16+
Выходит с 1995 года
24 апреля 2024

Кто есть кто

Катерина Николаевна Поливанова

Катерина Николаевна Поливанова

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор департамента образовательных программ, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Член диссертационного совета при МГППУ.

Член Международной психологической организации ISSBD. Эксперт Центра международного сотрудничества по развитию образования CICED.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).

В 1974 г. окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина.

В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические условия формирования действия контроля у младших школьников», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории)».

В 1974-2013 гг. - научный сотрудник в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО).

С 1999 г. работает в МГППУ.

В 2005-2012 гг. - научный руководитель международных магистерских программ Московской высшей школы социальных и экономических наук (совместно с Манчестерским университетом): «Коммуникации, образование, технологии», «Оценка качества образовательных систем». Эксперт в области образования (Центр содействия развитию образования).

С 2008 г. работает в НИУ ВШЭ, с 2014 г. - руководитель Группы исследования современного детства, заместитель руководителя Центра развития лидерства в образовании Института образования, руководитель междисциплинарного исследовательского семинара «Современное детство: теория и практика», с 2018 г. – научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования.

Сфера научных интересов:

  • психология возраста, возрастная психология
  • психология развития
  • психология кризисов развития
  • психология проектной деятельности
  • проектирование в социальной сфере
  • проектная деятельность школьников
  • готовность детей к школе
  • качество образования, образовательные результаты (в общем образовании)
  • оценка образовательных достижений, международные программы оценки качества образования
  • современные проблемы социализации детей и подростков

Автор ставшей классической в отечественной науке оригинальной концепции критических возрастов, обосновывающей, в рамках культурно-исторического подхода, внутреннюю необходимость кризисов развития.

Проекты:

  • Современное детство: социализация внутри и вне системы образования, ПФИ (2015)
  • Современное детство: новая реальность подросткового общения, ПФИ (2014)

Одна из организаторов ежегодных конференций «Тенденции развития образования» (Москва) и «Педагогика развития» (Красноярск).

Основные публикации:

  • Поливанова К.Н. и др. Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 27 с.
  • Сивак Е. В., Михайлова О. Р., Поливанова К. Н., Смирнов И. Б. Депрессия у детей и подростков: группы риска, роль школы, рекомендации для учителей и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
  • Поливанова К.Н. и др. Образование за стенами школы: как родители проектируют образовательное пространство детей: монография. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2020. 381 с.
  • Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В. Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 45–55. doi:10.17759/jmfp.2020090404.
  • Поливанова К.Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 26–34. doi:10.17759/chp.2020160403.
  • Поливанова К.Н. и др. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России. М. : ИД НИУ ВШЭ, 2019.
  • Бочавер А.А., Вербилович О.Е., Павленко К.В., Поливанова К.Н., Сивак Е.В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 32–40. doi:10.17759/pse.2018230403.
  • Международный симпозиум «Л. С. Выготский и современное детство»: сборник тезисов / Отв. ред. К.Н. Поливанова. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
  • Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 72–80. doi:10.17759/jmfp.2017060208.
  • Поливанова К.Н., Шакарова М.А. Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 255–268. doi:10.17759/chp.2016120315.
  • Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. doi:10.17759/jmfp.2016050201.
  • Polivanova K. N. The new reality of adolescent peer interaction: Introduction of a new Instrument / Working papers by NRU HSE. Series WP IE Научные доклады Института образования. 2015.
  • Поливанова К. Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. № 7. С. 95-101.
  • Поливанова К. Н., Вопилова И.Е., Козьмина Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. 2015. №4.
  • Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. №3. С. 1-11.
  • Polivanova K. N. Historical Crisis of Childhood. 35 Years Later // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2014. Vol. 7. No. 12. P. 2166-2172
  • Поливанова К. Н. Вступительный комментарий к статье Джеймса Пола Джи «Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в.» // Вопросы образования. 2013. №1. С. 69-72.
  • Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., Шакарова М. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. №4. С. 283-299.
  • Поливанова К. Н. Изменение практик развития и его последствия // Феноменология современного детства. Сборник научных статей в трех частях. М.: ФИРО, 2012. С. 283-287.
  • Поливанова К. Н. Проблемы мотивации учения. Возрастной аспект // Журнал Сибирского федерального университета. 2012. № 5(11). С. 1560-1570.
  • Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни. М.: Генезис, 2003. 104 с.; М.: Московский центр качества образования, 2010. 116 с.; М.: Вита-Пресс, 2012, 2014. 127 с.
  • Поливанова К.Н., Агранович М.Л. Качество российского образования: по результатам международных исследований. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008, 2011. 191 с.
  • Поливанова К.Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. М.: Эксмо, 2009. 206 с.
  • Поливанова К.Н. и др. Российская школа: от PISA – 2000 к PISA – 2003. М.: Логос, 2006. 196 с.
  • Поливанова К.Н. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA – 2000. М.: Университетская книга, 2005. 128 с.
  • Поливанова К.Н., Хасан Б.И. Общество и я: учебное пособие для 5-6 классов. М.: Новый учебник, 2004.
  • Хасан Б.И., Поливанова К.Н. Методическое пособие по курсу Общество и Я. 5-6 классы: пособие для учителя: В 2 ч. 2-е изд. М.: Новый учебник, 2004.
  • Московская психологическая школа : история и современность: В 3 т. Т. 2: Проблемы возрастной и педагогической психологии / отв. ред. К.Н. Поливанова, И.С. Якиманская. М., 2004. 365 с.
  • Поливанова К.Н. и др. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA – 2000. М.: Логос, 2004. 296 с.
  • Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003. 271 с.
  • У каждого свой образ школы // Энциклопедия для родителей первоклассника. М.: АСТ, 2002. С. 206-209.
  • Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие. М.: Академия, 2000. 196 с.
  • Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Методические рекомендации. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1997. 78 с.

Награды:

  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2007)
  • медали им. Челпанова 1 и 2 степени
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»