Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Мастер-класс года для психологов»
Реферат проекта

«Правополушарное рисование как способ оптимизации психологического состояния» (семинар)


Арт-терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. А для некоторых людей это единственный способ  заявить миру о себе как о творческой личности. Арт-терапия способствует процессу осознания себя и своего места в мире людей, предметов, явлений, даёт возможность отреагировать собственные страхи, агрессию, внутренние конфликты. Одним из наиболее распространённых и эффективных видов арт-терапии является изотерапия, где в качестве основного психотерапевтического средства используется рисунок.

В рамках изотерапии существует много интересных методик и техник. Я предлагаю в качестве такой техники методику правополушарного рисования, которая имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Она даёт возможность работать с любыми людьми, в том числе, людьми с физическими ограничениями и детьми с 3-х лет.
  2. Даёт возможность использовать метод изотерапии у людей, «не умеющих рисовать», и таким образом научить их отреагировать свои эмоциональные проблемы.
  3. Способствует оптимизации психического состояния человека за счёт гармонизации работы двух полушарий мозга и создаёт, таким образом, условия для развития творческого мышления, а также – служит основой профилактики возникновения психических и психосоматических заболеваний.
  4. За счёт быстрой результативности повышает самооценку человека, его уверенность в себе, способствует пополнению эмоционального ресурса у людей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе), развитию позитивного мироощущения.
  5. Даёт возможность работать и индивидуально, и в группе.

Методика основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии 1981 года за достижения в области работы головного мозга, РоджерсаУолта Сперри. Далее метод доработан художником Бэтти Эдвардс.

Физиологической основой правополушарного рисования является деятельность соответствующих нейронных структур, обеспечивающих активизацию правого полушария мозга, стимулирующего творческую активность человека. Дополнительными факторами, усиливающими эффективность данной методики, являются:

  • попадание в зону ближайшего развития почти каждого человека, не являющегося художником (с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития);
  • положительное эмоциональное подкрепление в виде повышения самооценки и уверенности в себе (с точки зрения теории бихевиоризма);
  • постепенная трансформация мыслей, убеждений: от «Я вообще не умею рисовать» до «Оказывается, я здорово рисую!» (с точки зрения когнитивно-поведенческой  концепции);
  • активизация, пробуждение  «внутреннего ребёнка» (с точки зрения транзактной теории Э. Берна), что стимулирует творчество и спонтанность.

  Основными принципами использования данной методики являются:

  1. Преимущественное использование в начале работы левой руки, для «усыпления бдительности левополушарного режима работы мозга», преобладающего у большинства людей.
  2. Некритичность, предоставление свободы выбора в процессе рисования.
  3. Техничность – вооружение подопечных конкретными (простыми, эффективными и выразительными) техниками и средствами изобразительной деятельности.
  4. Обеспечение быстрой результативности деятельности за счёт малого размера работ и других технических приёмов.

Данная методика была апробирована на детях и взрослых разных социальных групп и категорий: здоровых детях от 3 до 18 лет, детях-инвалидах, детях, оставшихся без попечения родителей, взрослых. Работа проводилась и индивидуально, и в группах от 5 до 20 человек, и в парах «мать-ребёнок». В результате использования правополушарного рисования были отмечены следующие изменения:

  • Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».
  • Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к другим видам деятельности.
  • Развитие и активизация творческого потенциала – в процессе занятий дети и взрослые придумывали свои авторские изобразительные техники.
  • Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.
  • Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: образного мышления, пространственного воображения, зрительно-моторной координации (особенно у детей с заболеванием ДЦП).

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 33 читателя

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su