Уважаемая Сардана Владимировна!
Еще раз большое спасибо Вам за поддержку развития нашего профессионального сообщества!
Я был делегирован Российской психотерапевтической ассоциацией, объединяющей специалистов в области психического здоровья, врачей и психологов, занимающихся психотерапией. К сожалению, мнение специалистов и экспертов нашей ассоциации устно озвучить не удалось, и основные тезисы предоставляем в письменном виде, а конкретные предложения для внесения в резолюцию круглого стола в форме пожеланий.
Предложенный вариант концепции законопроекта коллеги признали значительно более ясным, простым, компетентным, направленным на решение насущных задач профессиональной деятельности. Само название законопроекта «О развитии...» отражает взвешенный подход к государственной регуляции профессиональной деятельности, учитывающий долгосрочные перспективы.
В данном варианте законопроекта, в отличие от предыдущего, отсутствуют деструктивные запретительные нормы, угрожающие сложившейся системе профессионального образования, что было чревато дискриминацией специалистов, получивших профессиональную переподготовку и имеющих длительный стаж практической деятельности.
Предотвращение возможного вреда уже можно считать общественным и государственным благом. Специалисты, имеющие практический стаж более 5 лет, выражали огромную озабоченность нарушением принципа обратной силы законодательства, когда им бы пришлось подтверждать свою квалификацию у специалистов, которых они сами же и обучали, имея переподготовку в объеме 500 часов и 15–20 лет практической деятельности в различных сферах практической психологии.
Оптимальным форматом повышения квалификации с целью профессионального развития они считают программы, включающие методические семинары, лекции и супервизии случаев, объемом 144 часа в течение 5 лет.
На наш взгляд, психотерапия представляет собой особый вид деятельности, носящий интердисциплинарный характер, имеющий целью уменьшение субъективного страдания, учитывающий психологические и биологические причины субъективного страдания и влияния культурно-антропологического контекста.
В системе образования психотерапия — это субспециальность, получаемая после прохождения курсов дополнительного профессионального образования в области психотерапии и консультирования, на базе профильного высшего образования (в данном случае медицинского и психологического, что мы предполагаем отразить в статье 8 предлагаемого законопроекта).
Психотерапевтом становится специалист, прошедший обучение конкретному методу психотерапии, компетентность которого зависит от объёма практической деятельности. Становление и качество подготовки специалиста зависит от профессиональной супервизии — практики под наставничеством опытных коллег, работающих в конкретном направлении и методе психотерапии.
Мы предлагаем учитывать общемировую практику регуляции психотерапии и консультирования, в том числе, и в области бесплатной психологической помощи и частной практики, где методический и этический контроль, а также разрешение споров является функцией профессиональных саморегулируемых организаций.
При этом процесс психотерапии тоже характеризуется универсальными признаками, вне зависимости от метода, и уже более 25 лет наши коллеги проводят клиническую супервизию специалистов, врачей и психологов, практикующих различные методы психотерапии, и являются авторами руководств по теме методической и внеметодической супервизии.
Развитие психотерапии в нашей стране шло двумя путями, сверху и снизу, но обучение методам психотерапии осуществлялось только по программам дополнительного профессионального образования. Важно учитывать сложившиеся устойчивые формы обучения и преподавания каждого метода, поэтому предлагаем в формулировке текста резолюции учесть следующие пожелания.
1. Включить в состав рабочей группы представителей самых распространенных в нашей стране методов психотерапии по пропорциональному признаку, имеющих личный практический и преподавательский опыт, и наряду с психологическим образованием, имеющих медицинское образование.
2. С целью предотвращения монопольной политики поддержать разнообразие профессиональных СРО, чтобы контроль профессиональной деятельности специалистов, членов СРО, осуществляли сами организации. А сами СРО получали аккредитацию органа государственной власти, но скорее в форме межведомственной комиссии в составе представителей Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения, Министерства образования и Министерства просвещения. Риск лишения аккредитации позволит повысить ответственность конкретного специалиста и контроля качества со стороны СРО в целом.
3. В тексте резолюции предлагаем подчеркнуть, что нормативная регуляция деятельности практического психолога должна быть ограничена рамками соблюдения профессиональной этики, а разработка профессиональных стандартов относится исключительно к компетенции саморегулируемых организаций. В нашей Ассоциации разработан этический кодекс психотерапевта, который также можно использовать в сфере практической психологии.
4. Нам кажется важным, чтобы понятия психологическое консультирование и психотерапия, проводимая в рамках психологической модели психотерапии (не врачебной, не медицинской, личностно-ориентированной, проблемно-ориентированной, экзистенциальной, социальной — формулировка термина должна быть юридически выверенной и логически непротиворечивой), должны быть отражены в тексте рамочного законопроекта. Это снимет негласное табу на занятие психотерапией практикующих психологов, которые с конца семидесятых годов прошлого века в нашей стране практикуют индивидуальную, групповую психотерапию в экзистенциально-гуманистическом и психодинамическом подходах, не относящихся к сфере непосредственной медицинской деятельности и не являющихся составной частью медицинской модели психотерапии.
Еще раз хочу подчеркнуть, что психотерапия выходит за пределы медицинской деятельности, однако применение психотерапии в сфере медицины, включая психосоматическую медицину, требует наличия у специалиста профильного высшего образования (в данном случае медицинского).
5. В статье 2 предлагаемого законопроекта имеет смысл:
- внести следующие понятия: методическая и внеметодическая супервизия практической деятельности;
- детализировать понятие психологической помощи, включая:
- индивидуальное психологическое консультирование (личностно-ориентированное и проблемно-ориентированное);
- супружеское и семейное консультирование;
- индивидуальная психотерапия в рамках психологической модели (довольно устоявшийся термин, широко употребляющийся в профессиональных, в том числе отечественных, руководствах);
- групповая психотерапия;
- коучинг, организационное и бизнес-консультирование;
- психологические и социально-психологические тренинги (возможно, с кратким описанием специфики).
к. м. н., руководитель секции гештальт-терапии Российской психотерапевтической ассоциации, член Координационного совета, сопредседатель Совета супервизоров Третьяк Л.Л.
Спасибо большое, Леонид Леонидович, за детализацию и конкретизацию профессиональной деятельности психологов! Ясные предложения, способствующие развитию качественной, профессиональной практической деятельности в сфере психологии, с учетом долгосрочных перспектив.
, чтобы комментировать
Спасибо, Леонид Леонидович, за ясные и понятные формулировки.
, чтобы комментировать