- Шувалов Сергей Борисович
(Северодвинск)
 - Перепелкина Татьяна Евгеньевна
(Северодвинск)
 
Актуальность, научная и практическая значимость.
Семья всегда считалась основой общества. Она учувствует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям жизненного опыта, трудовых навыков, обеспечивает преемственность культуры.
Семья — это также сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и осознается свое место в нем.
В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Доверительное отношение к миру является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.
В настоящее время, особое внимание уделяется роли отца в воспитании ребенка. Это связано с тем, что обретение и сохранение мужчиной статуса мужа и отца стало серьезной проблемой. Растет число разводов, многие дети рождаются вне брака. В результате увеличивается количество неполных семей, состоящих из одного родителя (как правило, матери) и ребенка. Вместе с тем принижается профессиональная роль мужчины. Также происходит снижение авторитета отца из-за неполноценного участия его в семейных делах.
В связи с этим возникла необходимость создания модуля «Социально-педагогическое сопровождение формирования ответственного отцовства».
Цели и задачи.
Целью модуля является актуализация знаний у слушателей о роли отца в воспитании ребенка. Овладение специалистами технологиями, формами, методами социально-педагогического сопровождения формирования ответственного отцовства.
Задачи:
- Сформировать у слушателей представление о роли отца в воспитании ребенка.
 - Совершенствовать навыки специалистов в выборе форм, методов и средств работы по формированию ответственного отцовства.
 
Основное содержание.
В содержание модуля включены темы, отражающие основные научно-теоретические и практические подходы социально-педагогического сопровождения формирования ответственного отцовства.
Структура модуля: пояснительная записка, учебный план, учебно-тематический план, содержание тем модуля, список литературы, информационно-методическое обеспечение модуля.
В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:
- охарактеризовать роль отца в воспитании ребенка;
 - получить практические навыки в выборе форм, методов и средств работы с отцами;
 - актуализировать знания и умения в области социально-педагогического сопровождения формирования ответственного отцовства.
 
Модуль «Социально-педагогическое сопровождение формирования ответственного отцовства» включает в себя 8 часов и заканчивается итоговым контролем в виде собеседования.
Модуль может войти в программу повышения квалификации воспитателей, психологов, социальных педагогов, социальных работников и других категорий педагогических работников.
Краткая аннотация модуля программы.
Категория слушателей: воспитатели, психологи, социальные педагоги, социальные работники и другие категории педагогических работников.
Цель: актуализация знаний у слушателей о роли отца в современном обществе. Овладение специалистами технологиями, формами, методами социально-педагогического сопровождения формирования ответственного отцовства.
Сроки обучения: общее количество часов — 8, из них: лекции — 3, практические — 5.
Режим занятий: 8 академических часов в день.
В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:
- охарактеризовать роль отца в воспитании ребенка;
 - получить практические навыки в выборе форм, методов и средств работы с отцами;
 - актуализировать знания и умения в области социально-педагогического сопровождения формирования ответственного отцовства.
 
Ключевые понятия модуля: «невидимые отцы», «папа по закону», проект, семья, типы семей, типы отцов.
Форма контроля: собеседование, решение психолого-педагогических задач
Учебный план:
| 
				 № пп  | 
			
				 Наименование Тема модуля 
  | 
			
				 Всего часов  | 
			
				 В том числе  | 
			
				 Форма контроля  | 
		|
| 
				 Лекции  | 
			
				 Практ. занятие  | 
		||||
| 
				 1.  | 
			
				 Социально-педагогическое сопровождение формирования ответственного отцовства  | 
			
				 8  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 Собеседование, решение психолого-педагогических задач  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Итого:  | 
			
				 8  | 
			
				 3  | 
			
				 5  | 
			
				 
  | 
		
Учебно-тематический план
| 
				 № пп  | 
			
				 Наименование Тема модуля  | 
			
				 Всего часов  | 
			
				 В том числе  | 
			
				 Форма контроля  | 
		|
| 
				 Лекции  | 
			
				 Практ. занятие  | 
		||||
| 
				 1.  | 
			
				 Отец как носитель культуры  | 
			
				 1  | 
			
				 
  | 
			
				 1  | 
			
				 Собеседование  | 
		
| 
				 2.  | 
			
				 Роль отца в воспитании ребенка  | 
			
				 2  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 Дискуссия  | 
		
| 
				 3.  | 
			
				 Социально-педагогическое сопровождение молодого отца  | 
			
				 4  | 
			
				 
  | 
			
				 4  | 
			
				 Круглый стол. Принятие резолюции  | 
		
| 
				 4.  | 
			
				 Работа с «невидимыми отцами»  | 
			
				 1  | 
			
				 
  | 
			
				 1  | 
			
				 План мероприятий по работе с «невидимыми отцами».  | 
		
| 
				 Итого:  | 
			
				 8  | 
			
				 2  | 
			
				 6  | 
			
				 
  | 
		|
Содержание программы модуля
1. Отец как носитель культуры (практ. занятие — 1 час)
Отцовство как социально-психологический и социокультурный феномен. Отец — общество. Отец как носитель социокультурных традиций.
Дискуссия по теме «Роль отца в воспитании в воспитании ребенка: специфика отцовского воспитания».
2. Роль отца в воспитании ребенка (лекция — 2 часа)
Понятие «семья». Типы семей. Влияние родителей на формирование личности ребенка. Отличие роли отца и матери в воспитании ребенка. Влияние личности отца на воспитание ребенка. Роль отца в воспитании ребенка дошкольного, младшего школьного подросткового и юношеского возраста. Современные типы отцов. Проблемы отцовства. Воспитание детей в семье без отца.
3. Социально-педагогическое сопровождение отца (практ. занятие -4 часа)
Социально-педагогические задачи сопровождения ответственного отцовства. Социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка ответственного отцовства. Проект «Папа — школа: шаг за шагом».
Круглый стол: «Что значит быть ответственным отцом?»
4. Работа с «невидимыми отцами» (практ. занятие — 1 час)
Понятия «невидимые отцы», «папа по закону». Методы, формы работы с «невидимыми отцами». Права и обязанности отца. Права ребенка. Проект «воспитание отцовства»
Разработать план мероприятий по работе с «невидимыми отцами».
Форма и содержание итогового контроля.
В ходе итогового контроля оцениваются результаты освоения модуля, которые проявляются в умениях:
- охарактеризовать роль отца в воспитании ребенка;
- в выборе форм, методов, средств по работе с отцами.
Основной формой итогового контроля является собеседование, решение психолого-педагогических задач.
Информационно-методическое обеспечение модуля
Определение места проведения: музыкальный зал, помещение научно-методической службы ГБСУ АО ССРЦН «Солнышко».
Методические разработки: памятки, рекомендации, карточки, психолого-педагогические ситуации.
Средства обучения:
- ТСО (мультимедийный проектор, ПК магнитофон).
 - печатные (учебники и учебные пособия, справочная литература, раздаточный материал и т.д.);
 - аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, образовательные, учебные видеофильмы и пр.);
 
Раздаточный материал: ручки, карандаши цветные и простые, фломастеры, бумага писчая и цветная, ластики и др.

