Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Веревочный курс: тренинг командообразования» (тренинг для младших подростков)


Актуальность, научная и практическая значимость

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС-2) устанавливает требования к формированию у обучающихся личностных и метапредметных компетенций. Среди них особую группу составляют социальные компетенции и коммуникативные умения. Особенно важны данные умения при переходе от учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте к интимно-личностному общению – ведущей деятельности в подростковом возрасте.

Важно научить подростков учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; уметь слушать и вступать в диалог; уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; планировать сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

На формирование этих умений у младших подростков и направлен предлагаемый проект.

Научная и практическая значимость проекта состоит в разработке специального тренинга по формированию социальных компетенций и коммуникативных умений младших подростков. Тренинг разработан для проведения в условиях детского лагеря, в нашем случае – Летняя психологическая школа (ЛПШ). Очень важным для хорошего отдыха в детском лагере и для эффективности работы ЛПШ является сплоченный, дружный коллектив, строящий свои взаимоотношения на принципах уважения, взаимопомощи и поддержки.

Веревочный курс представляет собой серию специально разработанных упражнений, которые помогают сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. Главная идея Веревочного курса состоит в том, что все упражнения выполняются всеми участниками, словно они связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка используется при проведении некоторых упражнений.

Основное содержание работы

Веревочный курс адаптирован нами для младших подростков и проведен в июне 2013 г. во время работы Летней психологической школы на базе МОБУ СОШ с. Белое Озеро Гафурийского района РБ, которая является экспериментальной площадкой кафедры психологии БГПУ им.М.Акмуллы и работает по теме «Формирование когнитивной культуры обучающихся в образовательной среде сельской школы» (научный руководитель – к.пс.н., профессор кафедры психологии И.И.Ахтамьянова).

У членов кафедры уже был опыт проведения Веревочного курса со слушателями ЛПШ в 2011 и 2012 гг. Но тогда это были разновозрастные группы, в которую входили слушатели от 10 до 17 лет.

Упражнения были построены таким образом, чтобы вовлечь всех без исключения ребят в их выполнение. В результате каждый член группы и вся группа в целом участвовали в достижении поставленных целей. Таким образом, в ходе преодоления сложных этапов у участников тренинга формируется ответственная позиция друг к другу и коллективу, формируются коммуникативные умения и навыки взаимодействия.

По завершению подобных Веревочных курсов мы наблюдали такой эффект, который обычно достигался только к концу Летней психологической школы: группа становилась сплоченной, наблюдалась доброжелательная атмосфера, развивались навыки взаимопомощи, быстро преодолевались барьеры в общении, выявлялись лидеры, которые вели за собой всех остальных слушателей ЛПШ.

Но, как показал опыт проведения Веревочного курса с разновозрастной группой, младшие подростки чаще всего являются пассивными исполнителями, а решение о том, как выполнять то или иное задание, принимают старшие школьники. В итоге в группе младших подростков не формируется командный дух, не проявляются творческие и коммуникативные качества; не формируются такие важные коммуникативные навыки как совместное решение проблем и выработка стратегии; не развивается воображение и нестандартное мышление (способность находить нестандартные решения); не развиваются навыки эффективной коммуникации.

Поэтому в 2013 году было решено провести Веревочный курс только с младшими подростками. Веревочный курс был проведен в виде сюжетной игры «В поисках сокровищ» по мотивам известного фильма «Пираты Карибского моря». В ходе игры-тренинга участники преодолевали различные препятствия, продвигаясь по территории, где зарыт клад, указанный на карте. Главный персонаж – Пират – давал детям задания. Чтобы как можно быстрее достичь поставленной цели, маленькие искатели должны были объединиться и, помогая друг другу, выполнять задания. Всего за весь день участникам тренинга удалось выполнить девять заданий из десяти. Таким образом, это мероприятие носило не только развлекательный характер, но и учило детей работать в команде, оказывая взаимопомощь друг другу.

Тренинг командообразования (Веревочный курс) состоит из трех частей: вводная часть, сам тренинг и рефлексия.

Система тренинговых упражнений, условно подразделяется на три блока: групповая работа – сплочение коллектива; индивидуальная работа - преодоление себя в различных ситуациях; упражнения на доверие к коллективу. Каждое упражнение создано таким образом, чтобы участники испытали определенные трудности в его решении. Необходимым элементом тренинга была рефлексия. Анализ каждого упражнения, проведенный сразу после его выполнения, давал ребятам возможность увидеть, зачем они боролись, и что они могут сделать в жизни иначе, чтобы преодолеть подобные трудности более эффективным способом.

Веревочный курс – это программа самообучения, в которой участники познают все сами, из собственного опыта, собственных действий. Ведущие не говорят, что и как надо делать. Ребята получают этот ценный опыт сами. Работа ведущего – направить их на получение этого опыта. А две главные цели – командный дух и лидерство - включают в себя много других: выработка групповой стратегии, творческий подход, самовыражение, доверие другим и вера в себя, честность, доверительность, поддержка успехов других и признание своих, решение проблем, уверенность в себе, результативное лидерство.

Результаты

Проведенный веревочный курс показал эффективность подобной работы.

Веревочный курс для детей – это:

  1. захватывающая игра, участники которой могут повеселиться и расслабиться, получая удовольствие от самого процесса игры;
  2. учебная программа, которая позволяет испробовать разные модели поведения и взаимодействия со своими сверстниками, получить навыки командной работы, сделать свой вклад в достижении командной цели;
  3. школа индивидуального роста, которая дает возможность лучше познать себя и других своих сверстников, ощутить свои сильные и слабые стороны, выйти, открыть новые возможности, получить опыт коллективного взаимодействия, участия в игре, получить опыт переживания и различные эмоции, торжество победы, доверие, чувство локтя;
  4. осознание и рефлексия полученного опыта и пережитых ощущений в ходе коллективных обсуждений или индивидуального общения.


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 47 читателей
12.03.2024 22:08:12Рылкова Алия А
12.03.2024 22:08:12Вазирова Алия М
12.03.2024 22:08:12Арданова Лилия

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su