
В разработке схематической модели превентивной адаптации мы исходили из материалов эмпирических исследований и следующих суждений, базирующихся на системно-деятельностном подходе и культурно-исторической концепции.
Взаимодействие субъекта и социокультурной среды основывается на обмене, в том числе и информацией. При этом воздействие макросоциальных факторов опосредовано микросоциальными факторами и артефактами. В качестве инструментов регулирования внутреннего состояния или отношений с другими людьми превентивная адаптация использует первичные артефакты (носители информации), вторичные (действия с использованием первичных артефактов, включая правила, нормы, обычаи и т.п.) и третичные артефакты (средства для антиципации и адаптации к предстоящим изменениям, распространяющиеся за пределы их использования, — кинофильмы, коммуникацию в Интернете и т.д.) (Wartofsky, 1973). Превентивная адаптация может потребовать трансформации убеждений и социальных стереотипов, ассимиляции в другую культуру, изменений в ценностях, целях и мотивах как артефактах адаптационного процесса. Освоение артефактов может быть задействовано в адаптации самых разных уровней.
Превентивная адаптивность как когнитивно-аффективно-личностное новообразование складывается в практической деятельности — «проигрывании» сценариев предстоящей деятельности или поведенческих реакций на изменения в будущем. Она направляет ролевое поведение, активизирует необходимые установки. Интериоризируясь, сценарии вписываются в алгоритмы механизмов адаптации и образуют опыт преодоления стрессовых ситуаций.
Антиципация, лежащая в основе превентивной адаптации, предполагает обозначить цель и тип траектории, по которой будет двигаться человек, переходя из одной социальной группы в другую, меняя профессию, социальное окружение и т.п. Это, в свою очередь, требует с определенной долей вероятности прогноза развития общества. Иными словами, индивидуальная концепция будущего должна быть вписана в вероятную концепцию будущего окружающей среды на всех уровнях адаптации, а психологический и социальный контекст адаптации рассматриваться в единстве.
Учитывая активность субъекта, модель должна быть вариативной и обеспечивать возможность действий личности в соответствии со своей картиной мира, в рамках норм и правил, принятых в данной культуре.
В основе адаптации лежит информация социально-психологического характера, вследствие чего превентивную адаптацию мы трактуем как процесс развития превентивной адаптивности в ходе научения, протекающего в определенных пространственно-временных рамках.
Исходя из этого, представляется необходимым и целесообразным выделение ряда этапов, взаимосвязь между которыми служит свидетельством дискретности и континуальности отдельного адаптационного цикла.
Этапы превентивной адаптации
I. Этап установочный (подготовительный) включает в себя операции:
1) определение цели и временных рамок превентивной адаптации;
2) сбор релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности (антиципация условий);
3) получение исходной информации о субъекте адаптации (личностных свойствах, уровне коммуникативной компетентности, опыте включения в новые группы, смены профессии, и т.п.).
II. Этап аналитический:
4) артикуляция целей и требований к субъекту превентивной адаптации в свете предстоящих перемен (или рефлексия требований);
5) определение критериев и индикаторов успешности адаптации в контексте целей, траектории жизнедеятельности и требований к субъекту адаптации (когнитивная карта адаптации).
III. Этап конструктивно-полемический:
6) сопоставление операций 2, 3, 4 и 5, выявление различных точек зрения и достижение взаимопонимания относительно желательных допустимых методов превентивной адаптации в конкретных культурных и временных рамках;
7) разработка вариативных программ и методов обучения способам превентивной адаптации.
IV. Этап превентивных действий:
8) инициация и развитие превентивной адаптивности согласно операциям 4, 5 и 7 (реализация программы);
9) оценка развития компонентов превентивной адаптивности по результатам обучения, выявление барьеров адаптации;
10) коррекция программ и методов обучения способам превентивной адаптации.
V. Этап экспертный:
11) оценка успешности превентивной адаптации по результатам деятельности и реальному поведению субъекта при наступлении изменений, к которым он готовился;
12) оценка психоэмоциональной «цены» достижений адаптации.
Проанализируем последовательно этапы и функциональные операции схематической модели превентивной адаптации.
Установочный (подготовительный) этап
Адаптация личности как социально-психологический процесс априори характеризуется определенной динамикой, то есть пространственно-временным континуумом, в рамках которого происходят внутренние или внешние изменения. Специфика превентивной адаптации состоит в том, что эти рамки сдвинуты в будущее, а значит, содержат значительно больший элемент неопределенности, предполагают антиципацию предметных и социальных условий предстоящей деятельности. В этом есть как положительная, так и отрицательная сторона.
С одной стороны, в ситуации неопределенности достаточно малых воздействий для развития личности и выработки адаптивного поведения. С другой — диапазон, характер и направленность этих трансформаций могут быть весьма неоднозначными и далеко не всегда релевантными поставленной цели. Согласно системным закономерностям, уменьшить неопределенность могут избыточность информации (релевантные сведения об изменениях во внутренних и внешних условиях жизнедеятельности — антиципация условий) и условная дифференциация превентивного процесса на отдельные этапы с постановкой промежуточных целей, относительно которых возможно накопление достаточной информации. Это позволяет сохранить целостность пространственно-временных и структурно-процессуальных характеристик, необходимую для формирования представлений.
Вследствие того, что динамика адаптации задается не только объективными условиями, но и субъективными характеристиками, начало превенции требует исходной информации и о субъекте адаптации (личностных свойствах, уровне коммуникативной компетентности, опыте включения в новые группы, смены профессии и т.п.). Здесь диагностируются уровень развития отдельных компонентов превентивной адаптивности и готовность совершить внутренние или внешние действия для адаптации к переменам как установки на адаптацию. В данном случае установка не только исполняет свою основную функцию (указывает потребности ее предмет), но и поддерживает развитие всех остальных компонентов превентивной адаптивности как новообразования.
Информация о предметных и социальных условиях, а также о самом субъекте адаптации может быть собрана любым агентом адаптации, намеревающимся осуществить превентивные меры. К примеру, более или менее успешные попытки осуществить подобную функцию традиционно предпринимаются школами, выступающими в роли агента адаптации учащихся (к поступлению в первый класс, переходу на следующую ступень обучения, включению в новые учебные группы или подготовке к продолжению обучения за пределами школы), центрами занятости и трудоустройства населения.
Аналитический этап превентивной адаптации
Аккумулированная на этапе I информация может оказаться отвлеченно-декларативной, если вслед за накоплением не последует структурное понимание ситуации, а главное — осознание требований к личности, которые предъявит к ней окружающий мир в обозримом будущем, и постановка адекватной достижимой и привлекательной цели адаптации
Наибольшая трудность, с которой может сталкиваться личность, стремящаяся к превентивной адаптации, это чрезмерное упрощение представлений о будущем из-за ограниченных когнитивных возможностей личности, трудностей одновременного учета большого числа факторов и их динамического взаимодействия. Как следствие, теряется понимание предстоящих изменений в целом и складывается узкий взгляд на проблему, ведущий к фрагментарной картине будущего, неточному определению критериев и индикаторов успешности адаптации. Это может произойти в силу объективных причин, например, при несоответствии требований и возможностей индивида, обусловленных возрастом, недостатке информации о системе правил и отношений в новой социальной группе. Либо субъективных, в частности — при девиациях личностного и интеллектуального развития с жесткими когнитивными клише (к примеру, в условиях детского дома, криминальной среды), при сильных и длительных эмоциональных переживаниях. Неизбежным следствием станет искажение когнитивной карты превентивной адаптации, перспектив и траектории жизнедеятельности личности как субъекта адаптации. Данный феномен неоднократно обнаруживался нами в психологических обследованиях военных пенсионеров, выпускников детских домов и интернатов, безработных, мигрантов (Симаева, 2004).
Особенно ярко он проявлялся на следующем этапе превентивной адаптации — конструктивно-полемическом, в процессе обсуждения желательных и допустимых методов превентивной адаптации в конкретных культурных и временных рамках. Так, разработка вариативных программ и методов обучения способам адаптации безработных неизменно осложняется их проблемами рефлексии и узостью понимания происходящих с ними событий. И наоборот, введение конструктивной полемики в превентивную адаптацию студентов (принцип соучастия в организации учебного процесса) эффективно, в течение двух недель приводит к осознанию основных целей и требований социальной среды и пониманию средств и механизмов адаптации (Симаева, 2000; 2003).
Собственно превентивные действия, совершаемые на этапе IV, являются не просто реализацией превентивных программ, относительно которых достигнуто понимание и согласие с окружающими. Здесь происходит развитие компонентов превентивной адаптивности, то есть активное формирование когнитивно-аффективно-личностного новообразования, о котором писалось выше, средствами обучения и воспитания. Социальный опыт накапливается в разработке и апробации сценариев и алгоритмов поведения в сложных ситуациях в прогнозируемом будущем, которые заложены в проектном методе обучения, интерактивных формах независимо от специфики изучаемых дисциплин. Барьеры адаптации выявляются в безопасных условиях, рефлексия и коррекция методов и программ позволяет развить компоненты превентивной адаптивности в соответствии с возрастом и потенциалом личности.
Основная проблема этого этапа состоит в инициации превентивных действий, поскольку мотивация создается за счет «присоединения к будущему». Субъективное восприятие времени, обусловленное психологическим возрастом личности — лишь один из факторов, обусловливающих этот процесс. Не менее важную роль играют воображение, умение ставить промежуточные цели, установка на адаптацию, ориентация на аттрактивные отношения с другими людьми, страх социальной изоляции и другие побудители (2005). Сложности могут возникнуть, когда инициатором превентивной адаптации выступает не сам индивид, а внешние силы, в частности — участники образовательного процесса. В данной ситуации инициация превентивных изменений наиболее эффективна, когда привязана к эволюционным или кризисным изменениям в психике индивида (кризису самооценки подростков, профессиональной ориентации и самоопределению юношей, формированию идентичности мигрантов и т.д.). Согласно проведенным исследованиям, довольно сложно инициировать личностей экстернального типа и людей с признаками приобретенной беспомощности.
Заключительным этапом является экспертный — оценка результатов превентивной адаптации по объективным и субъективным критериям, то есть эффективности деятельности и адекватности поведения индивида при наступлении изменений, к которым он готовился, а также его психоэмоциональных затрат для достижения адаптации.
Из предложенной схемы видно, что три из пяти этапов посвящены избыточному информированию, антиципации и анализу объективной и субъективной информации, рефлексии по поводу поставленной цели и способов ее достижения и составлению программы превентивных мер. На этапе IV намеченные мероприятия реализуются и корректируются в зависимости от качества когнитивно-аффективно-личностного новообразования — превентивной адаптивности. Экспертный этап может быть отсрочен и отделен от самого процесса обучения.
Каждый последующий этап детерминирован предыдущим, в то же время схематическая модель дает ясное представление о нелинейности процесса превентивной адаптации. Первая петля обратной связи образуется между этапами III и II этого процесса за счет эмерджентных связей операций 4, 5 и 6, когда требования к субъекту адаптации определяют выбор критериев ее успешности. Последние, в свою очередь, обусловливают выбор средств и методов, которые опять-таки связаны с требованиями к субъекту.
Вторая петля обратной связи образуется между этапами II и IV, связывая операции 5 и 8, а также поддерживая взаимную обусловленность операций 5, 9 и 10. Это дает возможность оперативно корректировать реализацию превентивных мер, ориентируясь на критерии успешности и индикаторы развития превентивной адаптивности как системного новообразования.
Схема отражает ход превентивной адаптации в самом общем виде независимо от того, кто инициирует процесс превентивных мер, сам субъект или внешний агент превенции, поскольку даже при пассивной позиции субъекта уже на этапе II происходит активация за счет когнитивного диссонанса, величины расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, влияния социального интереса и других эмоций. Она усиливается на этапах III и IV, когда субъекту предоставляется свобода выбора и ответственность за превентивные методы — непременные атрибуты активной деятельности. Таким образом, даже при пассивной позиции адаптирующегося субъекта произойдет естественный процесс генерализации адаптивных реакций.
Отражено и то обстоятельство, что в механизме адаптации усиливается роль анализа, синтеза, рефлексии и целеполагания — составляющих когнитивного фактора, что, впрочем, свойственно большинству процессов научения.
Адаптивные барьеры (возрастной, эмоционально-психологический, мировоззренческий, информационный, ситуативный, национально-культурный, временной и др.), проявляющиеся в ходе операции 9, из факторов, тормозящих адаптацию, могут быть превращены в артефакты, используемые для коррекции программы превентивной адаптации. Этого позволяет достичь обратная связь между II и IV этапом превентивной адаптации, которая задействует рефлексию и дает возможность гибко применять различные способы обучения соответственно возможностям субъекта.
Достоверную оценку успешности превентивной программы обучения можно получить лишь при наступлении тех изменений, к которым субъект готовился. Тем не менее, как и в любом процессе обучения, могут быть получены промежуточные контрольные данные путем самооценки произошедших изменений и оценки экспертов-специалистов, осуществляющих превентивную программу.
Источник: Симаева И.Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности: учебное пособие. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. С. 235–243.
Фото: страница Ирины Симаевой ВКонтакте
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать