Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«"Книга жизни" как метод психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки» (практико-методологический проект)


Актуальность и новизна

Несмотря на возросший интерес к проблемам замещающих семей, отраженный в работах отечественных ученых, таких как Аладьин А.А., Николаева Е.И., Олейник В.В., Ослон В.Н., Фурманов И.А., Япарова О.Г., практика психологического сопровождения опекунской семьи, по нашему мнению, разработана недостаточно. В процессе психологического сопровождения опекунских семей были выявлены специфические проблемы, которые для их решения требовали методологического инструментария. Предлагаемый к рассмотрению метод «Книга жизни» является продуктом практического опыта психологического сопровождения опекунских семей.

Метод является важной составной частью программы психологического сопровождения замещающих семей с родственной формой опеки. Его эффективность напрямую зависит от последовательного прохождения всех этапов программы.

Цели и задачи

Цель метода: создание непрерывности истории жизни ребенка, находящегося в семье с родственной формой опеки, как условие его психологической реабилитации.

Под психологической реабилитацией ребенка мы понимаем определение его места и роли в семейной системе через восстановление структуры семьи с включением всех ее репрессированных членов.

Задачи метода:

  1. Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка;
  2. Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка;
  3. Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка;
  4. формирование уверенного поведения ребенка.

Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби, теория поля К. Левина, концепция незавершенного действия Б. В. Зейгарник.

Основное содержание метода «Книга жизни»

Метод предназначен для психологической реабилитации ребенка в возрасте до 12 лет в процессе сопровождения семьи с родственной формой опеки.

У опекаемых детей диагностируются проблемы по основным психическим компонентам: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Наблюдаются чувство неполноценности, неуверенность в себе, низкая самооценка, трансформирующиеся в осложненные формы поведения, еще больше затрудняющие общение.

Указанные проблемы обусловлены отсутствием непрерывности истории жизни ребенка. Для формирования непрерывности истории жизни ребенка необходимо опираться на принципы программы психологического сопровождения опекунских семей.

Примерная структура работы

Тема

Задачи

Содержание работы со страницей

«Линия жизни» (стр. 1)

Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка и его представлений о том, что с ним произошло

Вводим ребенка в предстоящую деятельность. Помогаем ему найти себя на линии жизни.

«Ты видишь линию жизни. Представь, что ты кораблик и плывешь по линии жизни как он по океану. (Предлагаем на выбор ребенку картинки - раскраски с разными моделями корабликов). Выбери и раскрась его. Покажи на линии, где сейчас находишься ты - кораблик. Как ты сюда попал?»

«Вперед в прошлое» (стр. 2)

Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка

Вместе с опекуном воспроизводим историю встречи родителей ребенка. Создаем их положительный образ. На странице ребенок приклеивает заранее выбранные фотографии отца и матери. Пишем историю «Мои родители». Воссоздаем их позитивный образ.

«Я родился!» (стр. 3)

«Что в имени моем» (стр. 4)

«Город, в котором я родился» (стр. 5)

«Я расту» (стр. 6)

Пишем историю рождения ребенка (дата, место, рождения, знак зодиака, историю выбора имени, его значение, великие люди, рожденные под таким же знаком зодиака и носивших имя ребенка, антропометрические данные ребенка). Создаем позитивный образ – Я ребенка.

«Так случилось...» (стр. 7)

Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка

Работа с травмой потери кровной семьи. Работа с чувствами ребенка – виной, обидой, гневом. Проговаривание причин изъятия ребенка из кровной семьи. Создаем вместе с ребенком и опекуном генеалогическое древо.

«Мои друзья» (стр. 8)

«Мои достижения» (стр. 9, 10)

Формирование уверенного поведения ребенка

Взращивание ресурса ребенка. Пишем истории о друзьях, о достижениях, о значимых событиях в жизни ребенка.

Результаты и выводы

Метод «Книга жизни» разработан и апробирован на базе МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска в 2013 г.

Результаты работы по методу «Книга жизни» представлены в таблице

Опекунские семьи

Результаты работы по основным психическим компонентам

Когнитивный компонент

Эмоциональный компонент

Поведенческий компонент

Семья №1 (опекун – 73 года, опекаемая – 10 лет)

Принятие потери кровной матери, отца

Эмоциональная стабильность, достаточный уровень сформированности самоконтроля

Уверенное поведение, умение планировать свою деятельность

Семья №2 (опекун – 65 лет, опекаемый – 8 лет)

Воссоединение с кровной матерью, включение в семейную систему умершего отца ребенка

Эмоциональная стабильность, снижение тревожности

 

Уверенное поведение

Семья №3 (опекун – 56 лет, опекаемая – 8 лет)

Сформировано принятие потери кровных родителей опекаемой

Наблюдается положительная динамика в снижении невротических реакций

Тенденция к снижению «прилипчивости», возрастанию уверенности в себе

Представленные результаты практической работы подтверждают эффективность метода «Книга жизни». Данный метод является надежным инструментом в создании непрерывности истории жизни ребенка в ее позитивной коннотации.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 699 читателей
12.03.2024 22:08:14Банникова Инна
12.03.2024 22:08:14Морганова Рада
12.03.2024 22:08:14Кулганов Морен
12.03.2024 22:08:14Береговая Юлия
12.03.2024 22:08:14Дроганов Олег
12.03.2024 22:08:14Рысковец Павел
12.03.2024 22:08:14Разуваев Дамир
12.03.2024 22:08:14Фомичев Максим
12.03.2024 22:08:14Король Нэля
12.03.2024 22:08:14Тишкина Мира
12.03.2024 22:08:14Рубина Елена
12.03.2024 22:08:14Тимохина Вера
12.03.2024 22:08:14Прыгина Женя
12.03.2024 22:08:14Друнина Нина
12.03.2024 22:08:14Жукова Майя
12.03.2024 22:08:14Юшина Лея
12.03.2024 22:08:14Грошев Андрей
12.03.2024 22:08:14Филаткин Антон
12.03.2024 22:08:14Гренкин Лева
12.03.2024 22:08:14Такбаев Дамир
12.03.2024 22:08:14Горелов Борис
12.03.2024 22:08:14Малин Эдик
12.03.2024 22:08:14Коровкина Нюша
12.03.2024 22:08:14Колякина Ира
12.03.2024 22:08:14Горина Юля
12.03.2024 22:08:14Потапкин Олег
12.03.2024 22:08:14Крючков Сергей
12.03.2024 22:08:14Новиков Макар
12.03.2024 22:08:14Трегубов Дима
12.03.2024 22:08:14Кирилова Ольга
12.03.2024 22:08:14Ларина Валерия
12.03.2024 22:08:14Каримов Гарик
12.03.2024 22:08:14Каренин Михаил
12.03.2024 22:08:14Столина Вера
12.03.2024 22:08:14Горелова Люда
12.03.2024 22:08:14Дронина Ирина
12.03.2024 22:08:14Дудин Николай
12.03.2024 22:08:14Данилкин Илья
12.03.2024 22:08:14Ольга Петрова
12.03.2024 22:08:14Чебушев Женя
12.03.2024 22:08:14Нурова Альмира
12.03.2024 22:08:14Котова Ольга
12.03.2024 22:08:14Дьячков Юрий
12.03.2024 22:08:14Армина Лина
12.03.2024 22:08:14Гравитус Никос
12.03.2024 22:08:14Гарбузова Нина
12.03.2024 22:08:14Дукина Таня
12.03.2024 22:08:14Никонова Валя
12.03.2024 22:08:14Авдеев Роман
12.03.2024 22:08:14Артухина Дина
12.03.2024 22:08:14Шагалов Тимур
12.03.2024 22:08:14Левина Ульяна
12.03.2024 22:08:14Кубрина Олега
12.03.2024 22:08:14Агапов Ярик
12.03.2024 22:08:14Питкина Оля
12.03.2024 22:08:14Петрова Оксана
12.03.2024 22:08:14Логанова Кира
12.03.2024 22:08:14Карелина Анна
12.03.2024 22:08:14Крутиков Иван
12.03.2024 22:08:14Имагова Дарья
12.03.2024 22:08:14Ингутина Лола
12.03.2024 22:08:14Кашапов Нейл
12.03.2024 22:08:14Ташкунова Инна
12.03.2024 22:08:14Сапогова Лена
12.03.2024 22:08:14Соколова Юлия
12.03.2024 22:08:14Китаев Виктор
12.03.2024 22:08:14Петрова Ксения
12.03.2024 22:08:13Власов Игорь
12.03.2024 22:08:13
12.03.2024 22:08:13Руссу Мария
12.03.2024 22:08:13Романов Леонид
12.03.2024 22:08:12Приймак Сергей
12.03.2024 22:08:12Есипова Ирэна
12.03.2024 22:08:12Степанова Дарья Николаевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Шуманов Илья
12.03.2024 22:08:12Т Наталья К

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su