помощи. Со всеми вытекающими…

Таким образом, существует некий этический Даркнет. И возникает знакомый вопрос: «Что делать?» Если проводить аналогию с реальным Даркнетом, то запретить и заклеймить это можно; избавиться не получится. Открытая агрессия в адрес этического Даркнета будет показателем профессиональной слабости и только подольет масла в огонь, повышая интерес с обеих сторон к этой области практической психологии. Иногда игнорирование более эффективно, чем открытое осуждение. Мне кажется, что единственный выход — это просветительская работа. Необходимо постоянно публиковать статьи, разъясняющие специфику работы специалистов, трудящихся в «серой зоне», уменьшая таким образом количество потенциальных жертв. И это будет реальной помощью со стороны коллег, работающих в этических комитетах.

Комментарии
  • Людмила Григорьевна Жаркова
    13.01.2026 в 01:18:06

    « Мне кажется, что единственный выход — это просветительская работа. Необходимо постоянно публиковать статьи, разъясняющие специфику работы специалистов, трудящихся в «серой зоне», уменьшая таким образом количество потенциальных жертв. И это будет реальной помощью со стороны коллег, работающих в этических комитетах.» (с)
    Уважаемая Елена Борисовна, спасибо за статью.
    Психология рекламы и варианты гипноза используются при любых продажах. Этика скромно стоит в уголке.
    Именно просветительская работа могла бы стать защитой от мошенников и манипуляторов от психологии.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Людмила
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:17:02

      Людмила Григорьевна, спасибо)! Хочется верить, что это направление будет поддержано членами Этических Комитетов нашего профессионального сообщества.

    • Марина Александровна Волкова
      Марина Александровна Волкова
       ответ пользователю Елена
      Москва, Ульяновск
      16.01.2026 в 18:34:19

      Здравствуйте, Елена Борисовна! К сожалению, актуально. Спасибо за статью.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Марина
      Санкт-Петербург
      16.01.2026 в 22:24:34

      Спасибо за отклик, Марина Александровна. Все будет хорошо: одна из приятных мне идей коллективного заговора)))

    , чтобы комментировать

  • Иван Алексеевич Барминов
    13.01.2026 в 12:17:01

    Какая прекрасная статья, захотелось поддержать автора, спасибо!

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Иван
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:17:42

      Ой, спасибо. Напишите тоже что-нибудь об этом)))

    , чтобы комментировать

  • Виктор Ефимович Каган
    Виктор Ефимович Каган
    Берлин, Германия
    13.01.2026 в 21:13:02

    Качество профессиональной помощи обеспечивается профессионалами должными образованием и лицензированным в практикуемых видах помощи, за чем наблюдают и разрешают конфликты этические комитеты, занятые профессиональной этикой, а не этикой вообще. Фрилансеры, не обладающие должным образованием и лицензиями, профессионалами не являются и на качество профессиональной помощи влиять не могут. Что до просветительской деятельности, то ваши вопросы по поводу профессиональной помощи относятся и к ней - слишком уж часто от неё уши и мозги вянут.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Виктор
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:29:23

      Викор Ефимович, спасибо за отклик. Я имела ввиду именно профессиональную этику. Я предлагаю активировать еще одно направление в деятельности ЭК. Нет ничего лучше банальности сказанной вовремя. Верю в искусство маленьких шагов. Если этот текст убережет кого-то от попадания в коммерческие ловушки, созданные при помощи наших коллег, если кто-нибудь из коллег напишет текст, разъясняющий суть агрессивного маркетинга, я считаю свою задачу выполненной. А что касается влияния, то именно попсихология сейчас оказывает очень большое влияние на отношение к профессии и к её престижу.

    • Виктор Ефимович Каган
      Виктор Ефимович Каган
       ответ пользователю Елена
      Берлин, Германия
      14.01.2026 в 17:56:31

      Елена Борисовна, по крайней мере первые два случае едва ли имеют отношение к профессиональной этике психолога, да и третий в общем тоже. Хорошо бы нам со своими прямыми профессиональными обязанностями справляться, а не оберегать людей от финансовых пирамид и агрессивной рекламы. Не думаю, что надо возлагать на этические комиссии (которые, кстати, в России пока ещё не слишком активно и успешно справляются со своими прямыми задачами - много вы знаете случаев остановки или лишения лицензии этическими комиссиями или их противодействия пурге, которую несут их коллеги, в том числе и очень именитые?) обязанности просветительской работы, тем более, "разъясняющей суть агрессивного маркетинга" и призванной "уберегать от попадания в коммерческие ловушки" - суть уже стопицот раз разъяснялась, а в ловушки попадают и будут попадать даже очень умные и тёртые люди, которых, кажется, на мякине не проведёшь. И больше - в условиях драматического недоверия официозу такие объяснения служат скорее рекламой того, от чего предостерегают.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Виктор
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 13:25:30

      Виктор Ефимович, я считаю, что все три кейса имеют непосредственное отношение к нарушению ЭК. С Вашего позволения, я не буду повторять аргументацию, изложенную в тексте. Прямые профессиональные обязанности напрямую связаны с соблюдением профессиональных этических норм. Лишение или ограничение лицензии - сложный и трудоемкий процесс, механика которого у нас очень слабо проработана. Кроме того, мне не нравится, что ЭК приписываются исключительно карательные функции. В рамках Гильдии психотерапии и тренинга я несколько лет вела программу Чистый четверг, где мы с коллегами учились использовать Этический кодекс не как оружие, а как инструмент. И ко мне, как к руководителю ЭК обращаются и клиенты , специалисты, с просьбой разъяснить те или иные ситуации, возникающие в процессе профессионального взаимодействия. Поверьте, благодаря этому общению удалось предотвратить немало конфликтов. Коллеги тоже часто оказываются в страдательном залоге. Открытое осуждение чего угодно будет, действительно, привлекать внимание к объекту. Поэтому есть смысл заниматься спокойным разъяснением, стопицот первый, второй и далее разы. Я бы не стала выносить наши внутренние несогласия, тем более с именитыми коллегами, в публичное пространство. Врачи себе такого не позволяют. Возможно, там цена вопроса другая...

    • Виктор Ефимович Каган
      Виктор Ефимович Каган
       ответ пользователю Елена
      Берлин, Германия
      15.01.2026 в 14:39:01

      Елена Борисовна, если вы - руководитель ЭК крупного профобъединения - считаете, что в приведенных вами случаях нарушается профессиональная этика, что мешает обратиться в организации, из которых нарушения исходят (как профэтика велит, сначала неофициально, а дальше - по результатам)? Именно для не публичного, но открытого обсуждения, и не с "доносом" для запуска карательных функций, а для понимания и профилактики повторения ошибок, если это ошибки. Но это так ... вопрос риторический. Любое ваше решение правильно ... и имеет последствия. В конце концов не мне в старости, а вам работать в профессии ( не в замыслах, а в последствиях их реализации), которую вы для себя строите - вам и решать; как и что построите, так и будете работать, вам виднее. Могу лишь пожелать успехов.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Виктор
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 17:28:49

      Виктор Ефимович, к сожалению, согласно Этическому Кодексу Гильдии психотерапии и тренинга я имею право официально реагировать только на прецеденты, связанные с членами Гильдии. Поэтому и запустила...

    • Виктор Ефимович Каган
      Виктор Ефимович Каган
       ответ пользователю Елена
      Берлин, Германия
      15.01.2026 в 19:35:23

      Извините, не знал, что в вашем ЭК это ограничено, и не учёл отсутствия в России зонтичной независимой ассоциации типа АРА в Штатах. Пока интересно, что к обсуждению не подключились коллеги из описываемых вами организаций.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Виктор
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 21:58:10

      Мне тоже интересно....Спасибо)))

    , чтобы комментировать

  • Александр Николаевич Корнев
    14.01.2026 в 02:29:04

    Хочу поздравить Елену Борисовну Кулеву за смелость! Побольше бы таких. Из ложно понятой корпоративной "этики" все это замалчивается коллегами. Понятия профессиональная этика зачастую забываются ради заработка. Когда-то считалось неприемлемым и даже преступным пользоваться в личных целях профессиональными навыками гипноза (в том числе и Эриксоновского, который часто не очень заметен). А жертв становится все больше. И самое ужасное, что коллеги психологи делают вид, что их это не касается. Профессиональное сообщество вроде и не против...

    , чтобы комментировать

  • Геннадий Алексеевич Волегов

    Вот что пишет Алиса о лозунге "Обагащайтесь!"
    "В современном контексте (после 1990-х годов) лозунг не был официальным или широко распространённым в российской политике. Однако его иногда упоминают в дискуссиях о социально-экономических процессах 1990-х, связывая с идеями неограниченного обогащения в условиях рыночных реформ".

    При этом почему-то не упоминается ориентация рынка на новый источник для обогащения - российский народ.

    Как говорится "всё по уму". Остаётся понять, чей ум был задействован в организации этого процесса обогащения.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Геннадий
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:32:59

      Геннадий Алексеевич, я, наверное, не готова копать так глубоко. Мне хочется просто уберечь людей от попадания в подобные коммерческие ловушки

    , чтобы комментировать

  • Владимир Александрович Старк

    Ничего святого, просто бизнес.
    Если у человека нравственное чувство находится в нерабочем состоянии, то никакие лекции о том, что такое хорошо, а что такое плохо в кабинете психолога ему не помогут.
    Пограничные состояния сознания, к коим относится и гипноз, делают психику человека крайне уязвимой, а в тяжёлых психотических состояниях с которыми к гипнологу зачастую и приходят, гипноз - это просто экспериментальная психовивисекция. И вроде бы никто трагические итоги гипнотерапии не собирает и не анализирует. А их немало, даже в моём скудном, дилетантском опыте.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Владимир
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:38:31

      Владимир Александрович, сокращая количество тех, кто "ведется" на подобные манипуляции, можно усложнить задачу тем, чье нравственное чувство находится в нерабочем состоянии. По поводу вреда от гипнотерапии - не соглашусь: не более чем от других направлений нашей деятельности.

    , чтобы комментировать

  • Евгений Олегович Александров
    14.01.2026 в 09:33:21

    Коллеги! Опять все в кучу - рекламная акция, манипулирование и просто обман. Какая тут этика? Это же бизнес. Законы работают другие. А этика психологии это для честных людей (долго зависал над определением).

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Евгений
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:41:32

      Евгений Олегович, важно, чтобы другие честные люди, находящиеся вне профессионального поля, умели замечать и не вестись на подобные манипуляции

    • Евгений Олегович Александров
      Евгений Олегович Александров
       ответ пользователю Елена
      Новосибирск
      14.01.2026 в 15:26:18

      Уважаемая Елена Борисовна! Миссия каждого профессионального психолога - из каждого утюга объяснять и предупреждать людей об опасностях ментального заражения. Но джин уже выпущен на свободу. А люди (очень многие) легко на это ведутся, ведь им обещают силу, власть, тайну. Рецепт хорошо подается в песенке из старого фильма "Буратино".

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Евгений
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 12:52:31

      Евгений Олегович, я верю, что, если каждый будет выполнять эту миссию, сил у джина станет меньше)).

    , чтобы комментировать

  • Игорь Владимирович Юдицкий
    14.01.2026 в 10:36:21

    Добрый день !
    "Это нарушение не только этического, но и Уголовного кодекса."

    Буду благодарен за уточнение, в чем нарушение УК ?

    , чтобы комментировать

  • Валерий Михайлович Ганузин
    14.01.2026 в 11:00:18

    Пятьдесят оттенков серого, а может просто три цвета черного? Просвещение здесь не поможет! Тут бизнес и ничено личного(+++

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Валерий
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:43:23

      Валерий Михайлович, но ведь надо хоть что-то делать. Я уже писала выше, что верю в искусство маленьких шагов

    • Геннадий Алексеевич Волегов
      14.01.2026 в 15:15:10

      Елена Борисовна, может быть наводящий вопрос поможет найти ответ на Вашу озабоченность.
      При каких условиях запущенный бизнес-процесс мог бы быть успешным?

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Геннадий
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 19:52:31

      В том случае, когда продвижение основано на уникальности, а не технологиях воздействия на сознание человека без предупреждения

    , чтобы комментировать

  • Игорь Владимирович Юдицкий
    14.01.2026 в 11:16:30

    "...в этих обучающих программах принимают участие наши коллеги, которые являются членами профессиональных сообществ и наверняка подписывали то, что они ознакомлены с нормами профессионального этического кодекса. С одной стороны, они ничего не нарушают: просто преподают свой предмет. Но при этом они вводят в заблуждение своих студентов и заведомо создают почву для неквалифицированной помощи, таким образом провоцируя снижение качества профессиональной помощи..."
    Речь о мелких "пренебрегателях этикой".
    Давайте ориентироваться на МГУ. Позволю предположить, что после Алисы Тепляковой, нет смысла обсуждать этику преподавания психологии

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Игорь
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:44:55

      Игорь Владимирович, события, предоставленные сами себе имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

    , чтобы комментировать

  • Владимир Александрович Старк

    Елена Борисовна, у меня есть "Теория Нравственности", правда её парадигматическая полнота ни кем кроме меня самого не признана. Но она издана, её можно скачать, может вам, как профессионалу, эта информация будет интересна.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Владимир
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 14:45:52

      Владимир Александрович, спасибо! Обязательно посмотрю.

    , чтобы комментировать

  • Валерий Михайлович Ганузин
    14.01.2026 в 11:54:48

    В психологической практике, по моему, невозможно ввести Пепельную среду (Dies Cinerum), т.к. для этого нет условий в современном обществе. Да и ЗАКОНА на это нет(+++

    , чтобы комментировать

  • Сергей  Чернышев
    Сергей Чернышев
    Санкт-Петербург
    14.01.2026 в 16:42:35

    Гипноз на выставочном мониторе - это меня прямо с кресла снесло...
    Пошел покопаться в интернете, может ошибочка где-то...
    Нет. Московская академия Гипноза и Суггестии им. В.М. Бехтерева.
    Имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности
    № Л035-01298-77/00179703 от 19.04.2022. В соответствии с этой лицензией предлагают курсы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ, гипноза и суггестии.
    Теперь у меня возник интерес к программам этих курсов, а представлен ли там вообще раздел этики профессиональной деятельности.
    Если все так, как написано, то это печально удивляет.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Сергей
      Санкт-Петербург
      14.01.2026 в 19:42:45

      Увы, я это видела своими глазами.

    • Елена Владимировна Орестова
      Елена Владимировна Орестова
       ответ пользователю Сергей
      Москва
      14.01.2026 в 23:24:39

      Вот и ответ на заявленную очень серьёзную проблему - Москоаская академия гипноза и суггестии имеет ЛИЦЕНЗИЮ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ !
      Кто лицензировал , с чьей подачи это получило официальный статус и право на жизнь сразу стало понятно. Т.е. изменение системы лицензирования может помочь в решении этой проблемы как и многих других. Забрать у министерсива право лицензирования

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Елена
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 12:44:45

      Елена Владимировна :"Господи дай мне душевный покой, чтобы не вмешиваться в то, что я не могу изменить, мужество - изменить то, что могу и мудрость - всегда отличать одно от другого". Как-то так получается

    , чтобы комментировать

  • Екатерина Владимировна Потапчик
    14.01.2026 в 17:16:52

    Эх, я уж бросила обращать внимание людей и на серую этику и на черную

    , чтобы комментировать

  • Сергей Владимирович Ребрищев
    14.01.2026 в 20:32:49

    Что касается эпизода 3, то удивляться здесь нечему. Про Федеральный проект "Содействие занятости", курируемый Министерством труда и социальной защиты, слышали? Среди прочего, в нём обучают и на психологов за 256 часов. И ровно всё то же самое – диплом о профпереподготовке и практика сразу после обучения.

    Предупреждая возможные вопросы, хочу сразу сказать: я не против всей переподготовки (если она более 1500 часов, в нормальном ВУЗе, а не в АНО ДПО, и строго на базе любого ВЫСШЕГО образования, то всё ОК), но 256 часов для практики – это однозначно мало. Тем более, что ещё в 2024 году была информация, что туда можно было пойти даже со средним образованием (какие требования были в 2025-м, не интересовался).

    Но поскольку это проект государственный, то вывод совершенно очевиден: государству почему-то это выгодно – плодить толпы психологов, заведомо зная о том, что на работу даже в тех же бюджетных организациях с таким количеством часов их никто не возьмёт. Какая здесь выгода – это уже вопрос не ко мне, а к Минтруда.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Сергей
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 12:40:11

      Сергей Владимирович, спасибо. Во всех процессах участвуют конкретные люди. Можно попробовать можно обращаться к отдельному человеку. Возможно, таким образом гармонизировать ситуацию

    • Виктор Михайлович Волобаев
      Виктор Михайлович Волобаев
       ответ пользователю Сергей
      Ульяновск
      19.01.2026 в 12:42:57

      Уважаемый Сергей Владимирович,
      Мне не вполне понятна ваша позиция относительно дискриминации в сфере дополнительного профессионального образования.
      Рассмотрим два примера:
      РМАПО (г. Москва), кафедра психотерапии и медицинской психологии, предлагает программу переподготовки по клинической психологии объёмом 525 часов стоимостью 310 400 рублей (591 р./час) только в очном формате.
      АНО "НИИДПО" (г. Москва) реализует аналогичную программу объёмом 1690 часов за 102 300 рублей (60 р./час) в дистанционном формате.
      Обе организации действуют на основании лицензий и в рамках законодательства РФ.
      На мой взгляд, выбор формата обучения зависит от целей и опыта обучающегося:
      Для врачей-психиатров и психотерапевтов с опытом дистанционный формат может быть более удобным, а очные программы — полезны для точечного повышения квалификации.
      Для специалистов без практического опыта очное обучение, вероятно, будет эффективнее.
      Качество подготовки в этих организациях вряд ли будет принципиально отличаться — важнее соответствие программы потребностям слушателя.

    • Сергей Владимирович Ребрищев
      Сергей Владимирович Ребрищев
       ответ пользователю Виктор
      Санкт-Петербург
      19.01.2026 в 20:27:12

      Уважаемый Виктор Михайлович, моя позиция касаемо ДПО заключается в следующем: я одинаково уважительно отношусь к любым видам ДПО за исключением совсем уж липовых "психолог за 3 дня", когда за очень короткое время (а 2-3 месяца, согласитесь, мало) обещают с нуля устойчивый поток клиентов и успешную практику (а именно этим, по сути, и занимается Минтруда). Но я никоим образом не против первичной переподготовки, если она длится хотя бы год, проходит в ВУЗе и включает в себя не 5-7 предметов, а 40-50.

    , чтобы комментировать

  • Сергей  Дроздов
    Сергей Дроздов
    Астрахань
    14.01.2026 в 21:47:23

    Это не сага о Звёздных воинах, с принадлежностью к тёмной или светлой стороне. Сегодня эти люди, просто - напросто, подобной деятельностью заполняют дыру в законе.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Сергей
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 12:41:42

      Сергей, в заполнении дыр участвуют персоналии. Именно к ним стоит обратиться, мне кажется

    • Сергей  Дроздов
      Сергей Дроздов
       ответ пользователю Елена
      Астрахань
      15.01.2026 в 16:07:02

      Елена Борисовна, спасибо за озвученную проблему, т.к. в жизненном опыте часто молчание принималось за вежливость вместо истинности лицемерия. И мне слышится в Ваших словах не обращение к персоналиям, а обращение к сознательности. Сознательность смежна с ответственностью. Рассматривая "ответственность" в юридической плоскости данные персоналии не нарушают принцип "что не запрещено, то разрешено", т.е. они ответственны. Вот мы и ломаем сейчас копья в разрешении парадокса "наличия ответственности" с одновременным "отсутствия сознательности" частных персоналий, как неотделимой части общества в целом.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Сергей
      Санкт-Петербург
      16.01.2026 в 09:28:19

      "Наличие ответственности" с одновременным "отсутствием сознательности" - вежливая формулировка одной из двух бед России. Справимся?))

    • Геннадий Алексеевич Волегов
      16.01.2026 в 11:07:06

      Елена Борисовна, я думаю, что надо не вопрошать, а утверждать.

      Не "Справимся?))", а "Не справятся!".
      Ибо отсутствие ролевой сознательности у назначенцев (их учеников и начальствующих в том числе) заведомо предопределено назначающими персонами.
      Ожидаемых копий они не ломают. Нет у них таковых заряженностей ни у тех ни у других. Для их обретения нужны годы самостоятельного освоения контента.

      Практика у них получается и лицемерная, и имитационная.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Геннадий
      Санкт-Петербург
      16.01.2026 в 22:19:51

      Геннадий Алексеевич, я не готова делать так далеко идущие выводы... Сожалею

    • Геннадий Алексеевич Волегов
      17.01.2026 в 11:03:31

      Елена Борисовна, вы - атеистка?

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Геннадий
      Санкт-Петербург
      17.01.2026 в 18:39:02

      Геннадий Алексеевич, мне кажется этот вопрос выходит за рамки обсуждаемой темы.

    , чтобы комментировать

  • Геннадий Алексеевич Волегов

    Чтоб "дыру в законе" закрыть, требуется уникальная универсальность.

    Пусть морок уйдёт. Пусть ковчег придёт.

    , чтобы комментировать

  • Евгений Васильевич Субботский

    Хорошая и интересная статья. Как показывают психологические эксперименты, как среди детей, так и среди взрослых добровольно (то есть по-совести) соблюдают этические нормы лишь около 20% из экспериментальной выборки, остальные 80% соблюдают только под воздействием контроля – либо из страха наказания за несоблюдение, либо из желания получить поощрение за соблюдение. Для такого контроля и создаются этические кодексы. Просвещение не поможет увеличить число добровольно соблюдающих этические нормы, так как те, кто их не соблюдают, вполне это осознают, но может сократить число людей, поддающихся манипуляции сознанием, за счет актуализации их критического мышления. Эти два фактора не пересекаются: если человек не поддается манипуляции, это еще не значит, что он сам не будет манипулятором.
    А что касается того, как у человека появляется желание соблюдать этические нормы на основе внутренней мотивации, это сложная, может быть самая сложная, проблема психологии.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Евгений
      Санкт-Петербург
      15.01.2026 в 17:46:31

      Евгений Васильевич, спасибо, очень ценно и интересно. Я соглашусь с тем, просвещение не поможет увеличить число людей, стремящихся соблюдать этические нормы. А также с тем, что человек, не поддающийся манипуляциям, сам может быть манипулятором. У статьи было 3 цели:
      1. Обратить внимание других Этических Комитетов на нарушения их членов.
      2. Показать, как работают манипуляции агрессивного маркетинга.
      3. Предложить членам сообщества включиться в подобную просветительскую деятельность.
      Относительно внутренней мотивации: 1. В Позитивной психотерапии, которую я имею честь представлять, есть такая вторичная способность, как "справедливость". 2. Ситуация "социального безмолвия" неполезна. Поэтому, если есть лакуны для выражения своей позиции, то стоит ими пользоваться.
      Еще раз, огромное спасибо за отклик


    , чтобы комментировать

  • Кирилл Сергеевич Крючков
    16.01.2026 в 22:24:10

    Да, да, но вот внимание "заинтересованных лиц" приковано исключительно к частным практикам, которых только ленивый не мечтает "порегулировать". А вот всякое подобное оно никак не отрегулируется и никуда не денется, хоть сто законов прими.

    Но вообще строго говоря, этика продаж и психологическая профессиональная этика - разные вещи. Я в этической сфере испытываю аллергию на высокопарные слова (и это пишет человек, да, который своими руками написал этический кодекс в свое время, и провел его через горнило европейского признания).

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Кирилл
      Санкт-Петербург
      17.01.2026 в 18:43:55

      Кирилл Сергеевич, я считаю, что продажа услуг является частным случаем профессиональной этики.Про законы я ничего писала, тк больше верю в прецедентное право

    • Кирилл Сергеевич Крючков
      17.01.2026 в 21:54:54

      >Про законы я ничего писала, тк больше верю в прецедентное право>

      Да это была моя ирония. Но в России у нас континентальная система права - верите Вы в нее или нет.

    , чтобы комментировать

  • Валерий Михайлович Ганузин
    17.01.2026 в 10:40:57

    Уважаемая Елена Борисовна!

    Вы отважный человек и одна из немногих автороов, кто активно включился в дискуссию и отстаиваете свои взгляды на проблему. Это большая редкость здесь(+++

    Большинство авторов не только не ведет дискуссию, но даже не отвечает на вопросы, поставленные читателями ПГ. Поэтоиу их статьи остаются здесь подобно эпитафии на надгробном камне. Если в газете нет живых дискуссий, то это мертвая газета, тоже самое и со статьей.

    С большим уважением к Вам, Валерий Михайлович.

    , чтобы комментировать

  • Иван Михайлович Звягин* (внесен в реестр иноагентов на сайте Минюста РФ)

    18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЗВЯГИНЫМ ИВАНОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЗВЯГИНА ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА

    Прочитав заголовок в рассылке, я ожидал действительно дискуссии о спорных этических моментах, типа: я матерюсь с клиентом на сессии или мы ходили с клиентом в рамках сессии вместе попить в бар пивка, как экспозиция.

    Оказалось, ситуация банальнее - автор просто рассказывает о том, как преступается закон и этический кодекс.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Иван
      Санкт-Петербург
      17.01.2026 в 18:48:49

      Иван Михайлович, как раз перечисленные Вами спорные моменты являются этической банальностью. Все знают, что так поступать нехорошо. Я описала конкретные примеры и задала один из любимых русских вопросов:"Что делать?".

    , чтобы комментировать

  • Виктор Михайлович Волобаев
    19.01.2026 в 22:59:37

    Когда к психотерапевту приходит человек с соматическими жалобами, то врач, в первую очередь, обязан исключить соматическую патологию, а затем переходить к психотерапии.
    Если мы видим этические нарушения, то, прежде всего, необходимо выяснить соблюдение законности происходящего и совершить действия, способствующие прекращению незаконной деятельности, а потом рассуждать об этичности.
    Если деятельность законна, но не этична, то такое неэтичное поведение подлежит доказательной огласке с аргументацией неэтичности.
    Этика и моральные нормы не могут существовать отдельно от существующей идеологии, но вполне могут вступать в противоречие. Т. е. обозначенная проблема выходит за рамки психологической деятельности, а, следовательно, принципиально не решаема на этом уровне. Отдельные успехи возможны, но системно будет оставаться существующее.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Виктор
      Санкт-Петербург
      20.01.2026 в 18:58:00

      Виктор Михайлович, системные решения принимает система. Я за отдельные успехи))

    , чтобы комментировать

  • Алексей Николаевич Пестов
    21.01.2026 в 09:40:35

    Тема нуждается в рассмотрении ее в более широком социальном контексте. Как отмечают в Иматоне, дегуманизация — суровая реальность нашего мира. Используя предложенную автором цветную метафору: в такой реальности серая этика уже ближе к черной. В условиях сегодняшнего разгула демократии часть общества ведет себя цинично. К сожалению, в эту часть попадают люди с психологическим образованием. Те же блогеры часто просто мошенники от психологии, а успехи социальной инженерии невозможны без использования психологических приемов. «Психологи», цинично отбросившие этику, и наживающиеся при этом, сами нуждаются в лечении не только налоговой ответственностью, но и уголовной. У жертв таких психологов имеются психотравмы. Необходимость психологической помощи людям с психотравмами приобретает актуальность. Принимая во внимание масштабы психотравм, такие программы обучения психологов нуждаются в мультипликации и поддержке на государственном уровне.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Алексей
      Санкт-Петербург
      27.01.2026 в 22:00:39

      Алексей Николаевич, спасибо за отклик. Но я не готова делать такие далеко идущие выводы.

    , чтобы комментировать

  • Елена Николаевна Каткова
    Елена Николаевна Каткова
    Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
    27.01.2026 в 13:23:35

    Тема очень актуальная, ведь любое знание должно иметь нравственную составляющую. К сожалению эти события - результат развития потребительского общества... В этой связи остро встают вопросы воспитания личности, а уже потом развития и обучения.

    • Валерий Михайлович Ганузин
      Валерий Михайлович Ганузин
       ответ пользователю Елена
      Ярославль
      27.01.2026 в 14:09:50

      Уважаемая Елена Николаевна!

      На Ваше "...остро встают вопросы воспитания личности..."
      А кто, где и когда эту личность будет воспитывать?

      Аналогия: Был ранее такой лозунг: Наша цель коммунизм. А как его построить никто точно, кроме Ф. Энгельса, практически не знал.

      С уважением, Валерий Михайлович.


    , чтобы комментировать

  • Антонина Николаевна Третьякова

    Маркетинг и реклама - это самостоятельные профессии. В учебные планы этих направлений подготовки включены психологические дисциплины. К тому же "Психологию влияния" разных авторов студенты сами с удовольствием читают. Что делать? Не преподавать психологию? Преподавать этику?
    Манипуляции сознанием активно осуществляются не только в маркетинге и рекламе, но и в СМИ, мошенники, опять же, этим активно пользуются.
    По-моему, стоит обучать население (со школы) "психологической гигиене", противостоянию маникуляциям, развивать критическое мышление. Но, это вряд ли. Государственная идеология тоже пользуется подобными методами, зачем же лишать себя работающих инструментов.
    Кстати, тема критического мышления несколько лет назад пыталась пробиться на гребень психологических исследований, но быстро увяла.

    • Людмила Григорьевна Жаркова
      Людмила Григорьевна Жаркова
       ответ пользователю Антонина
      Санкт-Петербург
      28.01.2026 в 22:48:27

      « По-моему, стоит обучать население (со школы) "психологической гигиене", противостоянию маникуляциям, развивать критическое мышление. Но, это вряд ли.» (с)
      А другого пути нет. Только просвещение психологическое. И не художественно- блогерское, а структурное, академическое. Имея знания, люди будут иметь возможность и шанс делать выбор.

    • Владимир Александрович Старк
      29.01.2026 в 11:09:29

      Уж сколько раз твердили миру,
      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок. )

    • Людмила Григорьевна Жаркова
      Людмила Григорьевна Жаркова
       ответ пользователю Владимир
      Санкт-Петербург
      30.01.2026 в 00:43:51

      Владимир Александрович, лесть кому?
      Я прекрасно понимаю, что это несбыточные мечты.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Антонина
      Санкт-Петербург
      01.02.2026 в 16:59:04

      Антонина Николаевна, мы сейчас пытаемся ответить на вопрос, как соотнести продажи профессиональных услуг и нормы Этического кодекса. По этому вопросу мы собираемся он-лайн. Если хотите, можете присоединиться

    • Антонина Николаевна Третьякова
      02.02.2026 в 11:48:06

      Уважаемая Елена Борисовна, большое спасибо за приглашение. К сожалению, я вряд ли буду полезна в Вашей работе. Я преподаватель, практической психологией не занимаюсь уже давно.

    • Геннадий Алексеевич Волегов
      02.02.2026 в 12:16:30

      Елена Борисовна, Вы озабочены вопросом "как соотнести продажи профессиональных услуг и нормы Этического кодекса. По этому вопросу мы собираемся он-лайн. Если хотите, можете присоединиться".

      Присоедините, пожалуйста, высказанную мной позицию в этой теме от 31.01.2026 в 14:44:33 к Вашему обсуждению.

    , чтобы комментировать

  • Константин Львович Лидин

    проблема "серой зоны" уже давно обсуждается в экономике. Гери Беккер получил премию им. Нобеля за то, что доказал неизбежность разрастания "серой зоны" и превращеня ее в "черну. - и это случилось еще в 1992 году. За прошедшие тридцать пять лет никто так и не смог предложить эффективного способа противодействия этим процессам. И уж тем более не дадут результата проповеди и просветительство на фоне владычества тотальной религии денег.
    Извините за пессимизм.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Константин
      Санкт-Петербург
      01.02.2026 в 17:01:55

      Константин Львович, "пессимист - это хорошо информированный оптимист". И тем не менее, если блез глобализации хоть что-то делать в этом направлении, ситуация начнет раскачиваться.

    • Людмила Григорьевна Жаркова
      Людмила Григорьевна Жаркова
       ответ пользователю Константин
      Санкт-Петербург
      02.02.2026 в 00:35:49

      Уважаемый Константин Львович, благодарю за интересный комментарий.

    • Константин Львович Лидин
      02.02.2026 в 11:07:59

      Елена Борисовна, я всегда считал, что основное занятие ученого - исследование феноменов и тенденций, а не попытки им противодействовать. Нужно все-таки как-то соотносить свои возможности с масштабом проблемы. Глобальная религия денег это та самая "вера для всего человечества", о которой Герберт Уэллс писал еще сто лет назад. Теперь его идеи продолжаются в "трудах" Шваба и его единомышленников, а это люди, у которых в руках реальная власть. Наши проповеди и призывы к их совести ничего не дадут. Их либо не услышат, либо проигнорируют. Если мы считаем себя учеными, то наша задача - изучить эту новоявленную религию, ее сильные и слабые стороны и нати те силы в оществе, которые могут реально ей противостоять

    • Константин Львович Лидин
      02.02.2026 в 11:24:30

      Людмила Григорьевна, спасибо за Ваше "спасибо". Если позволите, добавлю, что проблема "серой этики", очевидно, носит межпредметный характер и может быть понята только с метапредметной точки зрения. Однако именно этого и не хотят допустить приверженцы "серой этики".
      Приведу (нескромно) себя в качестве примера. У меня три высших образования - естественнонаучное (химия), психологическое и управленческое (менеджмент). Во всех трех областях многолетний практический опыт и десятки научных публикаций. Но найти место работы в любом вузе или исследовательском центре практически невозможно - химики относятся с подозрением к "запаху гуманитарности", а психологи не хотят иметь ничего общего с "каким-то химиком".
      Вот так мы сами, своей закрытостью и сектантством играем на руку тем тенденциям, с которыми призываем бороться

    • Антонина Николаевна Третьякова
      02.02.2026 в 11:43:47

      Уважаемый Константин Львович, в обществе таких сил, с моей точки зрения, нет и быть не может. Они есть у государства, причем тоталитарного, которое строго регулирует общественное сознание. Ну или второй вариант, когда в результате глобальной катастрофы (возможно рукотворной) общество откатывается на те стадии развития, когда деньги не главное.

    • Елена Борисовна Кулёва
      Елена Борисовна Кулёва
       ответ пользователю Константин
      Санкт-Петербург
      02.02.2026 в 12:23:20

      Константин Львович, я являюсь практиком, поэтому пытаюсь. понять, что со всем этим можно сделать в реальности. Спасибо за отклик))

    • Константин Львович Лидин
      03.02.2026 в 10:19:47

      Антонина Николаевна, не могу не согласиться с Вашим мнением о том, что либеральное государство (противоположное тоталитарному) быстрее движется в направлении "серой" и "черной" идеологии. Однако и оталитарное государство тоже движется в том же направлении - достаточно вспомнить, к каким отвратительным формам тотальной коррупции пришел режим Франко в Испании в семидесятых годах прошлого века.
      К сожалению, Ваша гипотеза о том, что более примитивные общества в прошлом были свободны от религии денег не подтверждается историческими данными. Служение Маммоне осуждается еще в Ветхом завете, и примером поклонения золотому тельцу являются общества Древнего Египта и Месопотамии.
      Разве что регрессировать до состояния первобытного коммунизма?..

    • Антонина Николаевна Третьякова
      03.02.2026 в 11:35:47

      Константин Львович, в глобальном смысле мы все, конечно, движемся в одном направлении, к своему концу.
      Под откатом на более ранние стадии развития, я имела в виду те этапы, когда важна общинность, взаимоподдержка, физические и интеллектуальные способности. Первобытным коммунизмом я бы это не назвала. Так выживали притесняемые государствами сообщества, например, старообрядчество в 18-м - 19-м веках, или дворянство (те, кто остались в России после революции). Этические нормы в таких сообществах играли весьма значительную роль, далеко не все определялось деньгами, хотя деньги в обиходе вполне присутствовали. (Кстати, забыла упомянуть евреев. Взаимоподдержка там тоже налицо).

    • Константин Львович Лидин
      04.02.2026 в 11:10:02

      Антонина Николавна, спасибо за приведенные исторические примеры. Они все относятся к небольшим сообществам, члены которых которые вынуждены строго придерживаться этических правил под угрозой вытеснения в окружающий, крайне недоброжелательный социум. Однако, как только внешнее давление ослабевает, этика сообщества начинает быстро размываться и деградировать. Так произошло и со староверами (после иберальных реформ Александра Второго), и с русской интеллигенцией (после окончания периода военного коммунизма), и то же самое неоднократно происходило с евреями на протяжении их длинной и разнообразной истории.
      Боюсь, что мы все еще слишком мало знаем о закономерностях перехода от "белой" этики к "серой" и "черной". Однако, вместо тщательного и всестороннего изучения этих феноменов мы предпочитаем выдавать скороспелые рецепты в духе "носителей абсолютной истины". Именно этоя имел в виду под сектантством некоторой (довольно значительной) части современных гуманитарных наук

    • Антонина Николаевна Третьякова
      04.02.2026 в 14:06:25

      Согласна с Вами, интересное поле для психологических исследований. Но глобальных ответов психология все равно не даст, она о людях, или тех самых небольших сообществах. О глобальном - это к философии.

    , чтобы комментировать

  • Геннадий Алексеевич Волегов

    К.Л.Лидин: "За прошедшие тридцать пять лет никто так и не смог предложить эффективного способа противодействия разрастанию серой зоны в экономике".
    Вообще-то для снятия проблем во взрослой и профессиональной жизни в древности применялся обряд инициации.

    И теперь такой обряд/тест мог бы существовать в соответствующих контекстуальных и конситуативных рамках. Но без способных кадров к такому творчеству дело не пойдёт. Значит, дело в поиске соответствующих кадров и желании политиков наладить здоровую жизнь общества.

    • Константин Львович Лидин
      Константин Львович Лидин
       ответ пользователю Геннадий
      Minsk
      02.02.2026 в 11:14:19

      Геннадий Алексеевич, проблема как раз в том, что образуется замкнутое кольцо - принципы "серой этики" приносят реальные конкурентные преимущества, поэтому политики и купцы, которые от них отказываются, проигрывают. Система образования, отвечая на запрос общества, ориентируется на выпуск конкурентоспособных специалистов - то есть, тех, кто привержен "серой этике" или хотя бы готов с ней мириться.
      Где в этой замкнутой цепи "слабое звено" - пока что непонятно. И, пока ученые будут заламывать руки и сокрушаться по поводу упадка нравов (вместо честного и глубокого изучения этих политико-социально-психологически-экономических процессов) - так все и будет

    • Геннадий Алексеевич Волегов
      02.02.2026 в 12:04:44

      Константин Львович, заметьте, я предложил способ устранения "слабого звена", а Вы всё пессимистическую позицию обхаживаете.

    • Константин Львович Лидин
      03.02.2026 в 10:23:57

      Геннадий Алексеевич, к сожалению, Ваш рецепт преодоления "серой" идеологии не работает на практике. Мне встречались компании, где присутствовали подробные и многочисленные ритуалы (включая тестирование). Но, увы, ритуализация не спасала эти коллективы от сползания в "серую" и "черную" зоны. Проблема в том, что сам по себе ритуал легко становится формальным, теряет эмоциональное и смысловое наполнение и становится пустым набором слов и телодвижений - вспомним, например, мантры типа "Слава КПСС" в позднем СССР

    , чтобы комментировать

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»