Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Дом моего Я» (дополнительная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков)


Автор:
Грибоедова Оксана Ивановна
Плавск, Тульская область

Организация: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" (Тульская область)

Актуальность разработки программы

В рамках реализации новой задачи образования — воспитания гармонично развитой личности — и в связи с  переменами, происходящими во всех сферах современного общества и требующими от каждого человека все более высокого уровня социальной и индивидуальной компетентности, способности к самоорганизации во всех видах жизнедеятельности, современным школьникам  важно иметь знания о себе, уметь проводить адекватную оценку своих возможностей, иметь способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром, реализовывать свою потребность в самопознании и саморазвитии.

В связи с этим, аутопсихологическая компетентность, понимаемая исследователями как активность человека, направленная на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способность использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Степнова Л.А.), становится одним из определяющих факторов саморазвития и самоопределения школьников, сохранения и поддержания их психологического благополучия.

Новизна курса

Однако, несмотря на абсолютную очевидность необходимости развития аутопсихологической компетентности в подростковом возрасте, в современной отечественной психолого-педагогической науке и практике  крайне мало исследований и разработок по развитию аутопсихологической компетентности подростков. Можно предположить, что наличие данной проблемы связано с тем, что эта компетентность как компонент содержания образовательного процесса специфична по своей сути: аутопсихологическая компетентность не может задаваться с помощью традиционных программно-методических средств, а требует создания новых научно-практических дисциплин и технологий, новых форм межсубъектного взаимодействия. Именно этим обусловлена необходимость разработки специальной психологической программы для подростков по развитию аутопсихологической компетентности, реализацию которой предлагает автор, и которую могли бы осуществлять квалифицированные специалисты — педагоги–психологи системы образования. Анализ научной литературы и практических разработок показал, что в настоящий момент дополнительных общеразвивающих программ развития аутопсихологической компетентности подростков в отечественной науке и практике не разработано.

Цель программы

Развитие аутопсихологической компетентности подростков.

Задачи программы

  • способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;
  • создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;
  • обеспечить подростков средствами самопознания;
  • сформировать навыки самодиагностики;
  • обучать саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.

Содержание

Программа занятий состоит из 10 встреч. Отличительной особенностью программы является то, что все занятия построены с использованием общей метафоры «дом моего Я» («дом моей души», «мой внутренний дом»), метафорично связывая каждую встречу с подростками с функциональной частью дома. Все занятия данной программы имеют общие взаимодополняющие структурные блоки: «психологический этюд по теме», «основное психологическое упражнение», «самодиагностика», «мульттерапия», «психогигиена».       

Результаты

Опыт реализации программы позволяет сделать вывод о ее результативности и эффективности для подростков. Итоговые показатели, изученные с помощью методов психодиагностики, экспертной оценки и изучения субъективного мнения участников программы, показывают положительную динамику развития аутопсихологической компетентности в части потребности в самопознании, мотивации к саморазвитию и навыков самодиагностики и саморегуляции (содержательный материал «Результаты программы»).

Достижения программы

  • программа вошла в Открытый реестр программ, вызывающих доверие профессионального сообщества, рекомендованных для применения Министерством просвещения РФ (распоряжение от 28.12.2020 г. №Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях", Приложение 2, №02.16);
  • программа включена в Реестр психолого-педагогические программ, рекомендуемых для организации и проведения профилактической работы в образовательной организации методических рекомендаций Министерства образования РФ: Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации. Методические рекомендации для специалистов в области профилактики, педагогических работников общеобразовательных организаций / Автор-составитель: Заева О.В. Под ред. Фальковской Л.П. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019, стр. 49;
  • программа стала лауреатом Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2018;
  • в 2018 году программе присвоен гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для реализации в образовательных организациях и ППМС-центрах», программа прошла экспертную оценку ООО "Федерация психологов образования России";
  • программа стала победителем регионального конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2018;
  • программа опубликована: Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Методическое пособие для педагогов-психологов по материалам программ – лауреатов XIV Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2018. Издательство: Общественная организация "Федерация психологов образования России";
  • программа успешно оценена на региональном конкурсе «Призвание — учить» в 2022 году (победитель).

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 57 читателей
12.03.2024 22:08:44Богданова Татьяна ГеннадьевнаВеликолепно.
12.03.2024 22:08:44Аксёнова Дина ЮрьевнаМне нравятся творческие люди их идеи и разработки
12.03.2024 22:08:43Пермякова Ольга ЛеонидовнаХороший проект и программа взяла себе в пользование, спасибо из Омска.
12.03.2024 22:08:43Лучина Наталия АлександровнаВажная и значимая тема.
12.03.2024 22:08:43Ходакова Лола МихайловнаВ свете современных реалий, считаю данный проект актуальным и востребованным в образовательных организациях! К сожалению, в настоящее время детя подросткового возраста тяжело справится со своими эмоциями, внутренними переживаниями, что может отразиться на восприятии себя как личности, а также окружающего мира. Результативность реализации данной программы подтверждает её эффективность, таким образом подтверждая свою важность и актуальность.
12.03.2024 22:08:43Зозуля Галина АнатольевнаОтличный проект! Очень актуальный
12.03.2024 22:08:43Шалагинова Ксения СергеевнаОксану Ивановну знаю как компетентного специалиста, сильного практика. Делала рецензию на ее программу- хороший практико ориентированный контент
12.03.2024 22:08:43Страхова Евгения ВикторовнаДля меня это полезная и важная программа
12.03.2024 22:08:43Савина Екатерина ВладимировнаПолагаю, что данная программа очень полезна и актуальна. Она является отличным инструментом психолога.
12.03.2024 22:08:43Мурзина Ольга СергеевнаАктуальная и интересная тема!
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:43Замарахина Ольга СергеевнаОчень актуальная тема в работе с подростками
12.03.2024 22:08:43Назарова Ольга АлексеевнаАктуальность, новизна
12.03.2024 22:08:43Решилина Ирина ФедоровнаДанная программа - практический инструментарий, позволяющий создавать условия для формирования позитивной Я-концепции подростков и оказывать им поддержку в различных жизненных ситуациях.
12.03.2024 22:08:43Бескрестнова Елена ИвановнаПолезная Программа, разработанная педагогом практиком с большим стажем работы. Верю в успех.
12.03.2024 22:08:43Барминова Наталья ВладимировнаЯрко, актуально и очень познавательно. Действительно, на мой взгляд, позволяет развить аутопсихологическую компетентность подростков.
12.03.2024 22:08:43Кругляченко Майя НиколаевнаМне нравятся творческие люди и их творческие идеи и разработки
12.03.2024 22:08:43Скорова Виктория НиколаевнаГолосую, потому что я считаю очень важным помощь подросткам в самопознании. Хороший инструмент, разработанный практиком с большим стажем работы в детской психологии. Мне нравятся творческие люди и их идеи!
12.03.2024 22:08:43Иванова Евгения СергеевнаУникальная направленность программы от психолога с большим стажем
12.03.2024 22:08:43Попова Дарья СергеевнаДанная тема действительно актуальна в наше время и в современной психологии
12.03.2024 22:08:43Васина Мария РомановнаГолосую, потому что считаю важным помощь подросткам в самопознании. Программа составлена с качественным творческим подходом)
12.03.2024 22:08:43Зимина Анастасия АндреевнаОчень интересный проект
12.03.2024 22:08:43Милютина Юлия АлександровнаОчень полезная программа
12.03.2024 22:08:43Фельдман Инесса ЛеонидовнаОчень профессионально сделанная программа ,реально работающая, выполнена практикующим психологом
12.03.2024 22:08:43Акатова Елена Дмитриевнапрограмма полезна и актуальна, т.к. детей с данной проблемой становится много. Эта программа доступна для детей и родителей. В программе имеются элементы новизны, которые логично сочетаются с классической психологией.
12.03.2024 22:08:43Горланова Мария СергеевнаАутопсихологическое сопровождение подростков - очень актуальная тема на сегодняшний день!
12.03.2024 22:08:43Зотина Флора ТельмановнаИнтересно. Будем следить за успехами
12.03.2024 22:08:43Салохина Наталья МихайловнаУдачи! Мы с вами и всегда поддержим.
12.03.2024 22:08:43Смоленкова Оксана ГеннадьевнаОтличная рабочая программа для подростков, опробована в работе!!!!! Спасибо большое автору !!!!
12.03.2024 22:08:43Фундаева Наталья ВикторовнаАктуальная на сегодняшний день программа, которую можно использовать в ОУ
12.03.2024 22:08:43Ревина Татьяна НиколаевнаОчень интересная программа.
12.03.2024 22:08:43Саврулина Светлана ЮрьевнаОксана Ивановна, удачи Вам!
12.03.2024 22:08:43Мамадалиева Наталья ВасильевнаАктуальная тема, интересная подача. Хорошая рабочая программа!
12.03.2024 22:08:43Ющишина Анна НиколаевнаМастер своего дела!
12.03.2024 22:08:43Чубарова Светлана АнатольевнаЧрезвычайно актуальная программа для подроскового возраста. Помогает решить самые насущные экзистенциальные проблемы развития личности подростка
12.03.2024 22:08:43Абанина Галина АлександровнаПолезная программа
12.03.2024 22:08:43Калпахчева Людмила Владимировнамне нравятся творческие люди и их творческие идеи и разработки
12.03.2024 22:08:43Какушкина Татьяна АлександровнаПрограмма очень интересная, доступная в применении в ОУ.
12.03.2024 22:08:43Бабенко Юлия ВитальевнаОтличная работа, отличный специалист
12.03.2024 22:08:43Секлетеева Мадина РамзановнаМне нравятся творческие люди и их творческие идеи и разработки!
12.03.2024 22:08:43Бабаева Ирина ВикторовнаМне как учителю и классному руководителю очень интнресна эта тема, так как современным школьникам  важно иметь знания о себе, уметь проводить адекватную оценку своих возможностей, иметь способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром, реализовывать свою потребность в самопознании и саморазвитии.
12.03.2024 22:08:43Валенева Светлана ИвановнаКлассный материал
12.03.2024 22:08:43Акатова Кристина ИгоревнаОчень полезная информация
12.03.2024 22:08:43Денисова Татьяна ВикторовнаСчитаю очень важно способствовать развитию самопознания подростков.
12.03.2024 22:08:43Мазурова Юлия ВикторовнаХороший психолог! Внимательно слежу за ее публикациями!
12.03.2024 22:08:43Клименко Валентина ИгоревнаХорошая программа, разработанная практиком с большим стажем работы в детской психологии.
12.03.2024 22:08:43Шершнева Оксана ВалерьевнаТема выбрана очень актуальная, программа имеет реальные позитивные результаты.
12.03.2024 22:08:43Ермакова Елена СергеевнаОчень полезный инструмент
12.03.2024 22:08:43Мазепова Оксана ВадимовнаДанная программа- отличный психологический инструмент на все времена! Эффективность и доказательнная база этой программы были отмечены на многих уровнях. Лично знакома с автором программы. Это Профессинал своего дела! Увлеченно, глубоко и много лет занимается изучением проблемы самопознания подростков.Востребованный психолог - практик!!
12.03.2024 22:08:43Гигирева Елена ВасильевнаГрамотный психолог, отзывчивый человек, который реально помогает людям и подросткам. Ее победы в профессиональном плане говорят сами за себя. Удачи . Мы очень рады, что на Плавский земле родился такой самородок.
12.03.2024 22:08:43Борисова Елена ГеннадьевнаПроект заинтересовал. Работа с подростками-одно из сложнейших направлений в деятельности психолога,а с подростками, имеющими особенности в развитии, работать нужно, имея богатый практический опыт. Ценность проекта для меня очевидна!
12.03.2024 22:08:43Баранина Алёна ИгоревнаГолосую, потому что считаю важным помощь подросткаи в самопознании;
12.03.2024 22:08:43Чунихин Юрий Алексеевичуникальная программа
12.03.2024 22:08:43Ведерникова Юлия НиколаевнаОчень актуально для профессиональной работы.
12.03.2024 22:08:43Майорова Ольга ВладимировнаГолосую, потому что считаю важным помощь подросткам в самопознании. Эта тема очень актуальна. Программа хорошо читается и понятна для практикующего психолога.
12.03.2024 22:08:43Рыжова Светлана ВикторовнаЗамечательная программа: логически грамотно выстроены темы, использованная метафора ДОМА для исследования своего внутреннего мира позволяет раскрыть разные аспекты самосознания подростков.
12.03.2024 22:08:43Силаева Ольга Владимировнарабочий инструмент психолога, ценно
12.03.2024 22:08:43Задонская Екатерина АнатольевнаОтличная программа, очень нужная и эффективная для подростков!!!
12.03.2024 22:08:43Алферова Жанна ИхтиаровнаОксана Ивановна- практик с большим стажем работы в детской психологии. Голосую, потому что считаю, что данная программа поможет подросткам в своем самопознании. Желаю победы!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su