Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Способы развития творческих способностей детей» (методические рекомендации)


Актуальность

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Творческая деятельность – один из важных способов самореализации личности. Она невозможна без включения индивида в социальный мир, социальные структуры, систему социальных отношений. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка. Современное  образование пытается решить эту проблему, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться и реализовать свои возможности. Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка, в результате которой, создается нечто новое,  а основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Новизна

На основании опыта работы авторов предлагаются некоторые способы развития творческих способностей детей, подтвержденные патентами РФ:

  • Патент на полезную модель № 89901 «Способ развития творческих способностей ребенка и устройство для развития творческих способностей»
  • Патент на изобретение № 2378709 «Способ развития творческих способностей учащихся»
  • Патент на изобретение № 2378710 «Способ развития творческих способностей учащихся»
  • Патент на изобретение № 2378711 «Способ обучения изобразительной деятельности»
  • Патент на изобретение № 2378712 «Рисовальный конструктор»
  • Свидетельство № 2017620354 «Манипулятивное конструирование: практическое  пособие».

Дается авторская азбука представления обучающего материала, позволяющая наглядно демонстрировать последовательность действий при работе над созданием художественного образа, что существенно облегчает ребенку с проблемами в развитии реализовывать свой замысел, воплощая его на бумаге в графике или аппликации.
 
Практическая значимость

Способность к продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от взаимоотношений со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги), которые способствуют или блокируют творческую активность ребенка. Положение о ведущей определяющей роли взрослого в процессе обучения является общепризнанным в педагогике. Процесс формирования творческих способностей – процесс двусторонний, в котором должен принимать участие не только ученик, но и педагог, который должен стремиться к постоянному самосовершенствованию.
Игровой характер изобразительных упражнений и техник позволяет усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.
Будучи непосредственно связанной, с учебной деятельностью, творческая  деятельность расширяет ее возможности, способствует формированию у учащихся психологических посылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил.
Цель: развитие творческих способностей (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских) у детей разного возраста и категорий (дошкольники, младшие школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья) в процессе художественного создания и преобразования образа во внеурочной деятельности.


Технология развития
Учитывая то, что дети обладают различным запасом представлений и навыков и им трудно создавать образ в рисовании, считаем, что во многих случаях изображение предмета в аппликации должно опережать его изображение в рисовании: дети прежде составляют образ методом подвижной аппликации (манипулятивное конструирование), потом рисуют его, а затем выполняют композицию в объеме.
Мы предлагаем новые способы обучения изобразительной деятельности и развития творческих способностей детей с помощью собственного манипулятивного рисовального конструктора. Сочетание аппликации и рисования  существенно расширяет возможности использования конструктора в самостоятельной творческой деятельности. Данный способ развивает графическую умелость, воображение, чувственно-двигательную координацию.

Результативность

Данная методика по развитию творческих способностей прошла апробацию в коррекционных школах VIII вида (№20, №80), начальных классах («Лицей №34»), а также в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста («Центр развития личности», детский дом №5) города Новокузнецка.

Основными результатами  являются

  • повышение мотивации обучающихся;
  • приобретение практического опыта;
  • увеличение скорости овладения навыками созидательной и преобразовательной деятельности;
  • эмоциональная вовлеченность в творческий процесс;
  • повышение результативности.

Достижения детей в художественно-творческой деятельности:

  • победитель  Международного конкурса (лицей №34), 2019г
  • участие в Международном конкурсе (шк. №.20), 2019г.
  • победители Всероссийских фестивалей для детей с ОВЗ (шк. №.20),  2016-2019г.г.
  • лауреаты (2 место) Всероссийского конкурса (лицей №34), 2018г.
  • лауреаты (2, 3 места) областных выставок- конкурсов (д\д №5, ЦРЛ), 2013-2015г.г.
  • победители, лауреаты (2, 3 места) городских выставок- конкурсов (шк. №.20, №80, д\д №5, ЦРЛ ), 2013-2019г.г.

Достижения авторов в области развивающих инновационных технологий:

  1. Медаль «Золотой Фонд Российского образования», 2016г.
  2. Медаль «Н.И. Пирогов», 2018г.
  3. Медаль «Элита Российского образования», 2018г.
  4. Специальный почетный знак «Золотой Фонд Российского образования», 2019г.

Технологии развивающего обучения художественному мастерству помогают детям  в более короткие сроки освоить навыки рисования, конструирования и моделирования и способствуют раскрытию и развитию потенциальных возможностей и способностей, заложенных в них; позволяют формировать положительное отношение к учебному процессу.

Предназначено: для индивидуальной, групповой и совместной деятельности  с детьми разного возраста и различных норм развития.
Адресовано: психологам, педагогам, воспитателям.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 8 читателей
Васильева Вера Васильевнатекст проверяется
Липатова Нина ФедоровнаТема актуальна, так как развитие у детей творческих способностей - составная часть воспитания. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармоничного развития личности ребенка.
Батарчук Марина ИвановнаПолезная и интересная информация для тех, кто работает с детьми, родителей
Шумихина Марина Ивановнапроект понравился!
Свириденко Наталья АнатольевнаАктуальная тема, отличный проект
Власова Александра ЕвгеньевнаПрекрасный проект, написано легко читается быстро
Спиглазова Надежда ИвановнаСоздаются условия для творческой самореализации личности ребенка. Эффективные авторские технологии просты и доступна для всех категорий детей, за короткие сроки способствуют раскрытию и развитию потенциальных возможностей и способностей, заложенных в ребенке.. Актуальный и позитивный проект!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 223, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su