18+
Выходит с 1995 года
16 января 2026
Эволюция моделей боли: на пути к разработке психологии боли

Боль является одной из фундаментальных реакций живых организмов. В зачаточных формах она присутствует уже у наиболее простых организмов, а у высших животных и человека приобретает сложные формы [2]. Боль — важный приспособительный механизм. По мере усложнения строения нервной системы у нее возникают новые функции, развивается ее адаптивный потенциал. И если на уровне простейших организмов боль связана с поведением избегания [там же], то у человека она превращается в сложный комплекс моторно-психических реакций, составленных из индивидуальных и культурно обусловленных реакций [11, 16], образов и значений [5, 14]. С самого начала жизни человека боль присутствует как данность. Она вплетается в поток повседневных переживаний и сливается с ним, что делает ее анализ весьма сложным [5, 7, 9].

Несмотря на это, еще на заре человечества боль пытались рационально осмыслить, проанализировать, выделить в ней составляющие. На протяжении всей истории развития научного знания боль становилась объектом изучения как естественно-научных, так и гуманитарных дисциплин [5, 13, 16]. Разрабатывались модели данного явления, которые, помимо целей объяснения этого феномена, в той или иной мере преследовали и цели ее коррекции и управления ею [8]. В настоящее время боль изучается на разных уровнях, начиная с клеточного [2, 3, 4] и заканчивая социальным, что предполагает анализ ее семантики [9] и социокультурной сущности [5, 10, 12]. Однако по-прежнему боль остается весьма сложным, многоуровневым явлением. И многие стороны этого явления остаются неисследованными, и в первую очередь — сторона психологическая.

Разработке психологии боли препятствует нерешенность четырех важных вопросов.

1. Вопрос об общих механизмах боли. Он стал актуальным в результате изучения психологически обусловленных болей, которые рассматриваются как патологические, оставаясь, тем не менее, болью. Поэтому возникает необходимость поиска подходов, объясняющих более широкий, чем рассматривавшийся ранее, диапазон проявлений боли [1, 8]. Этот запрос конкретизируется в требовании анализа наиболее общих причин, вызывающих боль, сущности болевой реакции (роли нормальной и патологической боли в жизнедеятельности организма), а также соотношения различных компонентов, участвующих в формировании болевой реакции [2, 15, 16].

2. Проблема психофизиологической верификации боли (достоверности переживаемой боли) [4]. Ввиду того, что боль является фактом сознания, ее присутствие может быть отражено либо с позиции внутреннего наблюдателя (путем самоотчета), либо с позиции внешнего наблюдателя (посредством описания болевого поведения). Проверка истинности полученных описаний порождает вопрос о качественной специфике боли, отличающей ее от сходных явлений психики (например, дискомфорта) [7, 9]. Его, в первую очередь, стимулирует медицинская практика в целях диагностики ряда болевых синдромов (психогенные боли) [8, 17].

3. Роль психологического компонента переживания боли. Речь идет о механизмах психической регуляции / коррекции болевых ощущений [10, 14], о значении индивидуального психического содержания переживания боли.

4. Проблема категоризации боли в психологии. Боль не вписывается в узкие рамки классификаций психических явлений: это и процесс, и состояние. По своим эмпирическим характеристикам (устойчивость, закрепленность и повторяемость) хроническая боль приближается и к психическим свойствам. Боль объединяет в себе не только эмоциональные, но и когнитивные процессы [6], причем нельзя не принимать во внимание и процессы волевые. Это порождает ряд методологических трудностей при изучении ее как предмета психологического исследования.

На протяжении истории научного изучения боли различными учеными создавались теоретические модели, которые в той или иной мере содержали ответы на вышеперечисленные вопросы [2]. Сравнительный анализ моделей боли показывает, что их эволюция осуществлялась в направлении от сугубо физиологических моделей до многокомпонентных, включающих в себя, наряду с прочими, и психологический компонент боли [16]. Методология анализа состояла в упорядочении моделей в соответствии с хронологией их возникновения (от начала XIX в. до настоящего времени) и в их оценке по следующим критериям: (1) диапазон охвата явлений боли (уровень обобщения представлений о том, что может считаться болью и вызывать ее; диапазон деструктивных влияний, вызывающих боль; диапазон объясняемых моделью видов боли; возможности воздействия на этот феномен); (2) особенности психологической интерпретации феномена боли (насколько модель включает в себя истолкование боли в терминах психологии; отображение активной / реактивной сущности психики в переживании боли; категоризация боли как явления психики). Результаты анализа представлены в таблице.

Таблица. Теории и модели боли
Таблица. Теории и модели боли

Таким образом, в каждой модели в скрытом виде присутствует описание психологического компонента переживания боли. В более поздних моделях оно включено в контекст данных междисциплинарных исследований. Совокупность описанных моделей представляет собой некий континуум. В нем можно наблюдать эволюцию представлений о боли, состоящую в постепенном появлении моделей, в которых, несмотря на конкуренцию в понимании боли как физиологического или же психического явления, содержание и значение психологической интерпретации этого феномена с течением времени и приростом знания о нем неуклонно возрастает.

Анализ развития представлений о боли позволяет сформулировать ключевые, базовые положения ее дальнейшего психологического исследования.

1. Боль является сложной, многокомпонентной реакцией психики (включающей в себя когнитивные, эмоциональные и волевые компоненты) на деструктивные воздействия. Ее причиной может являться как непосредственная физическая деструкция, так и угроза деструкции, а также интерпретация воздействия или его угрозы в рамках более широкого, социокультурного и индивидуально-личностного контекста.

2. Исходя из положений теории интенсивности и современных биопсихосоциальных моделей, боль в наиболее общем виде можно представить как результат стимуляции (в широком смысле), существенно превышающей верхний порог чувствительности и максимально допустимую интенсивность воздействия.

3. Проблема категориального статуса боли может быть решена при помощи разделения понятий боли и ноцицепции, где ноцицепция является физиологическим процессом детекции деструктивных агентов, а боль — психическим отражением этого процесса, не эквивалентным ноцицепции, качественно иным, но имеющим с ним (нею) определенную связь [1]. Предложенный вариант соотношения этих явлений позволяет уточнить методологию исследования боли с психологической точки зрения и определить ее категориальный статус в системе явлений психики.

4. Психика является активным регулятором и «интерпретатором» процесса ноцицепции, специфика которого определяется генетическими предпосылками, индивидуальным опытом и актуальным состоянием психики.

5. Как явление психики боль может быть верифицирована наравне с другими психическими явлениями, с использованием психологических методов. Инструментальные методы исследования боли, распространенные в физиологии и медицине (ЭЭГ, МРТ, ПЭТ), фиксируют процесс ноцицепции, а не качественную специфику боли как переживания. Однако открытым остается вопрос о качественной специфике боли как явления психики, что требует развернутого изучения феноменологии переживания боли.

Библиографический список

  1. Данилов А.Б., Данилов Ал.Б. Биопсихосоциокультурная модель и хроническая боль // Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2013. № 1. С. 30–36. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ biopsihosotsiokulturnaya-model-i-hronicheskaya-bol (дата обращения: 22.09.2017).
  2. Кассиль Г.Н. Наука о боли. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1975. 400 с.
  3. Пилипович А.А., Данилов А.Б. Дифференцированный подход к терапии боли: роль нестероидных противовоспалительных препаратов // РМЖ: Специальный выпуск. 2013. С. 18–21.
  4. Сапон Н.А., Чеботарева Л.Л. Использование инструментальных методов исследования для оценки нейрофизиологических коррелятов боли // Український нейрохірургічний журнал. 2004. № 4. С. 69–75.
  5. Хайдарова Г.Р. Феномен боли в культуре. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. 317 с.
  6. Чиж В.Ф. Боль. Речь на актах Юрьевского ун-та 12 дек. 1898 г. // Вопросы философии и психологии. М., 1899. Год X, кн. 48(III). С. 269–303.
  7. Шлейфер Р. Ужасающая фактуальность боли: Семиотика и возможность репрезентации чувственного опыта // Новое литературное обозрение. 2015. № 135(5). С. 16–27.
  8. Шостак Н.А. Алгология как междисциплинарная проблема современной медицины // Клиницист. 2008. № 1. С. 4–9.
  9. Штрахова А.В. Психосемантика боли в структуре внутренней картины болезни у неврологических больных. // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 30. С. 76–82.
  10. Baliki M.N., Geha P.Y., Apkarian A.V. Parsing Pain Perception Between Nociceptive Representation and Magnitude Estimation // Journal of Neurophysiology. 2009. Vol. 101, no. 2. P. 875–887.
  11. Clark D. Total pain: the work of Cicely Saunders and the hospice movement // American Pain Society Bulletin. 2000. Vol. 10, no. 4. P. 13–15.
  12. Cope D.K. Intellectual milestones in our understanding and treatment of pain // Bonica’s management of pain / ed. by S.M. Fishman, J.C. Ballantyne, J.P. Rathmell. 4th ed. Philadelphia: Wolters Kluwer / Lippincott Williams & Wilkins, 2010. P. 1–13.
  13. Dallenbach K.M. Pain: History and present status // American Journal of Psychology. 1939. Jul. Vol. 52, no. 3. P. 331–347.
  14. Linton S. Understanding Pain for Better Clinical Practice. Edinburgh, Scotland: Elsevier, 2005. 208 p.
  15. Melzack R, Katz J. The Gate Control Theory: Reaching for the Brain // Pain: psychological perspectives / ed. by K.D. Craig, T. Hadjistavropoulos. Mahwah, N.J: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2004. P. 13–34.
  16. Moayedi M, Davis K.D. Theories of pain: from specificity to gate control // Journal of Neurophysiology. 2012. Vol. 109, no. 1. P. 5–12.
  17. Todd E.M, Kucharski A. Pain: Historical Perspectives // Principles and practice of pain medicine / ed. by Z.H. Bajwa, C.A. Warfield. 2nd ed. N.Y.: McGraw-Hill, Medical Publishing Division; 2004. P. 1–10.

Источник: Чулошников А.И., Левченко Е.В. Эволюция моделей боли: на пути к разработке психологии боли // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. №1. С. 616–623.

Комментарии
  • Алексей Николаевич Пестов
    15.01.2026 в 08:52:01

    Здесь затронута очень интересная тема. Ясно выделены важные вопросы как темы для исследований. Позвольте кратко чуть расширить и содержательно наполнить утверждение авторов, что в каждой модели в скрытом виде присутствует описание психологического компонента переживания боли. Психологический компонент, в свою очередь, сам многосоставной. Впрочем, это тезисно, в двух строках, уже отмечено в статье.
    Что касается вопроса о качественной специфике боли как явления психики, требующем развернутого изучения, то стоит обратить внимание на трехкомпонентную модель переживаний. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «… когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь собственно идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту».
    Одной из попыток преодоления методологических трудностей при изучении боли может быть модель С.В. Тихомировой, раскрывающая восемь качественных определенностей переживания (включая безусловно переживание боли). Изложена в работе на странице проектов 2025 https://www.psy.su/psyche/projects/3501/ Еще более продуктивной возможна модель, включающая в себя и переживание временного компонента в боли. Переживаемое восприятие времени в болевых состояниях также несомненно интересно. Тут открываются новые вариации для изучения, одно дело, когда боль острая, и другое – хроническая как у раковых больных. Воспринимаемое невыносимое течение времени в таких состояниях может заканчиваться суицидом.
    Явления продуктивно изучать в их предельных состояниях. В количественном плане, боль – хороший пример предельных случаев. Как в алгебре максимумов и минимумов с использованием логических символов 0 и 1. Это, надо заметить, и в хорошем согласии с упомянутой авторами теорией интенсивности, как обозначение ее предельных случаев.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»