18+
Выходит с 1995 года
27 декабря 2025

Кто есть кто

Галина Андреевна Суворова

Галина Андреевна Суворова

05.07.1954 - 12.12.2025

Доктор психологических наук, профессор. Обладатель сертификата EuroPsy.

Директор Департамента психологии «Психологической консультации “Диалог”».

Основатель и руководитель созданной в 2009 г. в Московском психологическом обществе (Московском отделении Российского психологического общества) научно-практической секции «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности». Соруководитель (вместе с В.Д. Шадриковым) секции «Психология способностей» Российского психологического общества.

Член Общества психологов СССР (с 1982 г.) и Российского психологического общества. Действительный член Международной академии психологических наук, Петровской академии наук и искусств.

В 1973 г. окончила Лебедянское педагогическое училище Липецкой области, в 1978 г. - Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (квалификация «Психолог. Преподаватель»), в 1985 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР (ИП РАН), в 2003 г. - докторантуру Московского педагогического государственного университета.

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психология труда в особых условиях», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Деятельностно-психологическое консультирование в обучении».

В 2004-2021 гг. - профессор кафедры психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета. С 2020 г. - приглашенный профессор Институт педагогик и психологии МГПУ.

Профессиональные интересы:

  • психология консультирования
  • деятельностный подход в психологии.
  • системогенетическая парадигма в психологии.
  • психология обучения.
  • психология развития.
  • психология деятельности.
  • психология способностей.
  • системный анализ в познании психического

Автор более 150 публикаций (см. Список трудов Г.А. Суворовой по годам).

В своих работах Г.А. Суворова:

  • обосновала понимание предмета психологического консультирования субъектов образования — мир внутренней жизни человека (в трактовке В.Д. Шадрикова);
  • представила функциональную модель психологической системы деятельности (поведения) В.Д. Шадрикова в качестве теоретической основы решения многих консультативных проблем в образовании;
  • обосновала, что у ученика при решении разного рода учебных задач принимают участие разные когнитивные и психомоторные действия разного уровня интеграции, которые и выступают в качестве операционных механизмов способностей и одновременно операциональных механизмов научения. Научиться ученик может, если у него сформированы все компоненты психологической системы деятельности: мотив, цель, программа деятельности (поведения), принятие решений, способности (деятельностно-важные качества), рефлексия, а не только мотивация;
  • обосновала основные виды психологического консультирования в образовании (групповые и индивидуальные информационно-справочные и индивидуальные диагностические).

Лауреат 3 степени конкурса на лучшую научную работу МПГУ гуманитарного цикла за книгу «Психология деятельности» и лауреат 2 степени конкурса на лучшую научную работу МПГУ гуманитарного цикла за монографию «Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма».

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (2010).

Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»