
Мелик-Пашаев Александр Александрович
доктор психологических наук
Москва
Учебное заведение: аспирантура ПИ РАО
Место работы: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Должность: главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности
Интересы: 
психология творчества, психология и педагогика искусства. Руководитель группы «Психологические проблемы художественного развития», главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО. Член Союза художников РФ. Главный редактор журнала «Искусство в школе». 
Достижения: 
Автор концепции эстетического отношения к миру как целостно-личностной основы художественного развития и художественно-творческой  одаренности, трактовка способностей как «органов самореализации» творческого Я человека, создание ряда оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития в его актуальных и потенциальных формах, работы, направленные на преодоление разрыва между научным познанием в его традиционном понимании - и духовным опытом и др. В последних работах А.А. Мелик-Пашаева рассматривается вопрос о «ключевых» переживаниях, которые определяют направление и успешность творческой самореализации человека в дальнейшей жизни, а также обосновывается понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека. 
Создано 26.10.2013
Комментарии: 1
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Художник в ребенке
 - 30 лет на службе Сообществу: юбилей «Психологической газеты»
 - Опыт творчества универсален
 - «О времени и о себе». 40 лет Капустнику Психологического института
 - Юбилей — это момент перехода на новую ступень развития
 - Инсайт: загадка или тайна?
 - А.А. Мелик-Пашаев о личности художника и психологии художественного творчества
 - Реорганизация = ликвидация?
 - Педагогика как область творчества
 - С Днём психолога!
 - Поздравляем Наталию Львовну Карпову!
 - Роль пафоса в восприятии искусства
 - К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
 - Творчество, одаренность, развитие
 - Актуализация творческого потенциала ребенка как норма развития
 - Наследие Михаила Чехова и психология творчества
 - Александр Мелик-Пашаев — автор первых иллюстраций к «Мастеру и Маргарите»
 - А.А. Мелик-Пашаев: «Иностранец в психологии»
 - Об артпрофилактике, гуманизме, диалоге и принятии другого. Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 4
 - «Психическое тело и вертикальное Я человека». Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 3
 - Одаренность – норма, ненормальность – ее отсутствие. Интервью с А.Мелик-Пашаевым. Часть 2
 - «Психология, творчество, человек»: серия интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 1
 - Детское творчество и центральное телевидение
 - «Невоенные воспоминания о войне»
 - Юбилей «Искусства в школе»: итоги и планы
 - Мелик-Пашаев А. А. Замечания по Проекту постановления правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
 
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Опубликована программа симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
 - Персонологическая рефлексия жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Шадрикова в психологии, когнитологии и педагогике
 - НК «Золотая Психея»: Большое жюри VI созыва
 - Дифференционно-интеграционная теория как методологическая основа консолидации исследований в области психологии развития
 - Опубликована программа конференции «Синтез искусств: культурные практики рождения образа мира»
 - Чудновский В.Э. «Не промахиваться мимо человека»
 - Опыт инсайтных переживаний будущих педагогов-психологов и его образовательный потенциал
 - XXV Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2023 года: определены финалисты
 - Arts Therapy Fest «Полилог модальностей»: искусство для помогающих специалистов
 - Проблемы психологии искусства обсудили на всероссийской конференции
 - 17-й Саммит психологов: опыт соприсутствия и опора в практике
 - НК «Золотая Психея»: определены финалисты
 - Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили в ПИ РАО
 - Ритм и пластическую культуру личности обсудили в Психологическом институте РАО
 - Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности
 - Опубликована программа конференции «Ритм и пластическая культура личности»
 - Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
 - Социально-психологические аспекты сопровождения потенциально одаренных обучающихся
 - Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили на международном симпозиуме
 - Памяти Галины Николаевны Кудиной
 - Вручены награды Российской академии образования
 - Этапы 100-летнего развития психологической науки
 - Как не мешать развитию детской одаренности?
 
Участие в конкурсе «Золотая Психея»
- «Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы психологии искусства"», 09 - 10 ноября 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.), лауреат
 - «Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы», учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.), лауреат
 - «Рабочая концепция одаренности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2003 г.), номинант
 
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
- «Фестиваль ARTS THERAPY FEST "Полилог модальностей"», 5 - 6 ноября 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.)
 - «О науке и о жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами», печатное издание (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)
 



