Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Экология отношений» (психолого-педагогическая программа)


Актуальность, научная и практическая значимость

Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?». В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок – «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», – это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Трудности и противоречия, связанные с формированием Я-концепции подростка и влияющие на характер его взаимодействия с социальным окружением, с референтной группой, нередко создавая атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии, можно преодолеть. Создание доброжелательной атмосферы во временном детском коллективе, развитие конструктивных взаимоотношений между подростками являются обязательными условиями для эффективной самореализации детей.

Проект «Экология отношений» – это своеобразная школа интеллектуально-творческого развития и самовыражения учащихся, объединенных по выбранным темам исследования, в ходе которых подростки не только учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, с социальным окружением, но пробуют себя в исследовательской деятельности.

Изучение подростком других в проекте начинается с познания такого близкого и такого незнакомого – самого себя. На основании исследования себя подростки заинтересовываются в исследовании других, в рамках чего происходит осознание, что я такой же.

Опыт, приобретенный на занятиях по программе «Экология отношений», оказывает не только эффект «поддержки» в сложный для подростков период, но и создает определенный социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении, новые положительные Я-схемы («Я значу», «Я любим», «Я могу» и т.п.).

Основное содержание работы (или ее этапы)

Проект ориентирован на приобщение подростков к исследовательской деятельности через изучение себя и коллектива. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи: пробудить потребность к познавательной и аналитической деятельности, создають условия для формирования практических навыков и умений в области исследовательской деятельности; познакомить подростков с исследовательскими методиками по изучению своих личностных особенностей, разработать собственные анкеты и опросники. Особенностью программы является то, что подростки не только пишут исследовательские работы, но и защищают свои работы на малой научно-практической конференции.

Программа включает в себя 14 занятий, которые  реализуются в 3 этапа.

1. Подготовительный этап:

  • разработка педагогом-психологом 4 тематических занятий, направленных на познание личностных особенностей подростков, по темам, которые подбираются исходя из актуальных проблем в рамках смены детского лагеря;
  • распределение подростков по направлениям. Например, в рамках тематического проекта 5 смены 2013 года «Терра инкогнита» в д/л «Штормовой» ВДЦ «Орленок» подросткам на выбор предлагалось несколько направлений, которыми они могли заниматься, исходя из своих интересов: «Туризм», «Краеведение», «Жизнь Чёрного моря» и т.д. Подростки, которых заинтересовало психологическое направление, стали участниками проекта «Экология отношений»;
  • посещение подростками тематических занятий. На занятии «Волшебная страна» подростки знакомятся друг с другом и происходит создание команды единомышленников. На втором занятии «Искусство общения» ребята узнают об общении. Занятие «Конструктивное взаимодействие» направлено на актуализацию личного опыта подростков, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте на модели игровой ситуации. Занятие «Эмоции и чувства» ориентировано на обращение подростков к особенностям и принятию собственного эмоционального мира. После проведенных занятий подростки выбирают заинтересовавшую их тему исследования, объединяются в группы по интересам и пишут исследовательские работы.

2. Основной этап:

  • написание исследовательских работ (8 занятий), основой для которых может стать одна из тем прошедших занятий. В ходе написания исследовательских работ с подростками проводятся консультации в рабочем режиме. При проведении исследований в качестве исследовательской группы выступали подростки, отдыхающие в детском лагере.
  • подготовка и защита работы на малой научно-практической конференции.

3. Заключительный этап – анализ результатов.

Итогом проекта «Экология отношений» стал мастер-класс «Барьеры общения». По отзывам участников, они получили много полезной информации о чувствах и эмоциях, научились конструктивно общаться и разрешать конфликтные ситуации, отметили доброжелательную атмосферу на занятиях, которая помогла им раскрыться и повысить уверенность в себе. Значимым результатом является получение опыта выступления и защиты собственной исследовательской работы в рамках малой научно-практической конференции. Таким образом, программа «Экология отношений» способствует не только самопозанию, но и развитию у подростков коммуникативной культуры, развитию навыков исследовательской работы.

Результаты, выводы

  • Создан банк исследовательских работ подростков по темам: «Барьеры общения», «Причины конфликтов», «Типы поведения подростков в конфликтных ситуациях», «Что такое дружба», «Мир эмоций».
  • Тематические занятия проекта легли в основу курса занятий «Экипаж-семья» для подростков всего лагеря в рамках экипажной работы.
  • По результатам данного проекта было представлено выступление Зариповой А.А. «Опыт исследовательской деятельности в рамках психологического направления» на Научно-практической конференции ВДЦ «Орленок».
  • Проект «Экология отношений» введен в программу д/л «Штормовой» в рамках исследовательских смен.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su