«Экология отношений» (психолого-педагогическая программа)
Актуальность, научная и практическая значимость
Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?». В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок – «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», – это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Трудности и противоречия, связанные с формированием Я-концепции подростка и влияющие на характер его взаимодействия с социальным окружением, с референтной группой, нередко создавая атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии, можно преодолеть. Создание доброжелательной атмосферы во временном детском коллективе, развитие конструктивных взаимоотношений между подростками являются обязательными условиями для эффективной самореализации детей.
Проект «Экология отношений» – это своеобразная школа интеллектуально-творческого развития и самовыражения учащихся, объединенных по выбранным темам исследования, в ходе которых подростки не только учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, с социальным окружением, но пробуют себя в исследовательской деятельности.
Изучение подростком других в проекте начинается с познания такого близкого и такого незнакомого – самого себя. На основании исследования себя подростки заинтересовываются в исследовании других, в рамках чего происходит осознание, что я такой же.
Опыт, приобретенный на занятиях по программе «Экология отношений», оказывает не только эффект «поддержки» в сложный для подростков период, но и создает определенный социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении, новые положительные Я-схемы («Я значу», «Я любим», «Я могу» и т.п.).
Основное содержание работы (или ее этапы)
Проект ориентирован на приобщение подростков к исследовательской деятельности через изучение себя и коллектива. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи: пробудить потребность к познавательной и аналитической деятельности, создають условия для формирования практических навыков и умений в области исследовательской деятельности; познакомить подростков с исследовательскими методиками по изучению своих личностных особенностей, разработать собственные анкеты и опросники. Особенностью программы является то, что подростки не только пишут исследовательские работы, но и защищают свои работы на малой научно-практической конференции.
Программа включает в себя 14 занятий, которые реализуются в 3 этапа.
1. Подготовительный этап:
- разработка педагогом-психологом 4 тематических занятий, направленных на познание личностных особенностей подростков, по темам, которые подбираются исходя из актуальных проблем в рамках смены детского лагеря;
- распределение подростков по направлениям. Например, в рамках тематического проекта 5 смены 2013 года «Терра инкогнита» в д/л «Штормовой» ВДЦ «Орленок» подросткам на выбор предлагалось несколько направлений, которыми они могли заниматься, исходя из своих интересов: «Туризм», «Краеведение», «Жизнь Чёрного моря» и т.д. Подростки, которых заинтересовало психологическое направление, стали участниками проекта «Экология отношений»;
- посещение подростками тематических занятий. На занятии «Волшебная страна» подростки знакомятся друг с другом и происходит создание команды единомышленников. На втором занятии «Искусство общения» ребята узнают об общении. Занятие «Конструктивное взаимодействие» направлено на актуализацию личного опыта подростков, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте на модели игровой ситуации. Занятие «Эмоции и чувства» ориентировано на обращение подростков к особенностям и принятию собственного эмоционального мира. После проведенных занятий подростки выбирают заинтересовавшую их тему исследования, объединяются в группы по интересам и пишут исследовательские работы.
2. Основной этап:
- написание исследовательских работ (8 занятий), основой для которых может стать одна из тем прошедших занятий. В ходе написания исследовательских работ с подростками проводятся консультации в рабочем режиме. При проведении исследований в качестве исследовательской группы выступали подростки, отдыхающие в детском лагере.
- подготовка и защита работы на малой научно-практической конференции.
3. Заключительный этап – анализ результатов.
Итогом проекта «Экология отношений» стал мастер-класс «Барьеры общения». По отзывам участников, они получили много полезной информации о чувствах и эмоциях, научились конструктивно общаться и разрешать конфликтные ситуации, отметили доброжелательную атмосферу на занятиях, которая помогла им раскрыться и повысить уверенность в себе. Значимым результатом является получение опыта выступления и защиты собственной исследовательской работы в рамках малой научно-практической конференции. Таким образом, программа «Экология отношений» способствует не только самопозанию, но и развитию у подростков коммуникативной культуры, развитию навыков исследовательской работы.
Результаты, выводы
- Создан банк исследовательских работ подростков по темам: «Барьеры общения», «Причины конфликтов», «Типы поведения подростков в конфликтных ситуациях», «Что такое дружба», «Мир эмоций».
- Тематические занятия проекта легли в основу курса занятий «Экипаж-семья» для подростков всего лагеря в рамках экипажной работы.
- По результатам данного проекта было представлено выступление Зариповой А.А. «Опыт исследовательской деятельности в рамках психологического направления» на Научно-практической конференции ВДЦ «Орленок».
- Проект «Экология отношений» введен в программу д/л «Штормовой» в рамках исследовательских смен.