Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Навигатор профилактики девиантного поведения — 2022» (методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся)


Организация: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Актуальность

Проблема отклоняющегося поведения в последние годы является предметом обсуждения как на государственном уровне, так и в профессиональном сообществе различных специалистов, работающих в сфере детства и системе профилактики правонарушений несовершеннолетних. Чаще всего с данным социальным феноменом сталкиваются работники системы образования, так как девиантное поведение имеет свою траекторию развития и может начинаться еще в начальной школе и достигать максимума у обучающихся подросткового возраста. При этом в динамично меняющемся мире возникают новые виды девиаций и социальных рисков, требующих поиска адекватных методов профилактической, коррекционной и реабилитационной работы.

Основное содержание работы

В мае-июне 2018 года в рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны Навигатор профилактики и памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий («Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся»).

В 2022 году коллектив экспертов ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского разработал обновленную усовершенствованную версию методического инструмента «Навигатор профилактики» и памяток по признакам различных видов девиантного поведения. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволяет достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру, а также применить общий или специализированные алгоритмы действий. Изменена структура «Навигатора»: по-новому представлена последовательность видов девиантного поведения, акцентирующая наиболее опасные из них. Пакет разработок включает в себя:

  • Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения.
  • Навигатор профилактики.
  • Памятка по социально-психологической дезадаптации.
  • Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.
  • Памятка по агрессивному поведению.
  • Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.
  • Памятка "Риск нападения обучающимся на образовательную организацию".
  • Памятка по делинквентному поведению.
  • Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению.
  • Памятка по рискованному поведению.

Материал визуализирован в виде инфографичных схем, описывающих признаки нарушений поведения, порядок и возможную последовательность действий специалистов образовательных организаций для достижения целей профилактики социальных рисков. Содержание документов сопряжено между собой и составляет единый комплекс координированных памяток с алгоритмами действий.

Результаты и выводы

Итоговый обновленный вариант инструмента был представлен на заседании рабочей группы «Безопасность детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства 10 декабря 2022 года. Его материалы представлены на сайте университета по открытой ссылке, указанной в заявке.

Отметим, что с 2018 года «Навигатор профилактики» используется во всех образовательных организациях России. Разработчики получают положительные отзывы о данном инструменте (рецензии на "памятки" представлены на странице, посвященной проекту). Авторы «Навигатора профилактики» регулярно проводят повышение квалификации и вебинары для специалистов системы образования на основе материалов разработки. В декабре 2022 года на основе обновленной версии Навигатора реализуется одна из таких программ для педагогов-психологов, социальных педагогов, директоров образовательных организаций и представителей КДНиЗП, представляющих все регионы РФ (количество слушателей программы составляет больше 1 тысячи человек).

Разработанные памятки по различным видам девиаций и алгоритмы действий по ситуациям рисков и профилактике девиантного поведения соответствуют предъявляемым требованиям к методическим инструментам и могут быть использованы не только специалистами образовательных учреждений, но и должностными лицами системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)


За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег:
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 23 читателя
12.03.2024 22:08:45Бабичева Виктория ВикторовнаДевиантное поведение самое интересное направление. И очень актуальная потребность. Голосую за этот проект.
12.03.2024 22:08:44Королева Юлия Вячеславовнаактуальный инструмент для каждого учителя, системный подход, понятная структура
12.03.2024 22:08:44Шиянкова Елена ГеннадьевнаОчень полезный, четко и наглядно выполненный, практический инструмент для педагогов, психологов, родителей, студентов ВУЗов. Тема очень актуальная в современной школе!
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:44Ильиных Елена АлександровнаОчень полезный инструмент для специалистов готовым помочь несовершеннолетним с социально опасном положении.
12.03.2024 22:08:44Пахальян Виктор ЭдуардовичДефицит материалов для профилактической работы
12.03.2024 22:08:43Грибоедова Оксана ИвановнаОчень хороший инструмент для педагогов. Он так нужен и важен в сегодняшней школе. Благодарю авторов!!! И желаю победы!
12.03.2024 22:08:43Ремеева Альфия ФаатовнаИнтересный проект!
12.03.2024 22:08:43Тушминцева Лена ЮрьевнаПонравилась идея)
12.03.2024 22:08:43Белоусова Алла КонстантиновнаОтличный материал, интересен к ознакомлению, заслуживает внимания.
12.03.2024 22:08:43Кузнецов Артур АлександровичИнтересные предложения.
12.03.2024 22:08:43Нечесова Светлана ВалерьевнаСлучаи детской жестокости всегда обескураживают. Самое страшное в них - непонимание, что нужно конкретно предпринять, чтобы их было как можно меньше. В методических материалах, подготовленных психологами МГППУ, перечислены признаки девиаций у детей и подростков, заметив которые, психологи и педагоги смогут вовремя среагировать на ситуативные риски, связанные с девиантным поведением. Очень актуальный материал.
12.03.2024 22:08:43Бовина Инна БорисовнаИдея, качество, перспективы
12.03.2024 22:08:43Черёмушкина Елена ВикторовнаАктуальный проект!
12.03.2024 22:08:43Хайрова Зульфия РафиковнаЭффективный помощник в работе педагога-психолога!
12.03.2024 22:08:43Никифорова Екатерина АлександровнаМатериал представлен в наглядной форме и очень удобен для практической работы
12.03.2024 22:08:43Коваль Александра СергеевнаИнтересная и феноменальная конференция для обмена опытом в юридической психологии для студентов и преподавателей.
12.03.2024 22:08:43Захарова Анастасия ВладимировнаЦенный ресурс для специалистов, которые в своей работе сталкиваются с проблемами девиантного поведения у детей и подростков.
12.03.2024 22:08:43Бойкина Екатерина ЭдуардовнаМатериалы сочетают в себе и глубинный научный подход, и четкую систематизацию материала. Очень удобный и крайне необходимый инструмент для специалистов, работающих с несовершеннолетними. Спасибо авторам за такую работу!
12.03.2024 22:08:43Мельникова Дарья ВячеславовнаПрекрасный практико-ориентированный инструмент, понятный и структурированный.
12.03.2024 22:08:43Елисеева Марина ГеннадиевнаПрекрасно организованная конференция
12.03.2024 22:08:43Дворянчиков Николай ВикторовичУникальный и очень доступный инструмент нацеленный на самую широкую аудиторию, помощь в сопровождении различных видов отклоняющегося поведения
12.03.2024 22:08:43Солондаев Владимир КонстантиновичВысококачественный материал по одной из наиболее актуальных проблем. Особое достоинство - форма представления материала.
12.03.2024 22:08:43Горпинченко Екатерина ВикторовнаОтличный материал, прекрасно систематизирован, удобен в работе, активно используются в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:43Мальцева Татьяна ВячеславнаИнтересный подход. Очень понравилось.
Голос из ВКонтакте

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su