
Публикуем мнение участника рабочей группы по разработке законопроекта «О развитии психологической помощи в Российской Федерации» при Экспертном совете при заместителе Председателя Государственной Думы В.А. Даванкове, руководителя центра «Психология взросления», соучредителя научно-практического института психологии личности, преподавателя МГУ имени М.В. Ломоносова Н.В. Ининой.
***
Уважаемые коллеги!
Мне как практику очень близка позиция коллег, которые проявляют искреннее и серьезное беспокойство за судьбу психологического сообщества в связи с новым законом. Формализация, монополизация, утрата полифонии и иные формы зарегулирования с неизбежностью высушивают живую почву, превращая ее в некое подобие пустыни.
С другой стороны, происходящее с нашей бедной и прекрасной психологией вызывает сегодня не просто беспокойство, а ужас. От ее имени на просторах СМИ и интернета вещают тысячи псевдопсихологов, на фоне которых наше сообщество выглядит довольно малочисленным и беззвучным. Только в наш Центр постоянно обращаются люди, поранившиеся о таких псевдоспециалистов. И мы приходим в ужас, узнав, каким именно образом происходила так называемая «психологическая работа». А сколько вообще сегодня людей, судьбы которых надломились, а порой и покалечились благодаря такой «помощи»?
Не сомневаюсь, что вы все это прекрасно знаете, но когда лично встречаешься с конкретным человеком, которому попался такой горе-«психолог», и видишь последствия, то начинаешь понимать острую необходимость какого-то качественного шага, адекватного экологичного регулирования области, в которой уже профессиональный психолог воспринимается гостем и «хозяевами» этого поля, и населением в том числе.
Иными словами, речь идет о нарастающем цунами дискредитации профессии, которой мы служим. И эта экспонента не оставляет выбора — какая-то форма регуляции просто необходима.
Но задача настолько трудна, требует такой бережности, вдумчивости и деликатности с одной стороны, а с другой — четкости, жесткости и системности.
И мне кажется, что эта сложность очень ярко проявилась и в работе нашей группы. Каждый прав по-своему, у каждого свои выстраданные резоны, но порой эти резоны не резонируют друг с другом, а, напротив, сталкиваются и искрят.
Вспоминается очень важный и вечный евангельский совет: «Богу богово, кесарю кесарево». И эти столь рациональные, на первый взгляд, слова говорит тот, кто через короткое время отдаст свою жизнь во имя людей!
Значит, этот принцип не отменяет высокие смыслы, а показывает уровневую иерархию, с которой человек сталкивается постоянно в своей жизни и призван правильно удерживать этот смысловой конфликт.
Мне кажется, что если мы попробуем в дальнейшем помнить об этом уровневом подходе (очевидно, что работы впереди предстоит еще очень много), то нам удастся пройти между Сциллой человечности, бережного отношения ко всему, что уже создано и будет создано еще, и Харибдой «правил игры», «контроля», «оценки» и прочего.
Теперь, возвращаясь к Закону, мне представляется, что он должен быть максимально пунктирным, в него должны входить лишь те аспекты, которых невозможно избежать, а именно идея самоорганизации, обозначение статуса практикующего психолога, социальная значимость этой деятельности…
И тут я полностью согласна с правками и идеями Тахира Юсуповича Базарова, с соображениями Семена Борисовича Есельсона. А те живительные идеи, высказанные коллегами и являющиеся душой и содержанием профессии, должны становиться содержательной частью профессионального бытия, охватывающего все большее число психологов.
Опыт жизни показывает, что тропинки, протоптанные людьми, и есть те магистральные дороги, по которым течет настоящая энергия жизни. И, конечно, идея миссии, сверх-смысла, о которой говорили и Александр Григорьевич Асмолов, и Борис Сергеевич Братусь, должна светить путеводной звездой и быть артикулировала в том формате, в котором мир «кесаря» может ее если не присвоить, то хотя бы воспринять как заявленную и выстраданную ценность всего сообщества.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать