Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Рисовальный конструктор: уроки творчества как инструмент развития личностных и регулятивных УУД» (практическое пособие)


Актуальность, новизна и значимость.

В свете новых образовательных стандартов ФГОС НОО, в условиях огромного информационного потока актуальной становится задача развития активности обучающихся, их способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств личности, как оригинальность, гибкость мышления, самостоятельность, инициативность. Самостоятельную творческую деятельность считают одним из средств развития универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Опираясь на собственный  многолетний практический опыт,  мы предлагаем  новые  способы  развития творческих способностей детей в изобразительно- конструкторской деятельности.

Предметно-практическая  деятельность,  направленная   на раскрытие и развитие потенциальных возможностей и способностей  (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских), заложенных в ребенке  обеспечивает развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук; способствует накоплению и обогащению творческого опыта познания действительности, создания и преобразования объектов, ситуаций;  побуждает интерес детей к науке, искусству, художественному и техническому творчеству; позволяет формировать положительное отношение детей к учебному процессу, улучшать восприятие (слуховое, визуальное и тактильное), глазо-двигательную координацию, пространственную ориентировку и комбинаторику.

Цели и задачи проекта

Цель: создание практического  пособия для развития  УУД.

Задачи:

  • разработать технологию, направленную на наиболее полное  раскрытие личностного,  интеллектуально - творческого потенциала  учащихся;
  • создать эффективный инструмент развития УУД,  объединяющий   доступные детям виды деятельности  (рисование, аппликацию, конструирование, игру).

Предложенное практическое пособие  предназначено для обучения  младших школьников изобразительно - конструкторской деятельности, развития творческих способностей, пространственного мышления, воображения и мелкой моторики рук  в свете новых стандартов ФГОС НОО.

Оно содержит  сведения об устройстве и способах  развития творческих способностей, материалах  необходимых для обучения. Пособие выполнено в мультимедийной форме, что придает ему наглядность и, соответственно, доступность и понимание. Содержит оригинальные рисунки. Создана  инновационная  форма представления  обучающего материала с использованием анимации, позволяющая наглядно демонстрировать последовательность действий при работе над созданием  тематической игрушки.

 Нами  разработан инструмент развития  личностных и регулятивных УУД – рисовальный конструктор.

Эффективность конструктора заключается в том, что, во-первых,  он  обладает свойством самодельной игрушки, т.е. двух видов труда: изготовление модульных элементов и конструирования из них игрушки. Таким образом,  труд воспроизводящий связывается с трудом творческим в едином процессе.  Во-вторых, он состоит  из минимального количества модульных элементов (3), из которых ребенок может самостоятельно создавать  различные игрушки по своему желанию.  В третьих,  методика его применения объединяет разные, наиболее доступные виды деятельности (рисование, аппликацию, конструирование, игру), что позволяет использовать его для обучения навыкам подвижной аппликации, создания мультфильма, а также для изотерапии и сказкотерапии. В-четвертых, особенностью данного устройства является то, что его можно использовать для индивидуальной, групповой и совместной деятельности с детьми младшего школьного возраста, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая то, что дети обладают различным запасом представлений и навыков и им трудно создавать образ в рисовании, считаем, что во многих случаях изображение предмета в аппликации должно опережать его изображение в рисовании: дети прежде составляют образ методом аппликации, потом рисуют его карандашом или красками, а затем выполняют композицию в объеме.

Использование  пособия в практической деятельности поможет сформировать личностные УУД:

  • положительное отношение к деятельности, мотивационную основу деятельности, реализацию творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
  • регулятивные УУД: самостоятельную ориентировку  в задании, анализ и отбор информации, планирование и корректировку работы, самостоятельное  оценивание результатов  труда;
  • коммуникативные УУД: приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи

В настоящее время  практическое пособие  используется       в   работе с детьми   в Центре детского творчества «Флагман», в «Лицее № 34», школах №38 II вида, №№ 20 и 80 VIII вида, детском доме №5 с классами коррекции VII вида г. Новокузнецка.

Занятия в игровой форме, построенные на основе изобразительно-конструкторской деятельности создают уникальную возможность для самореализации личности.

У детей младших школьников на  занятиях отмечается   высокая активность, любознательность,  растёт их интерес к занятиям, максимальная  включенность в творческий процесс, самостоятельность.

Пособие полезно  для психологов, учителей школ,  педагогов дополнительного образования, родителей и всех заинтересованных творческим развитием детей младшего  школьного возраста, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Оригинальность и новизна пособия подтверждены  Федеральной службой по интеллектуальной собственности   (Свидетельством  № 2013 621074), 2013год.

Проект был одобрен и получил рекомендацию  от Кемеровского отделения  РПО, факультета  психологии НФИ КемГУ (Кемеровского государственного университета).


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 27 читателей

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su