Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Расправь свои крылья» (коррекционно-развивающая методика для детей с ОВЗ в возрасте 6-12 лет)


Организация: ООО "Русская Цапля"

Данная методика направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с легкими интеллектуальными нарушениями: синдромом Дауна, ДЦП), РАС, с детьми с СДВГ, ЗПР и ЗРР, ОНР, ТНР в возрасте от 6 до 12 лет. Большинство этих детей не могут обучаться в обычной школе, или родители не готовы отдавать ребенка в коррекционную, поэтому, находясь на семейном или домашнем обучении, они становятся изолированными от детского общества вместе со своими родителями.

Программа создавалась, адаптировалась и корректировалась на базе частной коррекционной школы Санкт-Петербурга «Русская Цапля» с 2020 года по настоящее время.

 Актуальность методики:

  • оказание системной психологической помощи этим детям;
  • создание условий для понимания и принятия ребенком себя и других;
  • повышение уверенности в себе;
  • формирование навыков коммуникации и решения конфликтов;
  • социализация каждого ребенка.

Дополнительная задача — нестандартная форма помощи в освоении текущей учебной программы ребенком (вне зависимости от вида обучения) за счет коррекции и развития интеллектуальной сферы, а именно всех процессов внимания и некоторых операций мышления (из-за нарушений развития, например, у детей с легкими интеллектуальными нарушениями не формируется логическое, абстрактное, дивергентное, пространственное мышление).

Основное содержание

Методика включает в себя коррекционно-развивающую работу одновременно в двух направлениях: эмоционально-поведенческом и интеллектуальном. Продолжительность программы от 7 месяцев до 2 лет.

Проводится на основе игры по острову «Русская Цапля». Все сопричастные к этой идеи люди (родители детей, сотрудники, родственники авторов) внесли свой вклад в создание тех или иных элементов методики.

Методика «Расправь свои крылья» — это игра длиною в несколько лет.

Создана философия острова «Русская Цапля»:

  • остров и карта к нему;
  • персонаж острова (Руся Цапелькин) как проекция для каждого ребенка его достижений и преодолений своих ограничений через путешествие по острову;
  • письменность со своим алфавитом и специальные визуальные дневники с разноцветными наклейками – названием учебных предметов (для детей, которые не могут научится читать или писать), специальные тетради для формирования границ текста;
  • система достижительной мотивации: система баллов для учета достижений ребенка, мотиваторы для детей и родителей, авторские кубки, которые вручаются в конце учебного года;
  • авторские учебники и рабочие тетради по эмоционально-поведенческому блоку с иллюстрациями;
  • авторский учебник по развитию мышления с иллюстрациями и дополнительным сенсорным материалом;
  • презентации по развитию внимания на основе школьной программы по окружающему миру для ее усвоения.

Интеллектуальный блок делится на 2 уровня

  1. Коррекция и развитие мышления у детей с легкими интеллектуальными нарушениями: анализ-синтез, сравнение-обобщение.
  2. Коррекция и развитие внимания у детей с ЗПР, ЗРР, СДВГ, РАС: включаемость в работу, концентрация, объем внимания, переключаемость.

Эмоционально-поведенческий блок делится на 2 уровня

  1. Первый год занятий по программе «Учение без мучения» направлен на снижение тревожности, эмоционального напряжения, коррекцию самооценки, формирование навыков самоконтроля и коммуникации.
  2. Второй год занятий по программе «Остров» направлен на формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Изначально методика проводилась со школьниками начальных классов с низким уровнем учебной мотивации в группах, индивидуально офлайн и онлайн. Но максимальные результаты показала в работе именно с детьми с ОВЗ.

Результаты, выводы

За время применения данную методику прошли более 150 детей. До начала и после завершения проводится входящая, промежуточная и исходящая диагностика на основе методики Л.А. Ясюковой. По результатам прохождения методики в 2021-22 уч. году у детей наблюдаются следующие изменения:

  1. 100% показатели повышения учебной мотивации и улучшение показателей волевых качеств.
  2. Улучшение показателей развития внимания на 21%.
  3. Улучшение показателей развития мышления на 76%.
  4. Снизился уровень тревожности и утомляемости у всех детей, прошедших занятия по нашей методике.

Социальная значимость психологической работы с детьми с ОВЗ одна из самых острых и актуальных на сегодняшний день как в нашей стране, так и в мире.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)


За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег:
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su