Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа психолого-педагогической поддержки становления экзистенциальной личности взрослого “Экзистенциал”»


Актуальность, новизна  и практическая значимость

На заре отечественной психологической практики и в психологическом просвещении, и в консультировании доминировал вопрос (и, соответственно, ответ на него): «Как жить в мире с собой и окружающими, как сотрудничать с людьми и добиваться своих целей»? Сегодня социальная компетентность – программа-минимум. Программа-максимум – стать личностью экзистенциальной, то есть подлинно существовать: иметь волю к смыслу, хотеть, мочь и иметь право быть, обеспечивать свое бытие, быть способным к экзистенциальному повороту – изменению отношения к ситуации при невозможности изменить саму ситуацию. Потому существует необходимость в создании программ групповой работы соответствующей направленности.

Научная новизна проекта состоит в приближении коммуникативного пространства групповых занятий к глубинному общению (методологическая основа – учение о глубинном общении Батищева Г.С, Бахтина М.М., Бубера М., Бюджентала Д.). Глубинное общение – это онто-коммуникациия, то есть бытийное общение. Оно предполагает полифоническое сотрудничество, доминантность на всех Других, восприятие любых проявлений Другого как Дара.

Исключение ситуаций споров, возражений, несогласий способствует коммуникативной раскрепощенности участников и переживанию ими ценности собственной услышанности как факта Со-бытия.

Практическая значимость состоит в том, что проект воспроизводим и имеет несколько вариантов внедрения: а) целостно – в психологических центрах, киноклубах (открытые группы взрослых 18-60 лет); б) выборочно – в вузовском и поствузовском образовательном процессе (включение в психологические практикумы). Проект является вкладом в интеграцию психологической практики и практической педагогики и андрогогики.

Цель данного проекта – актуализация экзистенциальных потребностей участников групповых занятий и формирование мотивации к экзистенциальному существованию.

Этапы реализации

  1. 2011 – анализ экзистенциальной проблематики, заявленной участниками предыдущих программ автора («Зрелость» (2006), «Кризис» (2009), «Ценность» (2011) и индивидуальном консультировании.
  2. 2011–2012 – создание программы «Экзистенциал»: отбор фильмов и изучение их содержания, определение логики программы в целом, логики и содержания каждого занятия.
  3. 2012–2013 – доработка и апробация программы: целостно – в Центре реабилитации и коррекции (г. Сыктывкар), отдельные занятия и фрагменты занятий – для студентов специальностей «Психология» и «Социальная работа» (Сыктывкарский госуниверситет), «Филология» (Коми государственный пединститут)

Содержание проекта

Предлагаемая программа состоит из 10 занятий с кинокоммуникацией в центре каждого.

Отбор фильмов в данную программу определялся их художественной ценностью, признанной на кинофестивалях, и наличием в содержании экзистенциальной проблематики.

Занятия проводятся в технологии «Педагогическая мастерская» и потому называются мастерскими.

Структура каждого занятия – трехчастная: 1. погружение в тему, «разогрев»; 2. просмотр фильма и общение вокруг его содержания; 3. закрепление реориентации личности, работа по личным запросам.

Процедуры: информирования, аналитические, игровые, арт-терапевтические, психодраматические.

Логика каждого занятия: движение от себя наличного, через постижение смысловой многослойности фильма – к себе, потенциально возможному, как становящейся экзистенциальной личности.

Тематика занятий

Названия мастерских

Цель

Фильм

1. Поиск

Формирование представления о поиске себя в экзистенциальном смысле

«Перемирие», реж. С. Проскурина, 2010.

2. Увлечения

Осознание необходимости решать экзистенциальную задачу перехода от «игры» к подлинному бытию.

 

«Увлечения», реж. К. Муратова (1994)

3. Ревность

Осознание экзистенциальных причин ревности.

«Эйфория», реж. И. Вырыпаев (2006)

4. Измена

Осознание роли общих модусов существования в отношениях пары

«Изгнание», реж. А. Звягинцев (2007)

5. Туман

Осмысление содержания кризиса середины жизни как обретения статуса взрослого человека на пути познания и самопознания

«Ежик в тумане», худ. Ю. Норштейн (1976)

6. Ответ

Осознание данностей человеческого существования

«Серьезный человек», реж. И. и Дж Коэны (2009)

7. Небо

Осознание неизбежности экзистенциального выбора

«Мне бы в небо», реж. Дж. Рейтман (2009)

8. Простота

Осмысление связи выхода из кризиса середины жизни с переоценкой ценностей

«Простые вещи», реж. А. Попогребский (2007)

9. Апокалипсис

Осознание необходимости экзистенциального поворота в трудных жизненных ситуациях и последствий его отсутствия

«Елена», реж. А. Звягинцев (2011)

10. Невозможность

Сохранение человека в себе как экзистенциальная проблема

«Географ глобус пропил», реж. А. Велединский (2013)

Результаты, выводы

Наблюдения автора, содержание оперативной (по окончании каждого занятия) и отсроченной обратной связи позволяют констатировать:

  • Работа в группе по программе «Экзистенциал» становится для участников жизненным событием, в котором происходит сложный, скрытый анализ прежних форм отношений к себе, другим, миру и зарождение новых.
  • В обстановке максимальной психологической безопасности, которой характеризуется онтокоммуникация, интериоризируются знания и смыслы, резонирующие с экзистенциальными потребностями личности, с ее стремлением подлинно существовать.
  • Отдельные занятия программы или их фрагменты, встроенные в учебный процесс, способствуют формированию: а) интереса к вычитыванию смыслов «Интеллектуального кино», интереса к экзистенциальной психологии; б) интереса к самопознанию, появлению мотивации к участию в тренингах личностного роста.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su